17/30 марта совершается память преподобного Макария Калязинского - основателя Троицкого монастыря, который современники называли во всем подобным обителям Святой Афонской Горы. Монастырь посещало множество богомольцев, в числе которых были русские цари и императоры.
В конце 1930-хх гг. Макарьева Калязинская обитель была внесена в зону затопления Угличского водохранилища и разрушена.
Преподобный Макарий Калязинский происходил от благородного рода тверских бояр Кожиных. Он родился в селе Грибкове, верстах в восьми от города Кашина. Родители его, отец Василий Кожа, прославившийся военными подвигами при великом князе Василии Темном, и мать Ирина, отличались благочестием и воспитывали детей своих в добрых нравах.
До пострижения в монашество Макарий носил имя Матфея. На седьмом году родители отдали его в обучение грамоте; юному Матфею она далась скоро, и он скоро пристрастился к чтению. Читая Божественные книги, он вникал в их содержание и принимал к сердцу прочитанное. Родители видели это и радовались. Матфей удалялся от детских забав и, когда стал приходить в более совершенный возраст, начал думать о суете мирской жизни и помышлять об удалении от неё. Он постоянно помнил слова Спасителя: «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19:21), он хотел последовать сим словам. Родители его, однако, не желали, чтобы он принял монашество, хотя и видели, что желание его искренне. Они говорили ему, что и в миру можно спастись. Матфей, как ни горячо желал удаления от мира, всё таки понимал силу родительских доводов и, как покорный сын, не хотел огорчать их; он сказал: «Да будет воля Господня, я не противлюсь вашему желанию».
Родители были рады такому решению сына; они сочетали его браком с девицей Еленой из семьи дворян Яхонтовых. Вступивши в брак, Матфей, однако, не переставал думать о том, чтобы со временем удалиться от мира. Проводя в супружестве благочестивую и чистую жизнь, он заключил с женою условие, что тот из них, кто переживет другого, не останется в миру, не вступит во второй брак, а примет монашество.
Через год после женитьбы Матфея умерли его родители, а потом еще через два года, по воле Божией, скончалась и его супруга Елена.
Теперь Матфей ничего другого не желал, как исполнить давнее свое намерение – покинуть мир и принять иноческое пострижение; ничто не мешало ему теперь осуществить свое желание. Немедленно он по заповеди Христовой, раздал свое имущество нищим и ушел в ближний монастырь Клобуковский, подле города Кашина, и постригся в иночество с именем Макария.
С горячею ревностью стал он проходить монастырские послушания, повинуясь не только игумену, но даже самым младшим из братии со всяким смирением и кротостью. Неуклонно посещая храм Божий и неустанно трудясь в разных монастырских работах, он остальное время посвящал молитве и бдению, усердно читая жития святых и другие Божественные книги, стараясь подражать примерам прежних подвижников и сохраняя в сердце назидательные слова, почерпнутые из прочитанных книг. Подвиги молодого инока возбуждали удивление всей монастырской братии.
Немало лет поживши в Николаевском Клобуковском монастыре, Макарий стал помышлять об уединенной жизни. Укрепившись в сей мысли, он открыл ее игумену и стал просить его благословения. Игумен, видя искренность желания Макария, дал ему отеческое наставление и благословил на новый путь подвижнической жизни.
Преподобный Макарий Калязинский
|
Макарий нашел для себя место, соответствовавшее его желаниям, не вдалеке от Кашина, в восемнадцати верстах, близ реки Волги, между двух небольших озер, в густом лесу. Здесь он поставил себе келлию и стал подвизаться в посте, молитве и бдении. Никто не мешал его уединенному подвигу. Дикие звери не нападали на него, а ласкались, и он делил с ними свою скудную пищу.
Но не долго Макарий подвизался в полном уединении. К нему скоро стали собираться другие подвижники и прежде всего пришли семь старцев из Клобуковского монастыря. Собралось немало иноков и из иных мест. Около келлии Макария возникли новые келлии, и составилось пустынное братство.
