• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Таинство Крещения
  • Поминовения
24 июня 2019 года

Преподобный Ефрем Новоторжский. Три брата венгра у истоков русской святости

11/24 июня - память преподобного Ефрема Новоторжского, одного из трех братьев венгров, служивших у святого князя Бориса, после мученической кончины которого Ефрем удалился от мира и стал основателем Борисоглебского монастыря в городе Торжке.


В конце первого тысячелетия, когда венгры заселили земли Паннонии, они оказались в соседстве со славянскими народами, которые уже приняли христианство. При этом некоторые венгры под влиянием византийских и славянских миссий тоже принимали крещение. Так, в конце десятого века герцог Геза (отец святого короля Иштвана) принял крещение согласно греческому обряду, благодаря влиянию жены, которая была обращена византийским миссионером. Примечательно, что даже венгерское слово kereszt («крест») имеет славянское происхождение, а от этого слова происходит и наименование христиан по-венгерски — keresztények.

В 988 году усилиями святого князя Владимира происходит крещение Руси. Через 12 лет его сосед, король Иштван, приводит ко Христу венгров. Между новокрещенными правителями и народами надолго устанавливается «мир и любовь», согласно древнейшему русскому историческому трактату «Повесть временных лет».

Венгры были бесстрашные и умелые воины, поэтому неудивительно, что Константинополь часто просил их помощи, следы их присутствия обнаруживаются везде, где византийский император военным путем отстаивал свои права.

Три ведущие державы центральной Европы на рубеже первых двух тысячелетий – Византия, Русь и Венгрия часто выступали одним фронтом против общих врагов. Поэтому служба венгров в войске русского князя была привычным делом и, скорее всего, именно в качестве профессиональных отборных воинов и попали в русскую дружину три брата-венгра Георгий, Моисей и Ефрем, которые впоследствии стали святыми Русской Православной Церкви.

Примерно такой же гипотезы о причине появления трех братьев на Руси, которым суждено было впоследствии стать русскими святыми, придерживается известный ученый из Сегеда профессор Валерий Лепахин:

«Упоминают о преимущественно религиозных причинах переселения трех братьев на Русь. Но нельзя не учитывать и самого простого предположения. У великого князя киевского Владимира, как утверждают источники, были хорошие политические отношения с королем Иштваном, а венгры в те времена считались на Руси лучшими специалистами в области коневодства для военных целей. Как известно из летописей, великий князь Святослав в 969 году хотел перенести свою столицу на Дунай; одной из причин переселения он называл близость Венгрии, из которой поступают кони, хорошо обученные для военных целей. В упоминавшемся житии Геллерта говорится, что у Айтоня было «бесчисленное множество горячих коней, не считая тех, которых охраняли его пастухи в стойлах». Эти данные заставляют оставить в поле зрения и такую возможность: старший из братьев Ефрем был просто приглашен на службу великим князем Владимиром или князем Борисом в качестве специалиста по коневодству».

Основные сведения о братьях-венграх сохранило для нас Житие Ефрема Новоторжского – ушедшего из жизни последним из трех братьев и ставшего основателем Борисоглебского монастыря.

Братья родились во второй половине Х века и в конце этого же столетия прибыли на Русь, где поступили на службу к любимому сыну великого князя Владимира Борису. При этом Георгий стал отроком княжича, а Ефрем конюшим. Чем занимался Моисей в то время, источники умалчивают.

Можно смело предположить, что эти храбрые и горячие верой юноши были среди лучших воинов своего времени, иначе бы они не стали телохранителями князя Бориса, любимого сына великого князя Владимира. Но здесь надо сразу отметить, что кроме военной доблести, русский князь Борис ценил своих венгерских соратников за личное христианское благочестие, в котором и сам был воспитан с детства. Это качество привело к тому, что вскоре все они, каждый своим путем, открыли историю русской святости.


Вспомним историческую канву эпических событий гибели и славы первых русских святых Бориса и Глеба. Они, как сыновья великого князя Владимира (в крещении Роман и Давид), получают христианское воспитание, отличаются искренней верой и личным благочестием, их любит народ и войско.

Наступает 1015 год. Великий князь посылает своего сына Бориса, который княжил в Ростове, отразить набег печенегов. Борис с дружиной выходит навстречу врагу, но битвы не происходит, враг в страхе бежит, едва завидев русские щиты. И в те же дни в Киеве умирает великий князь Владимир. Народ ожидает, что бразды правления возьмет в свои руки благочестивый князь Борис. Но в Киеве за княжеский стол садится старший по возрасту, но не пользовавшийся доверием народа и покойного князя Владимира, его незаконнорожденный сын Святополк.

Дружина Бориса, от которой враги бегут при одном ее виде, возмущена поступком Святополка и просит Бориса идти на Киев и взять ему по праву принадлежащую великокняжескую власть. И здесь проявляются удивительные высочайшие духовные качества князя Бориса. Он не желает начинать междоусобицу между братьями и добровольно уступает Святополку княжеский стол. Отправляет войско домой и продолжает путь один, в сопровождении только верных слуг и телохранителей, первый среди которых венгр Георгий.

