Указатель имен
Алексий, епископ Суздальский, Нижегородский и Городецкий, о котором известно, что в 1364 году митрополит Алексий отнял у него епископию Новгородскую и Городецкую. П. Строев приводит о нем такие данные: "Епископы Суздальские: …10) Алексий, 1363 – 65, (лишен епархии). И.У.
Митрополит Киевский и всея Руси (1354 – 1378 гг.)
В миру Бяконт Елевферий Федорович.
Преподобный Антоний (Медведев), архимандрит, наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В миру Андрей Медведев, родился в семье дворового человека князей Грузинских. Благодаря общению с домашним врачом князей Грузинских, приобрел хорошие основы медицинских знаний. В 1812 году, во время службы в Нижегородском ополчении, получил официальное разрешение заниматься врачебной практикой.
Родился в Москве, в боярской семье Сухарусовых (Сахарусовых). В юности постригся в Троицкой обители преподобного Сергия Радонежского, в 1525 году став ее игуменом. Желая безмолвия и пустынного жития, любил посещать тихую Махрищскую обитель, отдыхая здесь от многотрудных обязанностей настоятеля.
Опекун Косьмы Тимофей носил фамилию Вельяминовых, одного из самых знатных и богатых боярских родов в Москве, восходящих к варягам XI века. Достоверно известно, что Тимофей Васильевич был правнуком Протасия Федоровича, упоминаемого в Житии митрополита Петра первого боярина и московского тысяцкого у Ивана Калиты. В момент кончины московского Святителя за отсутствием Ивана Калиты в Москве (21 декабря 1326 года) Вельяминов управлял городом. Ему святитель Петр сделал последние распоряжения и вручил мешок с деньгами для завершения постройки Успенской церкви.
Гедемин или Гедимин (Гедымин)— великий князь Литовский, сын Лютувера или Литавора, брат Витена. По одним источникам, он считался сыном, по другим — конюхом Витена, в заговоре с женой последнего убившим его и овладевшим его троном; при этом русские источники ставили Витена в родословную связь с домом смоленских или полоцких князей. Лишь недавно вновь открытые документы дали возможность установить точную генеалогию Гедемина.
Великий князь Владимирский и Московский с 1359 г., сын князя Ивана Красного, внук Ивана Калиты. Детские годы будущего великого князя прошли под непосредственным влиянием митрополита Алексия, который по смерти великого князя Иоанна Иоанновича в 1359 году стал фактическим главой русских княжеств, до самой смерти оставаясь ближайшим советником в великокняжеском доме.
Преподобная Евфросиния, княжна Суздальская, родилась в 1212 году. В святом Крещении носила имя Феодулия и была старшей дочерью святого мученика Михаила, великого князя Черниговского (память 20 сентября). Благоверный князь Михаил и его супруга Феофания долго не имели детей и часто посещали Киево-Печерскую обитель, где молились Господу о даровании им чад. Благоверная княжна Евфросиния была их первой дочерью, испрошенной у Господа в молитвах. Трижды являвшаяся им Пресвятая Богородица сообщала, что их молитва услышана и Господь дарует им дочь.
Старинный дворянский род, происходящий по преданию от баскака Амрагана, бывшего наместником во Владимире. С 15 века на московской службе, высоких постов не занимали.
Русский великий князь, второй сын Ивана Даниловича Калиты. Родился 30 марта в Фомино воскресенье, на Красную горку. Великий князь Московский с 1354 по 1359 гг. После смерти первой жены Феодосии (дочери брянского князя Дмитрия), в 1342 году женился на дочери московского тысяцкого Василия Вельяминова – Александре (матери будущего великого князя Дмитрия Донского). По завещанию Ивана Калиты получил в удел часть Москвы и ряд городов, в числе которых – Звенигород.
Автор жития преподобного Стефана Махрищского, списки которого датируются кон. XVI - нач. XVII вв.
Жил в XVI веке. По некоторым сведениям был игуменом Московского Данилова монастыря. По мнению В.О. Ключевского (Древнеруссские жития как исторический источник, М., 1871, с.278), житие прп. Стефана начато не позже 1563 г., т.к. автор принялся за него по поручению митрополита Макария.
Родился в 1337 году, происходил из московского боярского рода Вельяминовых. В крещении был назван Косьмой. После ранней смерти родителей осиротевшего мальчика взял на воспитание его родственник Тимофей Васильевич. Опекун Косьмы, занимая высокое положение (окольничий великого князя), пользовался большим доверием Дмитрия Донского.