Это новое братство нуждалось в храме Божием для общей молитвы и принятия Святых Таин. Преподобный Макарий со своими сподвижниками построил небольшую деревянную церковь во имя Живоначальной Троицы с благословения тверского архипастыря.
Братия пустынная постоянно умножалась, и явилась неизбежная потребность иметь своего священника и вместе игумена. Сам Макарий по своему смирению не хотел принять сего звания, а предлагал его другим, хотя руководил всею подвижническою жизнью новой обители сам. Он ввёл строгий порядок монастырского общежития со строгим уставом. Он установил правило не держать в обители хмельного питья, не есть и не пить по келлиям, а только в общей трапезе.
Сам он показывал пример строгой жизни, трудолюбие и смирение. Со всеми он обращался просто и ласково. При встрече с каждым из своей братии, не взирая на возраст, он говорил «старчушко добрый» и называл по имени.
Устав монастырской жизни, введенный преподобным Макарием, был такой строгий, что не все могли соблюдать его так, как желал основатель обители. Один за другим смещены были два игумена за нарушение сего устава.
Братия умолили, наконец, Макария, чтобы он сам принял сан священства и власть игумена. После долгих отказов Макарий, наконец, согласился и в сопровождении нескольких иноков отправился в Тверь, где и поставлен был в игумена епископом Моисеем. Невыразимо обрадована была братия, когда узнала, что преподобный Макарий возвращается в монастырь в сане игумена, и устроила ему торжественную радостную встречу.
Несмотря на принятие игуменского сана, Макарий по-прежнему вёл самый простой образ жизни, ходил в худых одеждах и показывал пример во всех монастырских трудах.
Основание Макарием новой обители хотя и в пустынном месте, в диком лесу, не всем, однако, было приятно. Владелец окрестных земель, некто Иван Коляга, с самого поселения Макария посмотрел на него не благосклонно; а когда устроена была церковь, увеличилось братство и Макарий стал игуменом, то нелюбовь эта превратилась в злобу и открытую вражду. Коляга боялся, что с возникновением обители так или иначе отойдут к ней его земли, и решился устранить Макария, хотя бы пришлось для сего прибегнуть и к убийству. Но по воле Божией, такой злой умысел не только не осуществился, но лишь послужил к пользе обители и славе преподобного Макария. Сначала постигла смерть семью Коляги, а потом и сам он впал в тяжкую болезнь. В таком несчастии он усмотрел, наконец, Божие наказание за сей тяжкий грех, за злой умысел против Макария, раскаялся и приказал нести себя к преподобному. У ног Макария он со слезами рассказал о своем замысле и просил прощения и молитв. Макарий, видя искреннее раскаяние своего врага, сказал: «Бог простит тебя» и долго поучал его, говоря о тленности земных сокровищ и о мирской суете. Кроткое поучение Макария так подействовало на Колягу, что он решился сам оставить мир, постригся у преподобного Макария и все земли свои отдал в пользу обители, которую с тех пор сам Макарий, ради смирения, стал именовать Колязино.
Келья прп. Макария Калязинского в деревянном саркофаге.
Начало XX века. Фото С. М. Прокудина-Горского.
|
Слухи о строгой иноческой жизни Макария в новой обители, получившей от него строгий устав общежительных монастырей, стали распространяться не только в окрестностях, но и в местах отдаленных. К Макарию стали стекаться разные люди, жаждавшие спасения, миряне и иноки, из мест ближних и дальних.
Раз пришли к нему два юноши боярского рода, которых он давно знал. Принявши их в своей келлии, как обыкновенных путников, он стал расспрашивать, куда и зачем они идут. Путники ответили, что они возымели желание оставить мир и поселиться в какой-либо пустыне.
– Зная тебя с детства, – говорили они, – и помня твою прежнюю любовь и поучение от Божественного Писания и слыша теперь о твоем строгом иноческом житии, пришли просить тебя принять нас к себе на послушание.
