• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Таинство Крещения
  • Поминовения

Статьи и интервью о монашестве

В Валаамской обители радушно встречает гостей удивительно добрый, светлый и жизнерадостный человек – игумен  Мефодий (Петров), помощник игумена Валаамского монастыря епископа Троицкого Панкратия по приему многочисленных гостей и международных делегаций. 

 В годы гонений на Церковь в Грузии официально не существовало ни одного действующего монастыря. Но в маленькой обители Бетания (Вифания), расположенной недалеко от Тбилиси в ущелье реки Верэ, до конца 50-х годов жили два монаха-подвижника. Они числились сторожами "памятника архитектуры" и даже получали зарплату. В предверии праздника Рождества Пресвятой Богородицы, которому посвящен древний монастырь Бетания, мы расскажем о преподобных отцах Иоанне и Георгии.

С самого основания Стефано-Махрищский монастырь был тесно связан с обителью прп.Сергия. Дружба преподобных Сергия и Стефана, начавшаяся в их земной жизни, сделала судьбу скромной Махрищской обители неотделимой от истории великой Сергиевой Лавры. Начиная с XVI в. Стефано-Махрищский монастырь, разоренный татарскими набегами, находится в ведении Лавры. Московский митрополит Платон (1737 -1812 гг.), будучи архимандритом Лавры, особенно любил Махру, им был построены в обители Сергиевский надвратный храм и Троицкий собор. В настоящее время наместник Троице-Сергиевой Лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност с братией не оставляют наш монастырь молитвенным и духовным попечением, совершая богослужения, монашеские и  иноческие постриги, осуществляя духовное руководство. 

Покровительство преподобного Сергия связало историю нашего монастыря еще с одной обителью, расположенной в Александровском районе и находившейся в ведении Лавры - Свято-Смоленской Зосимовой пустынью.

Схиигумен Серафим (Барадель - Покровский) - француз по происхождению. Постриженник монастыря Святого Иоанна Предтечи в графстве Эссекс (Великобритания), ученик и келейник схиархимандрита Софрония (Сахарова). В настоящее время является начальником скита Всех Святых на о. Валаам. Предлагаем читателям беседу о. Серафима с братией о красоте монашеского призвания.

6 сентября 1550 года преставился преподобный Арсений Комельский. Выходец из московской боярской семьи Сахарусовых, постриженник Троице-Сергиевой обители, а затем ее игумен, преподобный Арсений удалился на север, в Вологодскую землю, ставшую в XIV-XVI вв прибежищем целого сонма преподобных отцов, создателей русской "Северной Фиваиды", искателей монашеского совершенства. После нескольких лет пустынножительства, к преподобному собралась братия и он явился основателем двух монастырей - Ризоположенской Комельской пустыни и Троицкой в дремучем лесу Шелегонском. 

В XVI в Стефано-Махрищский монастырь находился в ведении Троице-Сергиевой лавры. Будучи игуменом лавры в 1525-1527 гг., прп.Арсений, как гласит житие - "осо­бен­но лю­бил по­се­щать оби­тель совре­мен­ни­ка Сер­гия пре­по­доб­но­го Сте­фа­на Махри­щско­го, на­хо­див­шу­ю­ся в 35-ти вер­стах от Тро­иц­кой, чтобы в ее пу­стын­ном без­мол­вии хо­тя несколь­ко успо­ко­ить­ся и при­об­ре­сти но­вые си­лы к про­хож­де­нию сво­ей мно­го­труд­ной долж­но­сти". Тогда он узнал о происходящих на могиле прп.Стефана чудесных знамениях и повелел "по­ста­вить над его мо­ги­лой гроб­ни­цу, осе­нять ее по­кро­вом и воз­жечь пред ней боль­шую све­чу, за­тем, со­вер­шив со­борне Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию, уста­но­вил, чтобы с тех пор еже­год­но празд­но­ва­лась в оби­те­ли па­мять пре­по­доб­но­го." Так началось церковное прославление прп.Стефана, а Махрищская обитель в лице прп.Арсения обрела еще одного небесного покровителя.

Конференции и доклады о монашестве

Заключительный день работы направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» XXV Международных Рождественских образовательных чтений начался с Божественной литургии в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Зачатьевского ставропигиального женского монастыря Москвы. Богослужение в день памяти святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии,  возглавил митрополит Горийский и Атенский Андрей (Грузинская Православная Церковь).