Но Святополк не верит благородному выбору князя Бориса и решает физически устранить всех конкурентов на великокняжеский стол. Князья Борис и Глеб его особенно беспокоят,  как сыновья князя Владимира, рожденные в законном браке с византийской царевной Анной. 

Летопись сохранила слова предостережения, переданные Борису, о злом умысле  Святополка: «избить всех наследников отца своего,  одному принять всю власть его».

И мужественный ответ Бориса: «Не подниму руки на брата своего!»

На привале у реки Альты князя Бориса настигает отряд убийц, посланный Святополком. Летопись передает многие подробности той трагической ночи. Когда злодеи окружили шатер князя, в нем молились Борис и его любимый слуга Георгий.

Убийцы дождались окончания вечернего молитвословия и ворвались в шатер. В такие решительные секунды проявляется подлинная сущность человека, его мужество или трусость. Единственным порывом Георгия было - не желание спасти свою жизнь, а стремление защитить князя Бориса, своего повелителя и брата во Христе. В этом порыве слились вместе высочайшие духовные качества и воинская доблесть венгра-христианина.

Первые копья вонзились в тело Георгия, затем смертельные раны получил князь Борис. Тело князя убийцы повезли к своему заказчику, Святополку, а тела Георгия и других воинов оставили лежать на месте преступления. На Георгии была княжеская золотая гривна, знак высшего доверия князя, которая была запаяна и не снималась с головы. Чтобы завладеть драгоценным знаком убийцы отсекли голову смелого юноши и забрали гривну с собой.

После кровавой расправы на реке Альте с князем Борисом и его приближенными, такая же участь постигла его младшего брата, князя Глеба, который тоже предпочел лучше принять смерть, чем начать междоусобную войну. Другой их брат Святослав пытался спастись бегством и хотел найти убежище в Венгрии, но в карпатских горах его настигли подосланные Святополком убийцы.

За все свои злодеяния Святополк получил в народной памяти наименование Окаянный, навсегда став одним из самых негативных персонажей русской истории. Вскоре он был с позором изгнан из Киева дружиной князя Ярослава Мудрого, единственного оставшегося в живых из сыновей великого князя Владимира, чем была утолена народная жажда высшей правды и справедливости.

А погибшие браться Борис и Глеб стали первыми святыми, канонизированными Русской Церковью. Вместе с ними всеобщее народное почитание и любовь получил венгерский воин Георгий, убитый вместе со святым князем Борисом на реке Альте 24 июля 1015 года.


Старшие братья Георгия видимо были в составе войска, которое отпустил князь Борис. Когда весть о кровавой расправе на Альте дошла до них, они пришли на место гибели своего брата и нашли его обезглавленное тело и голову.

Надо попытаться поставить себя на их место, представить, какую бурю чувств они испытали над телом любимого брата. И здесь нас ждет снова неожиданный поворот, непонятное для обычного человека решение, особенно если принять во внимание характер и обычаи того времени. Не месть, а вера берет верх в сокрушенных сердцах братьев.

Ненависть не к убийцам, которые являлись лишь орудием в чужих руках, и даже не к Святополку. А ненависть к отцу всех убийц и всего зла, к сатане, вот что завладело ими до конца дней их земной жизни. Они не ринулись в погоню, не пошли к князю Ярославу, собирающему дружину для восстановления справедливости на русской земле, а вышли на битву с главным убийцей их брата, сатаной — источником всего зла в мире. Поистине великий и мужественный шаг! И самое важное, что это не была мимолетная экзальтация, сиюминутное решение. Вся последующая жизнь Моисея и Ефрема свидетельствует о  том, что этот выбор у бездыханного тела младшего брата был тверд, осознан и непреклонен.

Битва, на которую вышли эти два лучших воина, была тяжелей и опасней всех кровавых битв, в которых они участвовали. И враг был невидим, и оружие было для них поначалу непривычное: «щит веры, шлем спасения и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф.6:17). Но они были готовы к любым испытаниям, и вышли победителями из этой невидимой брани, как показала их дальнейшая судьба.

Простившись с братом, Моисей направился в Киев, но когда польский король Болеслав в 1018 году захватил город, он вместе с другими русскими воинами попал в Польшу, как пленник. Наверно, он действительно был одним из лучших воинов своего времени и выделялся из окружающих своей силой и решительностью. Кроме того, видимо, он был хорошо сложен и красив, потому что, даже будучи в плену, обратил на себя внимание одной богатой и знатной вдовы, которая воспылала к нему страстью и захотела сделать его своим мужем.

Несмотря на отказ Моисея, имевшего только одно стремление, уйти из мира и стать иноком, женщина выкупила его из плена и пыталась прельстить воина властью и богатством, пирами и ласками. Но Моисей решительно отверг все предложения, отвечая, что не променяет духовные богатства на тленные вещи этого мира и будет иноком.