Преподобный, желая испытать их, сказал:
– Человек я грешный, а потому и поселился в пустыне, чтобы молить Бога о прощении моих грехов, вы же возвратитесь к своим родителям, чтобы не огорчать их.
Но юноши пришли с решительным намерением остаться в монастыре под руководством славного, хотя и смиренного подвижника; они со слезами стали умолять его принять их в общину.
Видя в юношах искреннее и нелицемерное желание посвятить себя иночеству, Макарий принял их в свой монастырь и после достаточного искуса удостоил их пострижения в иночество.
Мудро правя всё умножавшимся братством, Макарий проводил время в посте, молитве, трудах и бдении. Он усердно читал Святое Евангелие и другие Божественные Писания и непрестанно поучал спасительному пути как братию, так и всех приходящих.
Очевидцем и свидетелем подвижнической жизни Макария и строгости его устава был знаменитый подвижник монашества того времени, святый преподобный Иосиф Волоколамский. Вознамерившись основать новый монастырь по правилам строгого общежития, из Пафнутиева Боровского монастыря он отправился путешествовать по северным русским обителям, чтобы видеть иноческую жизнь и изучать монастырские порядки и уставы. В этом странствии зашел он и в Макариев Колязин монастырь, видел преподобного Макария, беседовал с ним и оставил следующее повествование в своем «Сказании о святых отцах».
– Видел я, – говорит преподобный Иосиф, – и блаженного старца Макария, игумена, создателя монастыря Колязинского. Он поведал мне следующее: «Когда я пришел на это место, со мной пришли семь старцев из монастыря Клобуковского; они были так совершенны в добродетелях и в постническом и иноческом житии, что вся братия приходила к ним принимать поучение и пользу; и они, просвещая всех, учили полезному; тех, которые проводили жизнь в добродетелях, они укрепляли, а которые уклонялись в бесчинство, тем воспрещали и возбраняли и не допускали поступать по своим волям».
Такое, по словам Макария (продолжает преподобный Иосиф), было тогда в монастыре благоговение и благочиние; всё делалось согласно отеческим и общежительным преданиям, так что дивился великий старец Митрофан Бывальцев. Он пришел тогда со Святой Горы Афонской, прожив на Святой Горе девять лет. Он говорил братии:
– Напрасно я трудился и без успеха совершил такой дальний путь в Святую Гору – мимо Колязинского монастыря: ибо можно спастись и в нем живущим; здесь всё делается подобно киновиям, находящимся в Святой Горе.
Преподобный Макарий Калязинский
|
Из Колязинского монастыря, отличавшегося такою благочестивою жизнью, еще при жизни преподобного Макария вышло несколько основателей новых монастырей. Таков преподобный Ефрем Перекомский, кашинский уроженец, основатель монастыря в Новгородской области на озере Ильмень; он начал свое подвижничество в Макариевой пустыне. Преподобный Паисий Угличский был родной племянник преподобного Макария, сын его сестры Ксении. Он подвизался в Колязинском монастыре своего дяди, и оттуда вызван был Угличским князем Андреем Васильевичем и по его желанию основал Покровский монастырь, в трех верстах от Углича, собрал не малую братию и ввел строгое общежитие, подавая братии пример в трудах, посте, молитве и бдении.
Благочестивая жизнь Макария была славна перед людьми и угодна Богу. Молитва его была чудодейственна. По силе сей молитвы Бог даровал многим утешение в скорбях и исцеления от недугов и болезней.
В Кашинском уезде было и теперь существует село Кесово, или Кесова Гора. Жил там некто Захарий; он долго болел, был расслабленный. Много он слышал о силе молитвы Макария перед Богом и стал просить близких, чтобы свезли его к преподобному игумену Колязинскому. Когда его привезли, то он горько плакал перед игуменом и умолял:
– Преподобный отче Макарий! Помоги мне, лежащему в расслаблении.
