• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения
7 апреля 2024 года

«Богородица — Матерь Света»

Благоговение нашей Церкви по отношению к Пресвятой Богородице проявляется в огромном количестве песнопений, молитв и других выражений любви, которые похожи на реку, текущую сквозь человеческое время вот уже два тысячелетия. И эта река продолжает непрестанно пополняться водой и расширяться.

Богородица присутствует в Церкви повсюду: прежде всего, на каждой Литургии, где воззвание ко Спасителю происходит с упоминанием Ее имени: «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас!». Но даже если отложить в сторону Литургии и другие службы, специально обращенные к Ней, как, например, Акафист или молебные каноны ко Пресвятой Богородице, нет такой церковной службы, которая не содержала бы посвященных Ей песнопений или молитв. Ее икона всегда находится слева от Царских врат, с горящими перед нею свечами, как и перед иконой Христа, а также во всех христианских домах; в честь Нее освящены бесчисленные храмы и монастыри — в одном только в Константинополе, городе, посвященном Богородице, их когда-то было двести. Многие святые паломничества совершаются в местах, связанных с чудесами Пресвятой Богородицы; в традициях, верованиях и народных пословицах имя Богородицы упоминается с необыкновенным почетом, благодарностью и доверием.

Неослабевающая сила этого благоговения перед Пресвятой Богородицей заставляет некоторых видеть у нас, православных, некую «странность»: хотя с одной стороны, на уровне Литургии и других богослужений почитание Девы Марии знаменуется невероятным богатством словесного выражения, с другой стороны, догматические формулировки относительно Богородицы довольно лаконичны. Помимо упоминания в Символе Веры о Воплощении Христа, «от Духа Свята и Марии Девы» и наименования «Богородица», данного Ей Третьим Вселенским Собором, состоявшимся в Эфесе в 431 году от Р. Х., Православная Церковь не составляла иных, более глубоких догматических формулировок в отношении Богородицы.

Тем не менее, это не является странным. Если Церковь предпочла не формулировать более подробные догматы о Богородице, то это потому, что она всегда рассматривает Богородицу в христологической перспективе — по отношению ко Христу. Тот же догмат Эфесского собора о Богородице был сформулирован для противодействия христологической ереси Нестория, утверждавшего, что Мария была Матерью Христа как человеческой личности, а не как Богочеловека, — подразумевая таким образом, что Христос имел две ипостаси, а не одну, — и следовательно не могла называться Богородицей. Поэтому Православная Церковь мирно настаивала на традиционном славословии Пресвятой Девы Марии и именовании Ее Богородицей, глубоко укоренившемся в христологии и использующем в качестве средства для выражения литургическую поэзию и богослужебное искусство.

Церковь не видит Деву Марию вне христологической перспективы. В лице Марии мы чтим не просто некую деву из Назарета, но Приснодеву Богородицу. На православных иконах Богородица редко изображается без своего Божественного Сына. И честь, воздаваемая Ей, сосредоточена, прежде всего, на том месте, которое Она занимала и продолжает занимать как Богородица в Божественном плане спасения людей.

Дева Мария, представляющая весь человеческий род, всего человека, но также и всё творение, была той, которая смогла достичь наивысшего благоволения, наивысшей чести от Бога, чтобы сказать великое «да», добровольно согласиться на предложение, спасительное для всего человеческого рода, и стать «Колесницей Слова», стать Богородицей, Матерью Божьей.

Благодаря Богородице человечество поднимается от своего падения, и в конце концов, ему удается ухватить протянутую ему Богом руку. И когда пришла полнота времен, благодаря Ее согласию стало возможным для Безначального и Безтелесного Бога вочеловечиться, нашего ради спасения.

Благовещение Пресвятой Богородицы
Византийская икона XIV века

Итак, мы видим, что дело спасения является результатом синергии двух свободных воль — Бога и Богородицы, то есть человека.

Божественное изволение о спасении всех людей существовало всегда, было некоей данностью. Однако для осуществления плана Божественного Домостроительства необходимо было и свободное согласие человека. Потому что спасение, которое было бы навязано Богом в одностороннем порядке, которое нарушило бы свободу человека, данную ему по образу Божию, было бы не настоящим спасением, но насилием над человеком.

Изволение Божие о нашем спасении не могло бы воплотиться в действительность, если бы Дева Мария не уверовала в него и не согласилась бы ему послужить. Таким образом, Богородица является соучастником, добровольным помощником в деле спасения, а не просто инструментом: Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк. 1, 38). Дева Мария — это священный и непорочный жертвенный дар человеческого рода Богу, о чем очень точно говорится в рождественской стихире: Что Тебе принесем, Христе, яко явился ecи на земли яко Человек нас ради? Каяждо бо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: Ангели пение; небеса звезду; волсви дары; пастырие чудо; земля вертеп; пустыня ясли; мы же Матерь Деву. Богородица по Своей чистоте превышает всех ветхозаветных праведников; это самый благоуханный цветок всего человечества.

