• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Таинство Крещения
  • Поминовения

Статьи и интервью о монашестве

"Ты знаешь, - говорил мне отец Порфирий, - что монашеская жизнь - это не свобода, безмолвие и успокоение, но теснота, смирение и подчинение. Хотеть стать настоящим монахом и иметь для этого реальные шансы - это разные вещи. В основание монашеского подвига должна быть положена горячая любовь ко Христу." слова преподобного Порфирия Кавсокаливита, из книги "Цветослов советов"

«Человек некий прииде во врачебницу и вопрошаше врача, глаголя:
– Есть ли таковое врачевство, врачующее грехи?
Врач же, отвещав, рече:
– Есть. Прииди и возьми корень послушания, листвия терпения, цвет чистоты, плод добрых дел, изотри в котле безмолвия, всей в решете рассуждения, всыпли в горнец смирения, прилей воды из слез молитвенных, подгнети огнь Божественныя любви, покрый милостынею, и, егда учредится, посоли братолюбием, вкушай лжицею покаяния, и будешь здрав». схимонахиня Сарра (Потемкина)

 

"С Христом мы становимся сильными и должны признать, что без Господа мы — ничто. А когда мы смиримся, придем к Христу и перестанем казаться себе сильными и умелыми, произойдет самое великое чудо, которое мы не раз встречаем в истории Церкви. Великое множество людей приходили в нее совершенно беспомощными, но в ее ограде получали такую духовную силу, что становились способными просвещать других людей светом Христовой истины."  Беседа с афонским келиотом из скита Панагуды монастыря Филофей иеросхимонахом Иосифом (Кефаласом)

7 октября - день кончины преподобного Гавриила (Зырянова). Схиархимандрит Гавриил стяжал многие благодатные дары: прозорливости, исцеления телесных и душевных недугов. Множество людей разных званий и сословий находили у старца разрешение от тягостных сомнений, утешение в скорбях, действенную молитвенную помощь.

"Монахи оставляют мир, чтобы понять сущность христианской жизни и смысл нашей веры. Монашеский ритм сохраняет христианскую жизнь как основу. Люди встают на монашеский путь, пренебрегая радостью мира, свидетельствуя, что необязательно собирание сокровищ, упоение земным счастьем, семейные утехи, все, чего зачастую требует человеческая натура." Схиархимандрит Илий (Ноздрин). Из интервью разных лет

Конференции и доклады о монашестве

1–2 ноября 2018 года в столице Республики Кипр г. Никосия состоялась международная конференция  - «Монашество России и Кипра: духовно-культурные связи». Делегацию Русской Православной Церкви возглавил митрополит Святогорский Арсений, наместник Успенской Святогорской лавры. В число делегации вошли наместники и игумении ставропигиальных монастырей Русской Православной Церкви, члены Коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству, ответственные за работу с монастырями в епархиях и вновь назначенные игумены и игумении епархиальных монастырей.

26 октября 2018 года в Свято-Успенском женском монастыре г. Александрова впервые в Александровской епархии Владимирской митрополии в рамках IV Епархиальных Рождественских чтений состоялось заседание монашеской секции. Благословение участникам данной конференции от имени архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста, председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместника Троице-Сергиевой лавры, передала игумения Елисавета (Жегалова).

2-3 июля 2018 года в Новодевичьем Воскресенском женском монастыре Санкт-Петербурга по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялся круглый стол «Добродетель послушания в современных монастырях: практические аспекты». 

По благословению митрополита Минского и Заславского Павла, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, в Полоцком Спасо-Евфросиниевском ставропигиальном женском монастыре 21-22 июня состоялась монашеская конференция «Организация внутренней жизни монастырей», которую провел Синодальный отдел по делам монастырей и монашеству Белорусского Экзархата совместно с Полоцкой Спасо-Евфросиниевской обителью.

Книги о монашестве

«Афонский отечник» – это повествование в духе древних патериков о жизни и подвигах современных афонитов – жителей Святой Горы. Их слова исполнены глубины и Божественной мудрости, их аскеза дышит любовью к Богу, их жизнь есть неослабное горение духа... 

На вопрос современного человека: «Можем ли мы исполнить Христовы заповеди в наше время?» – автор книги, монах-святогорец, дает однозначный ответ: «Приидите и видите!».

«Приступая к постригу, мне, при помощи Божией, хотя вкратце, следует объяснить тебе значение воспринимаемого тобою святого ангельского образа. Блажен будешь ты перед ангелами и человеками, когда «Богу содействующу и молитвами святых потщишься подвижнически» соблюсти все обеты, которые лучше исполняются оставившими «все, еже в мире», и всем сердцем желающими работать Богу не по нужде, но добровольно, с любовию, верою, терпя без роптания всё случающееся до последнего своего вздоха, отсе­кая свою волю, ни в чем не оправдываясь и не противясь изменяющимся обстоятельствам и скорбностям иноческого жития, но относя их к Божию о нас промышлению для очищения грехов, для испытания (искуса) и будущего воздаяния (венца), как говорят это святые отцы, которые ободряли себя надеждою вечных благ, уготованных Господом нашим для возлюбивших Его всем сердцем, истинно последовавших Ему и послуживших в преподобии и правде всю жизнь...»

«Некоторые говорят, что монахи должны служить миру, чтобы не ели они народный хлеб дурно [даром]; но надо понять, в чем это служение и чем монах должен помогать миру.

Монах — молитвенник за весь мир; он плачет за весь мир; и в этом его главное дело...»

«Я написал это письмо, сшитое в тетрадь, чтобы послать в Афины молодым людям, которые хотят стать монахами и которые много раз просили меня о помощи, потому что, помимо трудностей от плачевного мирского окружения и мирского образа мыслей их родителей, еще большее зло им принесли своими протестантскими идеями некие духовники-иеромонахи, повторяющие всякие нелепости некоторых модернистских монастырей и монахов нашего времени. Однако в конце концов я это письмо не отправил, и одной из самых серьезных причин этого была боязнь сделать Капсалу местом духовного туризма...»

"Памятка иноку" - это общее название наставлений о христианской жизни преосвященного старца архиепископа Варлаама своим духовным чадам. Большая часть их действительно предназначена для иноков, но, по сути, они касаются не только особого образа жизни - монашеского, сколько духовной жизни всех православных христиан, желающих следовать за Христом. Наставления изложены удивительно простым и доступным языком. Отсутствие витиеватости, простота и точность формулировок показывают, что речь идет о главном предмете жизни, о самой важной "науке из наук", по выражению святых отцов - о подвижнической жизни во Христе и стяжании благодати Святого Духа.

Священномученик Серафим (Звездинский) с июня 1925 по июль 1926 (до ссылки в Дивеево) жил в Аносиной пустыни и на монастырском хуторе под Кубинкой. Во время пребывания в монастыре Владыка ежедневно совершал Божественную литургию в храме св. великомученицы Анастасии. Великим постом 1926 года постригал сестер в иночество, а на Пасху всех причащал сам. Проповеди сщмч. Серафима, произнесенные им перед сестрами Аносина монастыря, образно передают значение пострига, монашеских одежд и монашеской жизни вообще.

«Монах я теперь! Как это страшно, непостижимо и странно! Новая одежда, новое имя, новые, доселе неведомые, никогда неведомые думы, новые, никогда не испытанные чувства, новый внутренний мир, новое настроение, все, все новое, весь я новый до мозга костей. Какое дивное и сверхъестественное действие благодати! Всего переплавила она меня, всего преобразила...»