Преподобный отвечал:
– Принесли тебя, брат, искушать мою немощь: как ты просишь помощи от грешника, едва нечто малое стяжавшего себе для исправления!
Но расслабленный продолжал вопиять:
– Знаю, раб Божий, знаю, что молитва твоя перед Богом обо мне грешном и окаянном не останется тщетною!
Видя искреннюю и глубокую веру больного, Макарий сказал:
– Чадо! Преблагий Бог не хочет смерти грешника, а жизни и обращения ко спасению, и какими ведает судьбами, приведет его ко спасению чрез покаяние. Тебя постигло Божие посещение, и если покаешься и оставишь прежние обычаи, Бог пошлет тебе исцеление; если же нет, то пострадаешь и больше сего.
Больной тогда со слезами исповедал пред Макарием свои грехи от дней юности, и преподобный, помолившись, преподал ему благословение, а с сим вместе возвратил здоровье больному. После он стал священником в своем селе и всю жизнь не забывал наставлений преподобного Макария.
Чрез некоторое время к преподобному привели юношу боярского рода, Василия Рясина, страдавшего беснованием. Преподобный, видя страдание больного и скорбь приведших его людей, пришел в умиление и стал служить молебен о его здравии. Когда после молитвы преподобный осенил больного крестным знамением, тот исцелился тотчас и обрадованный милостью Божиею не хотел уже возвращаться в родительский дом, а решился остаться в обители и принял иноческое пострижение от Макария.
Калязинский Макариев Троицкий мужской монастырь
|
Однажды воры захватили монастырских волов, которых братия употребляли для полевых работ. Только хищники хотели угнать свою добычу, как внезапно поражены были слепотою и долго блуждали по окрестностям монастыря. В конце концов они оказались опять у обители с похищенным. Преподобный Макарий, обозревая монастырское хозяйство, увидел похитителей и, как бы не зная, в чем дело, спросил, зачем они тут и как оказались у них волы. Преступники сознались в своем злом умысле и, повергшись к ногам его, просили прощения. Преподобный простил им грех, молитвою избавил от слепоты и запретил впредь покушаться на подобные злые дела.
Устроивши строгое монастырское общежитие и привлекши святостью своей жизни и неусыпными трудами многочисленную братию, преподобный Макарий еще при жизни своей успел создать обеспечение для материального существования братии. Он отдал в новооснованный монастырь свою родовую вотчину.
Кроме упомянутого ранее соседнего землевладельца Ивана Коляги, были и другие постриженики Макария, которые записывали за его монастырем свои земельные владения и клали вклады вещами и деньгами. Слава подвигов Макария привлекала жертвы в монастырь с разных сторон, о чем свидетельствуют дошедшие до сего времени документы.
Но преподобный Макарий заботился не столько о материальных благах обители, сколько о своем душевном спасении и об указании другим спасения пути примером и учительным словом; он поступал по евангельскому слову: «ищите прежде Царствия Божия и правды его, а прочее всё приложится вам» (Мф.6:33). В такой жизни преподобный достиг глубокой старости. Несмотря на то, что телесные силы его слабели, он продолжал предаваться бдению и молитве; ноги его, как твердые столпы, стояли на молитве день и ночь. В 1483 году в марте месяце его постиг тяжкий недуг. Он почувствовал приближение своей кончины и стал безмолствовать. Потом призвал к себе братию и сказал:
«Возлюбленные отцы и чада! Я, как и все земнородные, отхожу в путь отцов моих, а вас предаю Господу Богу, могущему наставить вас и дать вам наследие вечное. Всячески пекитесь о своем спасении, пребывайте всегда в трудах, посте, бдении и непрестанной молитве; блюдите чистоту душевную и телесную; не воздавайте зла за зло или досаждение за досаждение. Разумейте, братия: если я имею дерзновение к Богу, то по моем отшествии сия обитель не оскудеет, но распространится».
Благословив и облобызав братию, преподобный сподобился приобщиться Святых Таин и, сказав: «Слава Богу о всех, аминь», предал дух свой Господу.
