• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения
17 апреля 2024 года

Преподобномученица Мария Гатчинская

В истории русской святости имя преподобномученицы Марии Гатчинской стоит в одном ряду с именами таких святых, как святые блаженные Ксения Петербургская и Матрона Московская. Поражённая ещё в юности тяжелым неизлечимым недугом, святая страдалица стяжала благодатные дары утешения, прозорливости и молитвенной помощи скорбящим и страждущим. Почитание м. Марии ещё при жизни было настолько велико, что место её молитвенного подвига стало местом паломничества верующих со всех концов России. Уже тогда, в годы безбожного лихолетья, её именовали не иначе, как «святая мать Мария», настолько очевидными были её духовные дарования и чудеса, являемые по её молитвам.

В 1874 году в Санкт-Петербурге, неподалеку от Новодевичьего монастыря, в доме №101 по Забалканскому проспекту в семье владельца сургучного завода Александра Ивановича Лелянова, родилась девочка, получившая в Святом Крещении имя Лидия. Крестили будущую святую в Воскресенском храме Санкт-Петербургского Новодевичьего монастыря.

В шестнадцать лет девушку поразил тяжелый недуг – болезнь Паркинсона, которая стала следствием заболевания энцефалитом. На выпускные экзамены в женской гимназии, которую она заканчивала, Лидию привезли в инвалидной коляске.

Не помогли долгие курсы лечения, в том числе и за границей. Болезнь продолжала неумолимо отнимать у девушки телесное здравие: у нее стали сохнуть руки и ноги, все тело ссыхалось и уменьшалось в размере. По воспоминаниям современников, никакое лечение не помогало. Она не стала владеть ногами и всегда вынуждена была лежать, так как сидеть ей не давала постоянная страшная боль во всех тканях. Постепенно и руки ей отказали, и все тело ссохлось. Только голова и лицо оставались без всякого изменения. Лицо оставалось благообразным и светлым.

Как отмечал первый составитель жизнеописаний многих новомучеников и исповедников Российских, в том числе, и м. Марии, протопресвитер Михаил Польский, «оказавшись полным физическим инвалидом, (мать Мария) не только не деградировала психически, но обнаружила совершенно необычные, не свойственные таким больным черты личности и характера: она сделалась чрезвычайно кроткой, смиренной, покорной, непритязательной, сосредоточенной в себе, углубилась в постоянную молитву, без малейшего ропота перенося свое тяжкое состояние».

После того, как Лидия полностью потеряла подвижность, она, по совету врачей, вместе с сестрой и матерью переселилась в императорский пригород – Гатчину, где жил её старший брат Владимир. Этому городу, основанному императором Павлом, суждено было стать местом монашеского и исповеднического подвига преподобномученицы Марии Гатчинской.

Зеленому двухэтажному деревянному дому в центре Гатчины, неподалеку от Гатчинского Павловского собора, суждено было на два десятилетия стать местом паломничества сотен людей, ехавших в Гатчину с одной целью: посетить смиренную страдалицу, чтобы от нее получить утешение и духовный совет. Среди посетителей матери Марии были люди всех сословий и положений: простые крестьяне и мещане, бывшие генералы, священнослужители, монашествующие, и даже архиереи.

Монахиня Мария (Лелянова)
фотография 1920-х гг.

На стенах большой комнаты, которая служила приемной и прилегала к келье м. Марии, можно было увидеть фотографии священномученика митрополита Вениамина Петроградского и митрополита Иосифа (Петровых). Владыка Вениамин написал на своей фотографии: «Глубокочтимой страдалице матушке Марии, утешившей, среди многих скорбящих, и меня грешного». Владыка Иосиф оставил на своей фотографии большую выписку из своего духовного дневника «В объятьях Отчих».

Именно по благословению священномученика Вениамина раба Божия Лидия была пострижена в монахини с наречением имени Мария в честь прп. Марии Египетской. Ровно десять лет после принятия ангельского чина продолжалось благословенное Господом служение матери Марии. Руками она не владела совершенно, но на мантии ее всегда лежали четки. Многие посещали Матушку…и пользовались ее советами, мудрыми, полными нежной любви к каждому наставлениями. Приходившие приносили деньги и продукты, а сестра матушки Юлия Александровна раздавала их нуждающимся.

Живую картину служения монахини Марии запечатлел в своих воспоминаниях профессор Иван Михайлович Андреевский, побывавший в марте 1927 года у  праведницы и получивший от нее духовную помощь. Сила слов и молитвы матери Марии была такова, что посетитель, по его собственному признанию, вышел от нее «другим человеком». Он пожаловался матери Марии на приступы тоски, на что та сказала ему: «Тоска есть крест духовный – посылается она в помощь кающимся, которые не умеют раскаиваться, то есть после покаяния снова впадают в прежние грехи… А потому – только два лекарства лечат это, порой крайне тяжкое, душевное страдание. Надо или научиться раскаиваться и приносить плоды покаяния, или со смирением, кротостью и терпением и великой благодарностию Господу нести этот крест духовный, тоску свою, памятуя, что несение этого креста вменяется Господом за плод покаяния… А ведь какое это великое утешение – сознавать, что тоска твоя есть неосознанный плод покаяния, подсознательное самонаказание за отсутствие требуемых плодов. От мысли этой – в умиление придти надо, и тогда тоска постепенно растает, и истинные плоды покаяния зачнутся…»  На этих глубоких, безценных словах лежит отпечаток святоотеческой мудрости, глубокого смирения и личного опыта терпения скорбей, приведшего м. Марию ко всецелому покаянию перед Господом и полной покорности Его святой воле.

Андреевский, сам получивший утешение от матушки Марии, был также свидетелем ее чудесного воздействия на других. «Юноша, унывающий после ареста и ссылки отца-священника, вышел от матушки с радостной улыбкой, сам решившись принять сан диакона. Молодая женщина от грусти пришла к светлой радости, также решившись на монашество. Пожилой мужчина, глубоко страдавший от смерти сына, вышел от матушки выпрямленный и ободренный. Пожилая женщина, вошедшая с плачем, вышла спокойная и твердая». И таких людей были не десятки, а многие и многие сотни.

Монахиня Мария (Лелянова)
фотография 1920-х гг.

Почитание м. Марии усиливалось с каждым годом. Ее имя постепенно сделалось известным далеко за пределами Гатчины. Как явствует из материалов следственного дела, фотографии подвижницы «распространялись по всему СССР». Большая комната, примыкавшая к келье монахини Марии и служившая приемной, бывала полна приезжих. «Посещало м. Марию очень много народу, – показывала на следствии Александра Ивановна Анц, – служились у нее на квартире молебны и бывало духовенство. В городе она пользуется большой известностью и если она помолится, то после все сбывается. Поэтому к ней ходит народ и просят помолиться для того, чтобы исполнилось какое-либо желание».

Лишь в последние годы количество посетителей м. Марии уменьшилось, поскольку многие были арестованы, некоторые умерли. Но и тогда к матушке приходило по 5-10 человек в день.

Большое влияние оказала личность м. Марии на духовную атмосферу Гатчины 1920-х годов. Среди мрака воинствующего безбожия и нравственного растления появляется община девушек, чьи чистые души тянулись ко Господу и стремились выстраивать свою жизнь в соответствии с заповедями Божиими. Таким образом, вокруг матери Марии создается православное сестричество, сестры которого занимались молитвой, чтением и изучением Священного Писания и делами милосердия.

Сестричество это называлось кружком почитания о. Иоанна Кронштадтского. Почитать память святого пастыря в то лютое время было большим дерзновением, но небесное заступничество святого хранило и укрепляло сестер в их благом делании. 

После кончины первого духовника м.Марии, известного миссионера и исповедника православной веры, протоиерея Иоанна Смолина, духовником матери Марии становится молодой батюшка о. Петр Белавский (1892-1983). Отец Петр был рукоположен во священника священномучеником митрополитом Вениамином 19 декабря/1 января 1921 г. Таким образом, и он, и матушка Мария получили благословение на служение у этого святого архиерея. Светлый образ священномученика Вениамина являл им пример стойкости и непреклонности в отстаивании правды Божией, и вместе с тем, – молитвенности, смирения и любви к ближнему.

Духовное окормление отцом Петром матушки Марии и сестер Иоанновского кружка длилось без малого три года. Осенью 1929 г. он вместе с архиепископом Димитрием (Любимовым) был арестован в своем доме в Тайцах и затем отправлен в Соловки. С заключенным в Соловки о. Петром м. Мария поддерживала переписку. Она диктовала свои письма сестре Юлии. Одно из писем к о. Петру, пришедшее в Соловки, сохранилось.

Монахиня Мария (Лелянова)
фотография 1920-х гг.