22 сентября 2016 года в зале Церковных Соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла начало свою работу Собрание игуменов и игумений Русской Православной Церкви. 

С 27 по 29 мая 2016 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в зале Духовно-просветительского центра Екатеринбургской епархии прошла международная монашеская конференция «Святоотеческое наследие в свете афонских традиций: духовное руководство», на которой присутствовали архиереи, 30 игуменов и игумений, а также более 150 монашествующих из России, Греции, Кипра, Франции, Германии, Украины.

Книги о монашестве

«Приступая к постригу, мне, при помощи Божией, хотя вкратце, следует объяснить тебе значение воспринимаемого тобою святого ангельского образа. Блажен будешь ты перед ангелами и человеками, когда «Богу содействующу и молитвами святых потщишься подвижнически» соблюсти все обеты, которые лучше исполняются оставившими «все, еже в мире», и всем сердцем желающими работать Богу не по нужде, но добровольно, с любовию, верою, терпя без роптания всё случающееся до последнего своего вздоха, отсе­кая свою волю, ни в чем не оправдываясь и не противясь изменяющимся обстоятельствам и скорбностям иноческого жития, но относя их к Божию о нас промышлению для очищения грехов, для испытания (искуса) и будущего воздаяния (венца), как говорят это святые отцы, которые ободряли себя надеждою вечных благ, уготованных Господом нашим для возлюбивших Его всем сердцем, истинно последовавших Ему и послуживших в преподобии и правде всю жизнь...»

«Некоторые говорят, что монахи должны служить миру, чтобы не ели они народный хлеб дурно [даром]; но надо понять, в чем это служение и чем монах должен помогать миру.

Монах — молитвенник за весь мир; он плачет за весь мир; и в этом его главное дело...»

«Я написал это письмо, сшитое в тетрадь, чтобы послать в Афины молодым людям, которые хотят стать монахами и которые много раз просили меня о помощи, потому что, помимо трудностей от плачевного мирского окружения и мирского образа мыслей их родителей, еще большее зло им принесли своими протестантскими идеями некие духовники-иеромонахи, повторяющие всякие нелепости некоторых модернистских монастырей и монахов нашего времени. Однако в конце концов я это письмо не отправил, и одной из самых серьезных причин этого была боязнь сделать Капсалу местом духовного туризма...»

"Памятка иноку" - это общее название наставлений о христианской жизни преосвященного старца архиепископа Варлаама своим духовным чадам. Большая часть их действительно предназначена для иноков, но, по сути, они касаются не только особого образа жизни - монашеского, сколько духовной жизни всех православных христиан, желающих следовать за Христом. Наставления изложены удивительно простым и доступным языком. Отсутствие витиеватости, простота и точность формулировок показывают, что речь идет о главном предмете жизни, о самой важной "науке из наук", по выражению святых отцов - о подвижнической жизни во Христе и стяжании благодати Святого Духа.

Священномученик Серафим (Звездинский) с июня 1925 по июль 1926 (до ссылки в Дивеево) жил в Аносиной пустыни и на монастырском хуторе под Кубинкой. Во время пребывания в монастыре Владыка ежедневно совершал Божественную литургию в храме св. великомученицы Анастасии. Великим постом 1926 года постригал сестер в иночество, а на Пасху всех причащал сам. Проповеди сщмч. Серафима, произнесенные им перед сестрами Аносина монастыря, образно передают значение пострига, монашеских одежд и монашеской жизни вообще.

«Монах я теперь! Как это страшно, непостижимо и странно! Новая одежда, новое имя, новые, доселе неведомые, никогда неведомые думы, новые, никогда не испытанные чувства, новый внутренний мир, новое настроение, все, все новое, весь я новый до мозга костей. Какое дивное и сверхъестественное действие благодати! Всего переплавила она меня, всего преобразила...»

"Правила и практика православной аскезы" - труд епископа Петра (Екатериновского), написанный им в бытность архимандритом на посту ректора Иркутской семинарии. Книга впервые вышла в свет в 1856 г. в Москве. Это - одновременно лаконичное, изящное и глубокое исследование сущности, истории и цели монашеского подвижничества. Владыкою создан еще ряд трудов, среди которых - весьма известный - "Указание пути ко спасению".

Blowjob