Кончина преподобного Макария последовала 17 марта 1483 г., на восемьдесят первом году его жизни.
Оплаканный братиею, преподобный Макарий погребен был близ построенной им деревянной церкви. Над его могилой сооружена была деревянная часовня и украшена святыми иконами.
Подвиги преподобного при жизни создали почитателей основанного им монастыря и после его блаженной кончины.
Построенный преподобным Макарием деревянный храм Пресвятой Троицы постепенно стал приходить в ветхость. Почитатели обители и её основателя не замедлили прийти на помощь в сей нужде.
В 1521 г. Дмитровский купец Михаил Боронков пожелал построить на месте старой деревянной церкви каменную. Боронков в детстве видал преподобного Макария, от своих родителей много слышал о его подвижнической благочестивой жизни и всю жизнь питал к обители благоговейное почтение. По благословению Тверского и Кашинского епископа Нила, Боронков приступил к исполнению своего намерения, при игумене Колязинского монастыря Иоасафе.
Мощи преподобного Макария Калязинского
|
Тщательно была осмотрена местность для построения нового каменного храма, которому не вредила бы вода от озер. Остановились на более возвышенном месте с более твердым грунтом, саженях в десяти от старой деревянной церкви. При копании рвов попадались кости прежде погребенных братий. Но вот на том месте, где был погребен преподобный основатель монастыря, нашли целый гроб, не подвергшийся тлению; от него исходило благоухание. Не смея тронуть его, рабочие тотчас известили игумена Иоасафа, который с умилением и слезами лобызал откопанный гроб, ни минуты не сомневаясь, что эта драгоценная находка есть гроб Макария. По его распоряжению ударили в колокол; собрались братия и множество окрестного народа. Сейчас же подле старой церкви устроили палатку и, благоговейно подняв гроб из земли, перенесли его туда и отслужили над ним панихиду. Затем вскрыли гроб: разнеслось из него еще большее благоухание и тело преподобного, лежавшее в земле тридцать восемь лет, оказалось нетленным, даже ризы не пострадали и светлы были седины старца. Это событие произошло 26 мая 1521 г. Народ с умилением прославлял Господа, дивно прославляющего избранных Своих. Многие недужные и немощные, с верою притекавшие к ново-обретенным мощам, получили исцеление.
Игумен и братия, обрадованные такой благодатью, поспешили известить об этом Дмитровского князя Юрия Ивановича. Посланный иеромонах устно известил обо всем князя. Обрадованный князь стал ждать письменного извещения от игумена о совершившихся от мощей чудодейственных исцелениях. Игумен Иоасаф позаботился о том, чтобы были записаны важнейшие чудеса от мощей с именами получивших исцеление, и отправил эти записи к князю. Юрий Иванович немедленно отправился в Москву и известил обо всем, совершившемся в Колязине, брата своего, великого князя Василия Ивановича, равно как и митрополита Даниила.
Великий князь и митрополит поручили князю Юрию Ивановичу представить в Москву самолично хоть некоторых, получивших исцеление от мощей преподобного. Представлены были многие и засвидетельствовали истину. Тогда великий князь и митрополит послали в Колязинский монастырь архимандрита московского Чудова монастыря Иону для исследования на месте относительно всего, касающегося открывающихся мощей. Архимандрит Иона явился в Колязинский монастырь, убедился в нетлении мощей Макария и в их чудодейственной силе и засвидетельствовал о сем в Москве пред великим князем и митрополитом.
Тогда великий князь и митрополит созвали в Москве собор из епископов, архимандритов, игуменов и других духовных лиц. Собору доложены были все обстоятельства явления мощей преподобного Макария, рассмотрена его святая жизнь и чудотворение как при жизни, так и по смерти, от его мощей. Собор постановил причислить преподобного Макария Колязинского к лику святых и установил местное празднование ему в день кончины 17 марта и открытие мощей 26 мая.
