• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Таинство Крещения
  • Поминовения
3 сентября 2018 года

Преставление святителя Варлаама, епископа Суздальского, Махрищского чудотворца

≈ 3 сентября, в день преставления святителя Варлаама, епископа Суздальского и Тарусского, Махрищского чудотворца, Божественную литургию в Свято-Троицком Стефано-Махрищском ставропигиальном женском монастыре совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл


Его Святейшеству сослужили: архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, наместник Троице-Сергиевой лавры, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству;  епископ Дмитровский Феофилакт, наместник Андреевского ставропигиального монастыря, управляющий Юго-Западным московским викариатством, протоиерей Сергий Рассказовский, настоятель Патриаршего подворья в честь святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, в Торонто (Канада); протоиерей Андрей Марущак, клирик кафедрального соборного Храма Христа Спасителя г. Москвы; насельники Троице-Сергиевой лавры в священном сане и клирики Стефано-Махрищского монастыря.

За богослужением молились: митрополит Серафим (Джоджуа) (Грузинская Православная Церковь), игумения Казанской Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни (Шамординской обители) Сергия (Щербакова), игумения Зачатьевского ставропигиального женского монастыря Иулиания (Каледа), игумения Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря Викторина (Перминова), игумения Покровского Хотькова ставропигиального женского монастыря Олимпиада (Баранова), сестры обители, благотворители, гости и прихожане монастыря.


За Литургией Предстоятель Русской Церкви рукоположил диакона Михаила Словцова, учащегося магистратуры Московской духовной академии, помощника заместителя председателя Отдела внешних церковных связей, в сан пресвитера.

Проповедь перед причастием произнес протоиерей Георгий Шаповалов, клирик подворья Стефано-Махрищского монастыря в селе Талицы Пушкинского района Московской области.

По окончании Литургии Святейший Владыка совершил славление у честных мощей святителя Варлаама, Махрищского чудотворца


Игумения Елисавета (Жегалова) приветствовала Предстоятеля и преподнесла Его Святейшеству икону Божией Матери с предстоящими преподобным Стефаном Махрищским и святителем Варлаамом.

Во внимание к усердным трудам на благо Святой Церкви и в связи с юбилейной датой со дня рождения, настоятельница Свято-Троицкого Стефано-Махрищского ставропигиального женского монастыря игумения Елисавета (Жегалова) была удостоена ордена преподобного Сергия Радонежского 3-й степени.


Настоятельница Казанской Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни в Шамордине игумения Сергия (Щербакова) была удостоена ордена преподобной Евфросинии Московской III степени.

Настоятель Патриаршего подворья в честь святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, в Торонто протоиерей Сергий Рассказовский был награжден орденом преподобного Сергия Радонежского III степени.

Во внимание к помощи Стефано-Махрищскому монастырю глава администрации Александровского района Владимирской области Першин Игорь Алексеевич был удостоен Патриаршей грамоты.

За участие в трудах по благоукрашению Стефано-Махрищского монастыря Патриарших грамот были удостоены: Демидов Сергей Васильевич - главный архитектор ЦНРПМ МК РФ, Лавданский Александр Александрович - руководитель мастерской церковного искусства "Киноварь", благотворитель обители Бастрыкин Владимир Михайлович.

Затем Святейший Патриарх Кирилл посетил Стефановский храм, где поклонился честным мощам преподобного Стефана Махрищского.


Слово Святейшего Патриарха Кирилла (видео)

Божественная литургия в Стефано-Махрищском женском монастыре (видео)

 

Фотографии Владимира Ходакова


 

Историческая справка

Святитель Варлаам, епископ Суздальский и Тарусский, Махрищский чудотворец, (+3 сентября около 1585г.) был правнуком насельника Махрищского монастыря иеромонаха Серапиона. Начало монашеской жизни положил в Троицкой обители преподобного Стефана, став в 1557 году игуменом монастыря. В 1570 году по повелению царя Иоанна Грозного хиротонисан во епископа Суздальского и Тарусского, на кафедре пребывал около 15 лет. Незадолго до кончины оставляет управление епархией, последние дни жизни проводит в Махрищской обители. Святитель Варлаам участвовал в важнейших церковно-государственных событиях второй половины XVI столетия. Благодаря усердию владыки были прославлены во святых: прп. Стефан Махрищский, прмчч. Григорий и Кассиан Авнежские, прп. Евфросиния Суздальская. Мощи святителя были обретены 9 июля 1998 года. В 2000 году святитель Варлаам был прославлен в лике местночтимых святых Владимирской епархии.

Патриаршая проповедь после Литургии в Стефано-Махрищском ставропигиальном монастыре

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимая матушка Елисавета! Дорогие братья и сестры!

Сердечно благодарю Вас, матушка, за добрые слова, которые Вы сейчас произнесли, и радуюсь, что Господь привел меня именно в этот день в сию святую обитель. Давно хотел побывать здесь, мы с матушкой Елисаветой строили планы на этот счет, но жизнь Патриарха такова, что даже очень тщательно выстроенные планы под воздействием внешних обстоятельств часто рушатся и приходится менять всё, отказываясь и от того, что близко твоему сердцу, что радует тебя как пастыря и христианина.

