Преемник святителя Петра (ум. 21 декабря 1326 г.), первого русского митрополита, избравшего Москву местом первосвятительской кафедры. Грек, ученый монах, знаток церковных канонов и правил. Получил посвящение в Константинополе в 1328 году. Во все время своего правления был полным единомышленником великого князя Ивана Калиты, в том же году возведенного на великокняжеский престол всей России, и его сына Симеона Гордого.
Принявший на себя управление русской митрополией среди крайне трудных обстоятельств, святитель много сил приложил к устроению церковной жизни, особенно, юго- и северо-западной Руси. Митрополит Феогност, как мудрый и ревностный пастырь, употреблял все меры, чтобы, с одной стороны, содействовать московскому князю, а с другой, - чтобы в других русских епархиях, находящихся теперь в Литовском и Польском княжествах, сохранить единство веры.
В 1329 году митрополит Феогност силой церковной анафемы вынужден был смирить псковичей, укрывавших тверского князя Александра Михайловича, навлекшего на себя гнев хана Узбека. Не внимавший убеждениям новгородского Владыки Моисея и великокняжеских послов, Псков усиливал недовольство в Орде, что вынудило святителя пойти на крайнюю меру и закрыть в городе все церкви. Жалея псковичей, князь Александр бежал в Литву, и только этим было предотвращено новое нашествие татар на Русь. Когда же (в октябре 1339 г.) князь Александр был замучен в Золотой орде вместе с сыном Феодором, митрополит встретил их тела во Владимире, отпел со слезами и отправил в Тверь.
Предметом особых попечений и трудов митрополита Феогноста было отношение к Орде и к Греции.
В 1342 году ему пришлось ездить в Орду, отстаивая права и льготы, которыми прежде пользовалось русское духовенство и которые хотел было уничтожить хан Джанибек. Раздав татарам все свои личные сбережения, митрополит отказался собирать дань с церковников, ссылаясь на слова апостола Павла: «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят, а этот храм – вы» (1 Кор. 3, 17). Даже подвергнутый истязаниям митрополит не уступил ордынцам и настоял на том, чтобы хан утвердил за церковью все прежние льготы новым ярлыком. По возвращении святителя в Москву, страшный пожар (четвертый в его правление) опустошил Москву, и митрополит, оставшийся практически без средств, в следующем же году начал восстанавливать церкви.
Церковные смуты, происходившие в то время в Греции, были очень неблагоприятны для Русской Церкви. Предметом особого волнения стали споры о фаворском свете, возбужденные, с одной стороны, Варлаамом и Акиндином, а с другой – преподобным Григорием Паламою. Соборы, составляемые в защиту то одной, то другой стороны (1341-1345), привлекавшие и императоров, разжигали все новые смуты, на фоне которых возникали нестроения и в некоторых русских епархиях. Так была открыта особая Галицкая митрополия с подчинением ей всех епархий Волыни (тогда – Малой России): Владимирской, Холмской, Перемышльской, Луцкой и Туровской. Закрыть Галицкую митрополию и вернуть под свое ведение Волынские епархии митрополит Феогност сумел лишь тогда, когда на Константинопольский престол взошел новый император – Иоанн Кантакузен, а святительскую кафедру занял новый патриарх – Исидор Бухир. Некогда преданный анафеме за приверженность учению Паламы, он теперь отменял все нововведения своего предшественника, патриарха Иоанна XIV, низведенного с кафедры в 1347 году.
Новое испытание Русская Церковь пережила в 1352 году, когда некий инок Феодорит прибыл в Константинополь, желая занять кафедру Русской митрополии и уверяя, что митрополит Феогност скончался. Добившись желаемого в Тернове от патриарха Болгарского, новоявленный русский митрополит поселился в Киеве, но был вскоре осужден цареградским патриархом и другими иерархами. Именно последнее обстоятельство вынудило митрополита Феогноста и великого князя Симеона поспешно отправить своих послов к патриарху и греческому императору с просьбой, чтобы на Русскую митрополию, когда она сделается праздною, был поставлен не кто иной, как избранный уже в России епископ Владимирский Алексий.
Благословением митрополита Феогноста был освящен подвиг преподобного Сергия Радонежского. Незадолго до смерти святителя юный отшельник Варфоломей обратился к нему с просьбой устроить в Радонежских лесах церковь во имя Пресвятой Троицы.
Скончался святитель в марте 1353 года от моровой язвы, жертвой которой стали также великий князь Симеон Гордый и его малолетние сыновья. Погребен в Успенском соборе в приделе святого апостола Петра, основанного им в память о святителе Петре, церковное прославление которого было совершено в 1339 году. В 1471 году мощи святителя были обретены нетленными, а в XIX веке состоялась церковная канонизация. Память святителя Феогноста совершается 14 марта.