Дочь о. Петра Белавского Ксения Петровна свидетельствует, что когда они с матерью Ксенией Васильевной и сестрой Александрой приходили к матери Марии, Ксения Васильевна предупреждала девочек, чтобы ни в коем случае они не сделали неосторожного движения: не толкнули кровать, на которой лежала мать Мария или не задели ее саму, так как любое прикосновение приносило ей тяжкие физические страдания. Это подтвердит и медицинское заключение, сделанное главврачом дома предварительного заключения…

18 февраля 1932 г. повсеместно прошли массовые аресты монашествующих. В Гатчине были арестованы сестры закрытого Нежадовского монастыря и сестры Покровского подворья Пятогорского женского монастыря. А на следующий день, в пятницу 19 февраля арестовали и мать Марию с сестрой Юлией Александровной. В постановлении на арест м. Марии прямо вменялось в вину исповедание веры: «Участвует на нелегальных сборищах, где читается евангелие, на которые приглашается местное население и в беседах на религиозные темы ведет антисоветскую пропаганду».

Как вспоминали современники, «мать Марию волокли со второго этажа их дома два чекиста, прямо по полу, несмотря на ее крики от боли, погрузили в грузовую машину и увезли в Ленинград».

Страдалицу привезли в больницу, которая находилась на Фонтанке и называлась больницей им. 25 октября (бывшая Александровская). На следующий день после ареста в больнице ДПЗ безпомощную монахиню подвергли осмотру. Главным врачом было подписано медицинское освидетельствование тяжелого заболевания м. Марии, в котором говорилось, что больная страдает «ревматизмом и подагрой в течение двадцати лет, настолько в сильной форме, что находится в вынужденном лежачем положении на спине в течение всего времени своей болезни. В настоящее время она представляет из себя редкую уродливость и болезнь ее в данном состоянии неизлечима». Здесь же было отмечено, что больная нуждается в постоянном уходе не менее 2-х человек. Кроме того, главврач указал, что больная подлежит переводу в гражданскую больницу или в дом призрения… Но жестокий механизм не дал обратного хода…

Проходила м. Мария по делу «группы монашек Вохоновского, Нежадовского монастырей, Покровского подворья Пятогорского монастыря и Сергиевой пустыни». Монахине Марии было предъявлено стандартное обвинение по статье 58/10.

На самом же деле причиной ареста было огромное духовное и общественное значение матушки Марии. Она «была настолько популярна, что ее считают даже ясновидящей и предсказательницей… Слава ее святости была большая и далеко за пределами района».

Преподобномученица Мария Гатчинская

22 марта 1932 года коллегия ОГПУ приговорила м.Марию к ссылке на три года в глухую провинцию, что было равносильно смертному приговору, потому что этого пути она выдержать бы не смогла.

Но Господь избавил мученицу от дальнейших страданий. Однажды тем, кто носил передачи для матери Марии, было объявлено: «Скончалась в госпитале». По сведениям из архива ЗАГСа, смерть последовала 17 апреля 1932 г. Последняя дата согласуется и с другими данными, например, записями современников м. Марии. Скончалась страдалица в больнице 2-го отделения дома предварительного заключения.

Честные останки блаженной страдалицы были выданы ее невестке. Похоронить тело матери Марии было велено без огласки. Погребение состоялось на Смоленском кладбище неподалеку от часовни Ксении Петербургской. С тех пор её смиренная могилка стала местом непрекращающегося паломничества верующих людей. Приходя поклониться блаженной Ксении, паломники потом шли на могилку и м.Марии.

На протяжении нескольких лет Гатчинское благочиние вело тщательную исследовательскую работу, готовя материалы для прославления м.Марии Русской Православной Церковью на Родине. Это радостное событие произошло в день памяти Святых Царственных мучеников летом 2006 года, а весной следующего, 2007 года, состоялось обретение святых мощей м.Марии и их торжественное перенесение в Павловский собор г. Гатчины, где они пребывают и поныне.

С тех пор неуклонно растёт почитание мученицы, количество паломников к раке её святых мощей из разных уголков России, ближнего и дальнего зарубежья, появляются свидетельства о новых чудесах благодатной помощи по молитвам преподобномученицы Марии Гатчинской. Ежегодный крестный ход в день памяти святой с её святыми мощами собирает многие сотни богомольцев, и этот праздник приобретает всё большее духовное значение в жизни Санкт-Петербургской епархии.

Святая преподобномученице Марие, моли Бога о нас!



Секретарь Комиссии по канонизации святых Гатчинской епархии Виктор Васильев

vfeer.ru