Так несколько раз мне приходилось отменять посещение этой святой обители. Я очень скорбел, но обстоятельства превышали мои возможности сохранить планы неизменными и приехать сюда. И вот, испытывая не только страх Божий, но и смущение в общении с матушкой, которой многократно обещал посетить обитель, я сказал ей, что есть только один день: «Это 3-е сентября, мати, больше ничего не предвидится». И вдруг она перекрестилась и с каким-то особенным чувством сказала: «Святейший, да ведь это день памяти святителя нашего Варлаама!»

Ну вот как? Я не смотрел в календарь, тем более что его имени в календаре нет. Просто Господь так управил, что, кроме этого дня, у Патриарха не было никакой возможности не только до конца этого года, но и в будущем году посетить Махрищскую обитель. И чем, как не молитвами святителя, не его заступничеством о вас и обо мне, можно объяснить, что именно в этот день я имел возможность вместе со своими собратьями, с сестрами обители, с многочисленными паломниками совершить это богослужение? И, конечно, я радуюсь всему тому, что увидел.

Возрождение этого храма, который, как вы знаете, был приходским, стало очень важным этапом возрождения святой обители. Обитель всегда именовалась Свято-Троицкой, а Свято-Троицкий храм был разрушен, и, как мне в свое время матушка сообщила, никакой возможности его возродить уже нет. Придел возрожден, как вы знаете, но сам храм возродить невозможно. А когда появилась возможность обрести этот храм, тогда я благословил матушку именовать его Свято-Троицким, чтобы историческое название обители не исчезло. И сегодня, поскольку сей главный храм является храмом Святой Троицы, мы по праву используем историческое наименование «Свято-Троицкая Махрищская обитель».

Радуюсь и тому, как благоукрашен этот храм. Вспоминаю, как мы с Вами сюда зашли сразу после его передачи — ничего подобного здесь не было. А сегодня мы можем наслаждаться замечательными росписями, прекрасным пением сестер, радоваться вместе с многочисленными паломниками, которые сегодня здесь.

Хотел бы также сердечно поблагодарить игумений из других монастырей, пришедших вместе с нами помолиться и разделить радость сей обители. Пусть Господь приклоняет милость перед вами.

Господь приклоняет милость пред монашествующими не только потому, что Он благой и любящий Отец, но и потому, что Он особым образом относится к каждому или каждой, кто посвящает Ему свою жизнь. А из этого проистекают и иные последствия. Если мы, облачаясь в монашеские ризы, себя не посвящаем полностью Господу, то подвергаемся особым наказаниям и особому Божиему суду. Вот почему перед тем, как принять постриг, нужно осознать, что через принятие обетов тот или иной человек входит в особые отношения со своим Творцом. Он или она отказываются от мира и от того, что в мире, ради любви ко Господу.

Но этот отказ должен быть по-настоящему отказом. Этот отказ должен быть действительно шагом к особому общению с Богом. Если же этот отказ заключается лишь в том, что одна одежда сменилась на другую, а в целом образ жизни остается прежним, ничем нас не утруждающим, то особое отношение Господа не распространяется на таких иноков и инокинь, которые жизнью своею отрицают приносимые Ему обеты.

Вот почему всякий раз, когда я посещаю обители, я говорю о необходимости молитвенной жизни для каждого инока или инокини — тех, кто принес обеты Господу и кто спасается в обители. Молитва для вас должна быть не просто механическим исполнением церковного устава, монашеских правил. Она должна быть в центре вашей жизни, даже если какие-то молитвы вы не всегда успеваете дочитать до конца. Может быть, куда важнее, если уж совсем не хватает времени, — вместо тех молитв, которые вы автоматически прочитаете, с глубоким смирением и осознанием своего греха обратиться ко Господу. Каждая молитва, возносимая монахом, — это в первую очередь молитва покаяния. С этого нужно начинать, пред Господом раскрывать душу, каяться в своих грехах, сознавать их и стараться всеми силами притяжение греха преодолеть.

Собственного говоря, вся монашеская жизнь есть особое отношение к себе с точки зрения преодоления греха и через это — стяжание особой духовной мудрости, которой монашествующий призван делиться с теми, кто посещает святую обитель. Ведь люди приходят сюда именно для того, чтобы прикоснуться к величию монашеского подвига, к красоте монашеской жизни. И как важно, чтобы каждый монашествующий мог от своего сердца что-то сказать паломникам, поддержать в трудных обстоятельствах, помолиться и ни в коем случае не превозноситься над людьми мирскими, которые приходят в монастырь. Потому что неизвестно, кто будет первым в очереди на Суд Божий, кого Господь оправдает, а кого накажет.

Поэтому со смирением, дорогие сестры, осуществляйте свое монашеское служение. Пребывайте в искренней молитве ко Господу, постоянно сознавайте свое несовершенство, кайтесь в своих грехах и любите всех, кто к вам приходит. Помогайте людям укрепиться в вере, разделяйте с ними их скорби, молитесь за них.

Вспоминаю, с какой радостью я посещал в детстве Пюхтицкую обитель в Эстонии и как мы все просили монахинь помолиться за нас в наших скорбях. В то время было особенно трудно жить в большом городе и оставаться христианином, и знаю, с какой любовью, с какой материнской нежностью относились к паломникам матушки Пюхтицкой обители. До сих пор я храню эту нежность, эту любовь монашескую в своем сердце. Поэтому по опыту говорю вам, дорогие сестры: ваша любовь к тем, кто приходит в святую обитель, дорогого стоит. Она способна менять жизнь людей и надолго оставаться в их благодарной памяти. Пусть Господь хранит сию святую обитель и Вас, матушка Елисавета, много здесь потрудившуюся.

Читайте также: