• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Таинство Крещения
  • Поминовения

Статьи и интервью о монашестве

"Монахи оставляют мир, чтобы понять сущность христианской жизни и смысл нашей веры. Монашеский ритм сохраняет христианскую жизнь как основу. Люди встают на монашеский путь, пренебрегая радостью мира, свидетельствуя, что необязательно собирание сокровищ, упоение земным счастьем, семейные утехи, все, чего зачастую требует человеческая натура." Схиархимандрит Илий (Ноздрин). Из интервью разных лет

"Старцы, поучения которых я собрал в эту книгу, были людьми, посвятившими себя Церкви без каких бы то ни было личных честолюбивых интересов. Они несли большой подвиг, чтобы жить по воле Божией, и всю свою жизнь вели брань с дьяволом. Из этого непрестанного подвига они вынесли многоценный опыт, который со смирением предлагали своим братьям." священник Дионисий Тацис , из книги «Поучения старцев»

"Молитесь за мир. К миру принадлежим и мы. И когда мы молимся за сестер или за самих себя – мы молимся одновременно и за мир. Если мы будем молиться за всех нуждающихся, за нищих, за больных, за усопших, за тех, кто нам помогает, обслуживает, за врачей – за весь мир, то у нас не будет времени думать ни о чем другом." Герондисса Феосемни ( †2000 г.) – настоятельница греческого монастыря Иконы Богородицы «Живоносный Источник», духовная дочь преподобного Порфирия Кавсокаливита. 

Беседа архимандрита Иринея (Верикакиса), ученика старца Паисия Святогорца, церковного писателя, игумена монастыря Владычицы Ангелов (о.Крит, г.Ханья) с духовником и сестрами Ольшанского женского монастыря в честь иконы Божией Матери "Отрада и Утешение" на Украине.

17 июня 2018 года, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице, в Богородицкой Площанской мужской пустыни Брянской епархии митрополит Брянский и Севский Александр возглавил торжества по случаю общецерковного прославления преподобного Василия (Кишкина).

Старец Василий - духовный наставник, один из последователей преподобного Паисия Величковского, оказал помощь многим монастырям в их духовном устроении.

Конференции и доклады о монашестве

2-3 июля 2018 года в Новодевичьем Воскресенском женском монастыре Санкт-Петербурга по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялся круглый стол «Добродетель послушания в современных монастырях: практические аспекты». 

По благословению митрополита Минского и Заславского Павла, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, в Полоцком Спасо-Евфросиниевском ставропигиальном женском монастыре 21-22 июня состоялась монашеская конференция «Организация внутренней жизни монастырей», которую провел Синодальный отдел по делам монастырей и монашеству Белорусского Экзархата совместно с Полоцкой Спасо-Евфросиниевской обителью.

04 июня отмечается память мученической кончины Иоанна-Владимира, князя Сербского (1015), одного из первых сербских святых. Его супруга Косара приняла монашеский постриг и затворилась в построенном ее мужем храме, где пребывала до конца земной жизни. Предлагаем читателям доклад о сербском монашестве монахини Теодоры (Васич), наместницы женского Свято-Введенского монастыря в Белграде.

Программа монашеского направления XXVI Международных Рождественских образовательных чтений завершилась круглым столом на тему «Монашеские обеты и свобода личности». Во время заседания были подняты актуальные практические вопросы современной монастырской жизни.

Книги о монашестве

«Афонский отечник» – это повествование в духе древних патериков о жизни и подвигах современных афонитов – жителей Святой Горы. Их слова исполнены глубины и Божественной мудрости, их аскеза дышит любовью к Богу, их жизнь есть неослабное горение духа... 

На вопрос современного человека: «Можем ли мы исполнить Христовы заповеди в наше время?» – автор книги, монах-святогорец, дает однозначный ответ: «Приидите и видите!».

«Приступая к постригу, мне, при помощи Божией, хотя вкратце, следует объяснить тебе значение воспринимаемого тобою святого ангельского образа. Блажен будешь ты перед ангелами и человеками, когда «Богу содействующу и молитвами святых потщишься подвижнически» соблюсти все обеты, которые лучше исполняются оставившими «все, еже в мире», и всем сердцем желающими работать Богу не по нужде, но добровольно, с любовию, верою, терпя без роптания всё случающееся до последнего своего вздоха, отсе­кая свою волю, ни в чем не оправдываясь и не противясь изменяющимся обстоятельствам и скорбностям иноческого жития, но относя их к Божию о нас промышлению для очищения грехов, для испытания (искуса) и будущего воздаяния (венца), как говорят это святые отцы, которые ободряли себя надеждою вечных благ, уготованных Господом нашим для возлюбивших Его всем сердцем, истинно последовавших Ему и послуживших в преподобии и правде всю жизнь...»

«Некоторые говорят, что монахи должны служить миру, чтобы не ели они народный хлеб дурно [даром]; но надо понять, в чем это служение и чем монах должен помогать миру.

Монах — молитвенник за весь мир; он плачет за весь мир; и в этом его главное дело...»

«Я написал это письмо, сшитое в тетрадь, чтобы послать в Афины молодым людям, которые хотят стать монахами и которые много раз просили меня о помощи, потому что, помимо трудностей от плачевного мирского окружения и мирского образа мыслей их родителей, еще большее зло им принесли своими протестантскими идеями некие духовники-иеромонахи, повторяющие всякие нелепости некоторых модернистских монастырей и монахов нашего времени. Однако в конце концов я это письмо не отправил, и одной из самых серьезных причин этого была боязнь сделать Капсалу местом духовного туризма...»

"Памятка иноку" - это общее название наставлений о христианской жизни преосвященного старца архиепископа Варлаама своим духовным чадам. Большая часть их действительно предназначена для иноков, но, по сути, они касаются не только особого образа жизни - монашеского, сколько духовной жизни всех православных христиан, желающих следовать за Христом. Наставления изложены удивительно простым и доступным языком. Отсутствие витиеватости, простота и точность формулировок показывают, что речь идет о главном предмете жизни, о самой важной "науке из наук", по выражению святых отцов - о подвижнической жизни во Христе и стяжании благодати Святого Духа.

Священномученик Серафим (Звездинский) с июня 1925 по июль 1926 (до ссылки в Дивеево) жил в Аносиной пустыни и на монастырском хуторе под Кубинкой. Во время пребывания в монастыре Владыка ежедневно совершал Божественную литургию в храме св. великомученицы Анастасии. Великим постом 1926 года постригал сестер в иночество, а на Пасху всех причащал сам. Проповеди сщмч. Серафима, произнесенные им перед сестрами Аносина монастыря, образно передают значение пострига, монашеских одежд и монашеской жизни вообще.

«Монах я теперь! Как это страшно, непостижимо и странно! Новая одежда, новое имя, новые, доселе неведомые, никогда неведомые думы, новые, никогда не испытанные чувства, новый внутренний мир, новое настроение, все, все новое, весь я новый до мозга костей. Какое дивное и сверхъестественное действие благодати! Всего переплавила она меня, всего преобразила...»