Нетленные мощи преподобного Макария были торжественно поставлены на правой стороне новой каменной церкви, построенной купцом Боронковым.
Простота жизни Макария смущала некоторых и при его жизни, и заставляла сомневаться в святости его даже после открытия его мощей. Так, уже спустя десять лет по открытии мощей Макария, вельможный инок, старец Вассиан Патрикеев с укоризной говорил о простоте жизни Макария и называл его «мужиком сельским». Но митрополит Даниил на соборе заметил Вассиану, что если захочешь судить святых, так осудишь многих и в числе пророков, и апостолов, и архиереев, и праведных, и преподобных; для Бога в деле святости важно не телесное, наружное благородие, а духовное, внутреннее. На московском церковном соборе 1647 г. установлено было «петь и праздновать повсюду» в числе других и преподобному Макарию Колязинскому, причем он помещен в числе «великих чудотворцев».
При открытии мощей преподобного Макария было записано иноками Колязинского монастыря четырнадцать чудес.
В начале XVІІ века, когда Русское государство было охвачено Великой смутой, Троицкий Калязин монастырь внес немалый вклад в освобождение страны от польско-литовских захватчиков и сохранению российской государственности. Калязинский монастырь стал в тот период главным военным лагерем русского войска. Первый отряд, который, прорвав кольцо осады, пришел на помощь Троице-Сергиевой Лавре в момент, когда силы ее защитников почти иссякли, был из обители преподобного Макария Калязинского.
Калязинский Макариев Троицкий мужской монастырь
|
Через год польский воевода пан Лисовский неожиданно напал на Троицкий Калязинский монастырь, поджег его стены и полностью разграбил. Небольшой гарнизон, возглавляемый воеводой Давидом Жеребцовым, игумен и братия монастыря пали в неравном бою. Серебряная рака с мощами преподобного Макария была рассечена палашами и вывезена неприятелем как военный трофей. Несмотря на столь страшные последствия нападения врага, выброшенные из раки святые мощи сохранились. Нашли и собрали их на пепелище оставшиеся в живых жители подмонастырской слободы и благодаря этому обитель к концу XVII века полностью оправилась.
Вокруг монастыря поднялись кирпичные крепостные 10-аршинные стены с восемью башнями. За ними были устроены оружейные и пороховые палаты. Над сооружением каменного Троицкого собора и других церквей монастыря трудились лучшие мастера.
Главным благодетелем обители выступил первый царь из рода Романовых Михаил Федорович, который проявлял заботу не только о сооружении храмов, но и вникал в каждодневные нужды монашествующих.
Постепенно возродилась и духовная жизнь. Патриарх Филарет, ставя в пример религиозное и нравственное воспитание насельников Калязинского монастыря, назвал его в грамоте, датированной 1626 г., «великою обителью».
Калязинский монастырь в 1654 г. во время свирепствовавшего в Москве морового поветрия принял под защиту своих стен царицу Марию Ильиничну, супругу царя Алексея Михайловича, со всем ее двором, и Патриарха Никона. Царица в память о своем пребывании в обители исходатайствовала Калязину монастырю степень архимандрии.
В монастыре сформировалось уникальное собрание книг и древних актов. Иноки обители отличались образованностью и многими знаниями.
В разное время царственные особы во время путешествий по Волге непременно останавливались в Калязинском монастыре для поклонения мощам его основателя. Обитель посетили императрица Екатерина ІІ в 1767 г., император Александр ІІ – в 1837 г.
Охватившая Россию в начале XX века новая смута, разметавшая основы Русского государства, не обошла стороной и Калязинский монастырь. Одним из эпизодов масштабной богоборческой кампании по вскрытию мощей русских святых стал акт, произведенный Калязинской уездной ЧК 7 февраля 1919 г. по вскрытию раки с мощами преподобного Макария Калязинского.
