• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Таинство Крещения
  • Поминовения
23 января 2019 года

Преподобный Павел Обнорский

Преподобный Павел родился в 1317 году в Москве и по рождению принадлежал к боярской семье, где и был воспитан в благочестии. С детства отличался преподобный молитвенной сосредоточенностью, кротостью и смирением. Пост, бдение, молитва с отроческих лет укоренились в его жизни. Юный подвижник славился своим милосердием, подавая «обильную милостыню нищим». Достигнув двадцатидвухлетия, Павел уклоняется от настойчивых просьб родителей о вступлении в брак и тайно покидает родной дом.

Преподобный уходит в монастырь Рождества Христова на Прилуке и принимает иноческое пострижение.

Бдение, молитва и неослабное соблюдение правил иноческого жития питали дух его; свободное от церковной молитвы время он отдавал на исполнение монастырских послушаний.


Устремляясь на высшие подвиги, преподобный желал иметь себе опытного наставника на пути добродетели. В то время прославился своими подвигами и чудесами преподобный Сергий Радонежский, и Павел отправился к нему в Троицкую обитель.

Преподобный Сергий принял Павла и, прилежно испытав, полюбил его за послушание и особую внимательность к каждому его слову и заботливо им руководил. В Радонежской обители преподобный Павел с полным усердием нес послушания на кухне и хлебопекарне, воздерживался от праздных разговоров, от излишества в пище. Своими подвигами он достиг дара умиления и обильного источника слез.

После искуса в тяжелых работах преподобный Павел испросил у преподобного Сергия благословения на уединение и, получив разрешение, провел в затворе 15 лет.

Заменив беседы с людьми углубленным чтением Священного Писания, преподобный безмолвник возрастил в себе благодатный дар слова. И братия устремились за поучением к отшельнику, прерывая подвиги его уединения. Полагая, что обращение с людьми принесет ему смущение и оторвет от богомыслия, преподобный Павел упросил своего наставника благословить его на пустынножительство. «Бежи, молчи, безмолвствуй — и в сем корень несогрешения. Бегай от людей – и спасешься». Преподобный Сергий благословил его на пустынническое житие.


Выйдя из Троице-Сергиева монастыря, преподобный Павел отправился на север, в отдаленный Комельский лес, избрав себе для жительства дупло липы, в котором провел три года в полном уединении, в подвигах молитвы и поста. Потом, отойдя далее в глубь леса, он выстроил себе келью на берегу реки Нурмы и выкопал колодезь.

Пять дней в неделю проводил он в строгом воздержании и лишь в субботу и воскресенье вкушал немного хлеба и воды. Демонов он побеждал силою Креста. К нему приходили лесные звери и принимали пищу из его рук. Птицы садились ему на голову и плечи. Так его застал другой пустынножитель, тоже из Радонежской обители, преподобный Сергий Нуромский. Он увидел преподобного Павла стоящим под деревом, а перед ним стояли медведь, заяц и лисица, а на голове и на плечах его сидели птицы, и он кормил их из рук. Оба пустыннолюбца сблизились духовно, часто посещали друг друга и проводили время в духовной беседе.


О подвигах отшельника узнали в окрестности. Стали приходить к нему в уединение ради поучения, ибо слову его дана была премудрость, разум и утешение. Многие просили его разрешения поселиться с ним в пустыне и пользоваться его руководством на пути спасения.

Преподобный долго отказывал им, называя себя недостойным быть учителем, но уступил их долгим просьбам и стал принимать братию и устанавливать правила общего жития.

Собравшееся возле преподобного Павла братство не имело сначала своей церкви. Построение церкви и с нею образование монастыря сопровождалось особыми знамениями. Однажды Пасхальной ночью преподобный услышал колокольный звон под горой и увидел «свет ярче солнечного». Тогда отправился Павел в Москву к митрополиту Фотию просить благословения основать церковь во имя Пресвятой Троицы. Митрополит принял его недоверчиво, но в ту же ночь ему было откровение, что он напрасно оскорбил человека Божия. Митрополит велел отыскать его, испросил у него прощение и отпустил с благословением и богатой милостыней.

По возвращении Павла из Москвы на место его обитания, были воздвигнуты храм во имя Живоначальной Троицы и при нем монастырь – к этому приложили все усердие свое братия, число которых все возрастало.

Великий любитель безмолвия, именовавший безмолвие «матерью всех добродетелей», преподобный Павел отказывается от игуменства и пребывает по-прежнему пять дней в неделю в затворе и строгом посте. По субботам и воскресеньям он оставлял свой затвор, принимал участие в церковной молитве и разделял братскую трапезу. И при такой суровой жизни он сохранил до конца «нрав мягкий, был светел лицом и душою превесел». Двери его кельи были открыты для братии всегда, и он руководил ими духовно.

Сохранились два его напутствия инокам: «Положи доброе начало, и Бог даст тебе совершить то, что добро». «Если бы вы знали силу любви!» – сказал он другой раз.

Преподобный Павел достиг глубокой старости, и тело его стало изнемогать. Бодрый духом, он терпеливо переносил болезнь свою, но уже безмолвствовал совершенно, в молитве и созерцании очищая ум свой.

В день Богоявления, перед Божественной литургией, преподобный глубоко вздохнул и прослезился. Братия приступили к нему с расспросами. Преподобный молчал, а потом, уступая просьбам, промолвил: «В этот день и час нечестивые татары взяли город Кострому, предали его огню и мечу, а многих жителей увели в плен». Уже после кончины преподобного подтвердилось это пророчество: город действительно был взят 6 января 1429 года татарами.

Немного дней спустя, чувствуя приближение своей смерти, преподобный Павел созывает к себе всю братию и обращается с последним наставлением: «Соблюдайте введенный устав и порядок и после отошествия моего». Повелел братии преподобный без лености, с благоговением и умилением творить Службу Церковную, сохранять общий мир в обители, иметь «пищу и питие немятежное», а «пьянственного пития не иметь вовсе», чтобы «не прогневать Бога и не разрушить весь монастырский устав».

Преподобный скончался 112 лет от роду 10 января 1429 года. Благословив братию и перекрестившись, он возлег на одре, с молитвою на устах предавая душу свою Господу. По преставлении преподобного Павла от святых мощей его «излились многие чудеса».

О духовном делании преподобного Павла Обнорского его жизнеописатель сказал, что жил преподобный, «зрительное очищая и свет божественного разума собирая в сердце своем ... и созерцая славу Господню. Тем сосуд избран бысть Святому Духу».


Свято-Троицкий Павло-Обнорский монастырь был закрыт в 1924 году. Возвращен Церкви в 1994 году.  С 1994 по 2003 год был подворьем Димитриева Спасо-Прилуцкого монастыря г. Вологды. С 2003 года является самостоятельной обителью.


  

http://www.dionisy.com