По достижении Косьмой совершеннолетия Тимофей Васильевич сделал его казначеем своего имения.
Александровский художник-иконописец, реставратор живописи, педагог, фотограф-любитель.
Митрополит Московский с 1542 года. Постриженник Пафнутиево-Боровского монастыря, родственник преподобного Иосифа Волоцкого. Выдающийся представитель русской иерархии, русской культуры и книжности.
Еще находясь на Новгородской кафедре (1526-1542), начал собирать богатейшее и невостребованное до него наследие – сведения о местнопочитаемых русских святых, известную на Руси церковную литературу.
Преподобный Мефодий, игумен Пешношский (XIVв.) был основателем Николо-Пешношского монастыря. В юности он пришел к преподобному Сергию Радонежскому и провел несколько лет под его руководством, затем, по благословению преподобного Сергия, удалился в пустынное место и за рекою Яхромой в лесу поставил келлию. Вскоре в эту глухую и болотистую местность к нему пришло несколько учеников, желавших подражать его жизни. Преподобный Сергий посетил его и дал совет построить обитель и храм.
В миру Павел Васильевич Чертков. Родился 10 августа 1782 года в Москве, в семье диакона. По окончании (в 1803 г.) Славяно-греко-латинской академии остался в ней преподавателем.
В 1810 г. пострижен в монашество и определен проповедником Духовной Академии и соборным иеромонахом Московского Донского монастыря. В 1811 г. возведен в сан архимандрита. Московского Крестовоздвиженского монастыря. В 1813 г. переведен в Московский Знаменский монастырь. С 1814 г. – ректор Вифанской духовной семинарии и настоятель Лужецкого Рождество-Богородицкого монастыря.
Будущий митрополит Московский (в миру - Петр Георгиевич Данилов) родился в семье бедного сельского причетника. Учился в Московской Славяно-греко-латинской академии, после чего был приглашен преподавателем риторики в Троицкую семинарию. В 1761 году принял монашество и стал ректором семинарии.
Преподобный Роман Киржачский — сподвижник и ученик преподобного Сергия, игумена Радонежского (память 25 сентября/8 октября и 5/18 июля). В житии преподобного Сергия сообщается, что после введения в Троицкой обители по благословению святителя Алексия, митрополита Московского (память 12/25 февраля), строгого общежительного устава некоторые из братии стали роптать и выражали недовольство строгостью устава. Преподобный Сергий вынужден был оставить свою обитель и удалился на реку Киржач.
Великий князь Московский и Владимирский, старший сын Ивана Калиты. На великокняжеском престоле с 1340 года. В 1341 г. получил ярлык на великое княжение.
По завещанию Ивана Калиты старший его сын Симеон владел частью Москвы, Можайском и Коломной с волостями и селами. В шестнадцать лет был обвенчан с литовской княжной Айгустой (в крещении – Анастасия), дочерью великого князя Гедемина. Это был первый династический брак с литовскими князьями.
Урожденная княгиня Щербатова. Археолог, председатель Московского Археологического общества (с 1885 года), почетный член Петербургской академии наук, кавалерственная дама ордена Святой Екатерины, жена и сподвижница Алексея Сергеевича Уварова (1825-1884), основателя Императорского Московского Археологического общества и Российского Исторического музея.
Преемник святителя Петра (ум. 21 декабря 1326 г.), первого русского митрополита, избравшего Москву местом первосвятительской кафедры. Грек, ученый монах, знаток церковных канонов и правил. Получил посвящение в Константинополе в 1328 году. Во все время своего правления был полным единомышленником великого князя Ивана Калиты, в том же году возведенного на великокняжеский престол всей России, и его сына Симеона Гордого.
Племянник преподобного Сергия Радонежского, сын его старшего брата Стефана, в крещении Иоанн. В 12-летнем возрасте, после смерти матери, Иоанн был отдан на воспитание преподобному Сергию и тогда же пострижен им в иночество с именем Феодор.
Великий архипастырь, выдающийся проповедник, ученый богослов, духовный писатель, ревнитель православной государственности, влияние которого благотворно сказалось не только в духовно-просветительских и церковно-административных кругах, но и на всей общественной жизни России XIX века.
|
|