Наша Церковь известным гимном преподобного Космы епископа Маиумского осмеливается назвать Богородицу Честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим. Это не фигура речи и не лирический образ. Как правило, наши богослужебные тексты говорят о фактах, о том, что имеет место в действительности. Место Богородицы в Божественном плане всеобщего спасения превышает даже место Ангелов, потому что Ангелы, как бестелесные существа, не могли предложить тело, материальность для реализации таинства Воплощения. А Богородица, принося Себя Богу, была удостоена чести носить во чреве самого Творца, Того, Кто сотворил и Серафимов, и Херувимов.

Таким образом, эта Дева, родившаяся посреди падшего мира и жившая в определенную историческую эпоху, Своей волей, неуклонно обращенной к добру, и Своей чистой, святой, непорочной жизнью привлекает Божественную благодать, становится соработницей Божией в плане спасения. Она становится новой Евой, благодаря которой «проклятие» первой Евы прекращается. И благодаря ей рождается Новый Адам, воплощенный Бог Слово, чтобы исправить ошибку праотца Адама и ради спасения человека победить смерть.

Став Божией Матерью, Дева Мария свидетельствует обо всех деяниях Бога Отца, совершаемых Им через Сына в Духе Святом. Благодаря сверхъестественному, от Святаго Духа, воплощению Христа, от Девы Марии рождается новое человечество, новый человек, новое творение во Христе. И всему творению придается новый смысл, который суть цель и причина существования человеческого рода: его грядущее преображение о Господе.

Чудотворная Устюжская икона Благовещения Пресвятой Богородицы
 первая треть XII века

Таким образом, можно сказать, что Дева Мария ведет Церковь к пониманию и разъяснению Таинства Сына Божия, Который становится Человеком, не переставая быть Богом. Своим Божественным материнством Богородица также свидетельствует о том, какова природа нашей Церкви по своему существу, и о жизни тех, кто унаследовал спасение. Церковь — это Тело Христово и Храм Святого Духа, как и Она Сама. Подобно Деве Марии, Церковь — это невместимаго вместилище, это палата всех Царя и пространное селение Слова. Церковью «бновляется тварь и нам вручается ключ Царствия Христова. Нам дается мост, преводяй сущих от земли на Небо.

Богородица олицетворяет обращенный к каждому из нас призыв к святости, призыв о рождении Духом Святым нового человека во Христе — в нас и в мире. В житии Пресвятой Богородицы повторились все события, что были и в жизни Господа нашего Иисуса Христа — Благовещение, Рождество, Страдания на Кресте, а также — при Ее Успении и переходе к вечной жизни — Сошествие во ад, Воскресение и Вознесение на Небеса.

Все это мы видим из жития Пресвятой Богородицы и из Ее незаметного, скромного присутствия на месте описываемых в Евангелии событий. Ее свидетельство — молчаливо. Ее появления и упоминания о ней в Евангелиях очень малы. Ее сообщение миру о Боге относится к категории знамений. Уже пророк Исаия употребляет слово знамение, пророчествуя о Вочеловечении: Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Ис. 7, 14). То же и в Откровении: И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд (Откр. 12, 1). Знамение, которое противоречит логике мира, поскольку сочетает в себе девственность и материнство: Чужде матерем девство, и странно девам деторождение:, — говорит в псалме святой Андрей Критский и в завершение отмечает: На Тебе, Богородице, обоя устроишася. Это знак, данный самим Богом. Он не навязан, но дан. Поэтому его необходимо найти.

Живя Христом и Церковью, мы открываем для себя Матерь Божию и тайну Ее Материнства. И, как показал Эфесский Вселенский Собор, открывая для себя сущую Богородицу, мы открываем для себя самого Христа и Церковь. Деву Марию совсем не сложно понять. Она умеет молчать, но Она также умеет присутствовать там, где Ее ищут. Ее молчаливое свидетельство становится безмерной милостью для тех, кто взывает к Ее благодати, Она становится любовью, всякое желание побеждающей.

После Своего божественного перехода Богородица соцарствует на Небесах со Своим Сыном. Занимая это высокое положение и имея великое дерзновение к Богу, как Матерь Живота, Она очень сильно поддерживает человеческий род, является неиссякаемым источником благодатной помощи, действует как Матерь всех верующих, Надежда и Защитница христиан.

Ее чудотворная благодать, особая и более сильная, чем у других святых, проявляется перед людьми многообразными способами, даруя им исцеление и помощь во всякой нужде.

Таинство Богородицы нельзя определить словами. Поэтому отношение Церкви и каждого в отдельности верующего к Богородице подобно тому, что испытывал Архангел Гавриил в момент Благовещения: глубочайшее удивление и восхищение. Предстоя перед Богородицей, мы не можем сказать ничего иного, кроме: Радуйся, Невесто Неневестная! 


Митрополит Морфский Неофит, 2010 г.

"Трость скорописца"