• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения
31 марта 2024 года

В Неделю святителя Григория Паламы


Благодарим Святого Бога за то, что в критические и очень трудные годы Он воздвиг в нашей Церкви великого учителя, святителя Григория Паламу, которого сегодня Церковь чтит особенным образом как выдающегося защитника и борца за Православную веру. Сегодняшний день некоторым образом является вторым Воскресеньем Торжества Православия.

Святитель Григорий Палама, монах-святогорец, а в дальнейшем — архиепископ Солунский, был величайшим проповедником важнейших истин Православной веры в XIV веке, когда эти истины подвергались сомнению западными богословами и особенно Варлаамом Калабрийским.

То, чему учил святой Палама, не было открыто им впервые. Таков был опыт нашей Церкви, просто святитель Григорий собрал его воедино, а затем обобщил и сформулировал как догмат, чтобы он был неким «противовесом» и обличением еретических заблуждений и учений Запада, поскольку в то время существовало большое противостояние между православным учением, в центре которого находится Богочеловек Иисус Христос, с одной стороны, и западным рационалистическим антропоцентризмом, с другой. В эту полемику, к сожалению, были втянуты и многие православные ученые, в остальном весьма благочестивые люди.

Произошло великое смятение, и если бы святитель Григорий Палама не совершил это спасительное вмешательство и не дал православное разъяснение ряда понятий, наша вера была бы в опасности и сегодня мы не были бы православными (каковыми мы являемся по благодати Божией). Но хотя та эпоха и очень далека от нас по времени, она совсем не далека от нас по своей сути, потому что и сегодня у нашего общества, у нашей Церкви, у наших ближних существует та же проблема. Большая часть нашего народа, в том числе и богословы, прельстилась этим западным, гуманистическим, антропоцентрическим духом и не идет за святителем Григорием Паламой.

Однако Церковь хранит истинную веру, свое Православие, за которое мы должны бороться все вместе. Святитель Григорий Палама не только боролся за утверждение истины о том, что существует удивительное различие между божественной сущностью и божественными энергиями-действованиями и что человек может быть причастным божественным действованиям и нетварному Свету, но и учил, следуя всем Святым Отцам, пути подвижничества, аскетической жизни, посредством которой человек может усвоить себе нетварную благодать Божию и достичь обожения (эти два явления в Православии связаны друг с другом).

Правая вера, признание всех православных догматов и ​​правильная христианская жизнь на практике. Делание (гр. πράξις) и созерцание (гр. θεωρία). И в том, и в другом святитель Григорий Палама был образцом. Сам он жил аскетической жизнью, упражнялся в добродетели смирения и совершал другие подвиги, ходил по Святой Горе Афон, будучи еще молодым, но уже освященным монахом, непрестанно взывая к Богу: «Просвети мою тьму». Поэтому Бог просветил его, и святой Григорий весь исполнился Светом. Затем он начал учить других тому, что он достиг и познал сам: если человек подвизается, если он кается, если он молится, если он соблюдает заповеди Христовы, то он может быть причастным Божественному Свету. И это сегодня утешительное послание для всех нас, видящих духовную тьму, которая покрывает наш народ, а также и нас самих. Ведь если мы с вами заглянем в свое сердце, то нам станет ясно, что нас еще не вполне осиял Свет Христов. В наших душах есть темные места, которые нуждаются в просвещении. Дай Бог, чтобы мы полностью исполнились Светом.

Конечно, мы исполняемся Светом и в Церкви, поскольку мы, православные христиане и монахи, исповедуемся и причащаемся Святых Христовых Таин. Свет Христов проник в нас в достаточной степени. Ведь если бы мы не получили Света Христова, то не уверовали бы и не находились бы в Церкви. Но если каждый из нас внимательно рассмотрит себя, то он увидит, что внутри нас до сих пор есть какие-то темные стороны, которые еще не освещены Светом Христовым. Так давайте же непрестанно взывать вместе со святителем Григорием: «Господи Иисусе Христе, просвети мою тьму», дабы во все наше существо, во все глубины нашей души, — в то, что является сознательным, и в то, что является бессознательным или подсознательным, — проник Свет Христов и осветил все, чтобы мы были сподобились полного и всецелого освящения, как в душе, так и в теле. Потому что, по учению святителя Григория Паламы, обожение касается не только человеческой души, но и тела. Освящается, просвещается и обоживается весь человек.

Смиренно просим его молитв, чтобы он дал свое благословение всем нам, а особенно тем, кто живет на Святой Горе Афон, на которой он также подвизался многие годы. Он, конечно же, заходил и в наш монастырь, как и в остальные монастыри Святой Горы Афон. Просим его благословить нас и научить нас следовать по его стопам. Хорошо почитать память наших предшественников, но этого недостаточно: мы должны также идти по их стопам — по тому пути, который они открыли для нас.

Посему просим его молитв и его благословения. Мы чувствуем его живое присутствие в нашем монастыре, которое ощущается у нас в монастыре с особенной силой, поскольку Бог сподобил нас чудесным образом получить частицу его святых мощей. Он здесь, и мы можем молиться ему и просить благодати и благословения этого великого святого.

Дай Бог, чтобы наш народ и все мы — и богословы, и клирики, и монахи — оставались верными этому драгоценному наследию, оставленному нам Святыми Отцами, в том числе и святителем Григорием Паламой!



Источник: Архимандрит Георгий Капсанис, Проповеди на праздники Постной Триоди (2006-2014). Изд-во монастыря Преподобного Григория, Святая Гора Афон, 2022. - с. 80-85.
@Перевод «Трость Скорописца»