Вскоре монастырь был закрыт, на его территории разместилась детская колония. Тогда же в трапезной монастыря был организован и Калязинский краеведческий музей. Благодаря первому директору музея Ивану Федоровичу Никольскому, слывшему в Калязине чудаком и бессребреником, многие церковные предметы, потерявшие для советских граждан под влиянием антицерковной пропаганды всякую цену и даже подлежавшие уничтожению, нашли место в этом музее. Простая фелонь и деревянный напрестольный крест, по преданию принадлежавшие преподобному Макарию, а главное – его святые мощи, были перенесены И.Ф. Никольским в хранилище музея.
Разрушение Троицкого собора монастыря
|
При утверждении в 1935 г. советским правительством планов по строительству каскада плотин на Волге Калязинский монастырь вошел в зону затопления Угличского водохранилища. Чтобы сохранить монастырь от подтопления, необходимо было провести лишь небольшую обваловку стен с западной стороны, что и предлагал И.Ф. Никольский. Но «Волгострой» НКВД СССР принял решение о полном сносе монастыря и использовании кирпича от разобранных монастырских строений на различные хозяйственные нужды.
Перед сносом монастыря небольшой группе архитекторов, художников-реставраторов и искусствоведов удалось провести в кратчайшие сроки сложную работу по обмеру монастырских строений и выполнению 200 чертежей, снятию и фиксации на другой основе более 100 фрагментов настенной живописи. В этой кропотливой работе участвовал 21 специалист. Фрагменты настенной живописи из монастыря вошли в число наиболее ценных материалов фондов ГНИМА А.В. Щусева и Государственного исторического музея.
К 1940 г. на месте монастыря образовался пустынный остров, покрытый обломками кирпича, мощи же преподобного Макария оказались на Заречной части города в Богоявленской церкви, помещение которой стало использоваться под краеведческий музей.
Минули десятилетия забвения памяти о великом угоднике Божием, когда о месте нахождения и состоянии мощей знал лишь директор краеведческого музея. С началом перестроечных процессов в России о святыне, хранящейся под спудом в Калязинском музее, заговорили вновь. В Калининский областной обком партии поступила просьба от верующих Калязинского района вернуть церкви не являющиеся музейным экспонатом мощи преподобного Макария. В ответ на это обращение была предпринята попытка местного руководства, разделяющего позиции воинствующего атеизма, в очередной раз лишить православный мир святых мощей преподобного Макария. Директору музея настойчиво предлагали избавиться от мощей, предав их огню. Однако твердость и благоразумие молодого директора музея А.В. Землякова не дало осуществиться этим намерениям.
В 1988 г. мощи преподобного Макария Калязинского были официально возвращены Русской Православной Церкви. По благословению митрополита Калининского и Кашинского Алексия рака с мощами была перенесена в Тверь и установлена в соборе Белой Троицы.
На рубеже XX–XXI веков духовенство и прихожане Введенского храма Калязина, единственной церкви, оставленной в годы советской власти для нужд верующих, возобновили традицию совершения крестных ходов в день обретения святых мощей преподобного Макария.
Житель Калязина А.Н. Капитонов со своими товарищами соорудил на монастырских островах часовню в память об угоднике Божием.
Часовня на Монастырском острове
|
В 2008 г. на народные средства скульптором Е.А. Антоновым был изготовлен и установлен памятник преподобному Макарию Калязинскому в сохранившейся исторической части Калязина.
Святые мощи преподобного Макария Калязинского вернулись 14 июня 2012 г. на Калязинскую землю по водам великой русской реки с Большим волжским крестным ходом. Перенос мощей совпал с 465-летием прославления преподобного Макария Калязинского на Московском соборе.
Рака с мощами великого угодника Божиего была перенесена в Вознесенскую церковь и установлена под сень в левом приделе преподобного Макария Калязинского, где отныне и пребывает для поклонения калязинцев и паломников мощам святого.
Преподобне отче Макарие, моли Бога о нас!
Источники:
Святитель Димитрий Ростовский "Жития святых"
tvereparhia.ru