Промыслом Божиим оказавшийся в тех местах один афонский иеромонах постриг святого Моисея в иночество, после чего разъяренная окончательным отказом женщина приказала растянуть святого Моисея на земле и бить его палками так, чтобы земля напиталась кровью.

Вскоре Господь воздал каждому по его заслугам еще в этой земной жизни. Польского короля Болеслава в 1025 году постигла внезапная смерть. В стране началась смута, в которой погибла и эта знатная вдова, а Моисей, залечив раны, в 1031 году вернулся на Русь вместе с другими пленниками, благодаря усилиям Ярослава Мудрого.

В том же году Моисей достиг монастырской обители и оказался под руководством основателя русского монашеского жития преподобного Антония Киево-Печерского. Но даже среди учеников этого великого аввы Моисей выделялся силой духа и твердостью в борьбе с невидимыми врагами христианина – искушениями и соблазнами.

Моисей подвизался в Печерском монастыре больше десяти лет. Постом и молитвой он восходил от силы в силу и сподобился от Бога многих духовных даров, прозорливости и чудотворений. Он покинул земной мир 26 июля 1043 года и был погребен в Ближних пещерах, где его святые мощи и поныне почивают нетленно в пещере преподобного Антония.


Старший из  трех братьев – Ефрем после трагедии на реке Альте пошел в леса на север и поселился в уединенном месте на берегу реки Тверцы, недалеко от городка Торжка. Он унес отсеченную главу любимого брата с собой и хранил ее до конца жизни.

На свои средства Ефрем построил странноприимный дом и стал заботиться о нищих и странниках, как это было принято среди благочестивых людей Древней Руси.

По преданиию, странноприимством он занимался в память о пропавшем брате Моисее, который был странником в чужой стране. Сохранились сведения о том, что святой Ефрем неоднократно посещал Киев в надежде встретить брата.

В 1020 году Русская Церковь уже почитала новоявленных святых страстотерпцев Бориса и Глеба, были открыты их чудотворные мощи.

В 1038 году Ефрем вместе со своим учеником преподобным Аркадием Новоторжским и другими монахами построил храм в честь этих святых. При храме образовался Борисоглебский Новоторжский мужской монастырь, в котором Ефрем стал настоятелем, и оставался им до глубокой старости.

В устроенной им обители преподобный Ефрем подвизался в посте и молитве и ревностно учил благочестию братию.

Преподав последнее наставление своим ученикам проводить жизнь в безмолвии и братолюбии, не оставлять странноприимства и милостыни, особенно же прилежать посту, молитве и песнопению, хранить в сердце страх Божий и удаляться суеты мирской, преподобный Ефрем почил в глубокой старости 28 января 1053 года.

Умирая, он завещал положить главу брата Георгия с собой в гроб, который сам высек, что братия монастыря и исполнила.

Господь прославил преподобного Ефрема даром чудотворения. К примеру, через несколько веков, уже во времена Ивана Грозного царские слуги, грабившие народ и обители вдоль реки Тверцы, были вразумлены и приведены к покаянию чудесным образом явившимся им преподобным старцем Ефремом.


11/ 24  июня празднуется память перенесения мощей преподобного Ефрема Новоторжского.

В этот день - 11 июня 1572 года, Новгородский архиепископ Леонид по пути из Москвы в Новгород посетил Борисоглебский монастырь. Настоятеля и братию он спраши­вал, где поло­жены мощи чудотворца. Когда показали гробницу святого, архи­епископ при­казал открыть и самый гроб. Тогда присутствующие увидели тело преподобного нетлен­ным и ощутили благоухание. После этого в 80-х годах XVI века было установлено местное празднование преподобному Ефрему. В настоящее вре­мя память угодника Божия чтится общецерковно.

Сохранилось описание раки с мощами преподобного Ефрема в Борисоглебском соборе, сделанное в начале ХХ века, согласно которому, в ней находилась и честная глава святого Георгия Угрина, покрытая черным бархатом, с изображением на финифти главы мученика и с надписью вокруг нее из мелкого жемчуга: «Глава мученика Георгия, Новоторжского чудотворца».


К глубокой скорби верующих, 5 февраля 1919 года гробница преподобного Ефрема была вскрыта по указанию новой безбожной власти, а после ликвидации Новоторжского монастыря в 1931 году мощи преподобного Ефрема и глава святого Георгия Угрина были изъяты из собора, дальнейшая судьба их неизвестна.

На иконе святого, на свитке, который преподобный Ефрем держит в руке, обычно пишется текст: «Оставив свой болярский сан и дом, воздвиже храм во имя государей своих, святых Бориса и Глеба, и множество иноков собрав, обитель устрои, довольно в посте и молитвах потрудився». 


В 2015 году в Торжке, неподалеку от Борисоглебского монастыря, был установлен памятник преподобному Ефрему - святому покровителю города.

Тропарь преподобному Ефрему Новоторжскому, глас 1

Божественною свыше просветився благодатию, преподобне, многим терпением во временной жизни подвиг совершил еси. Темже источаеши чудес благодать всем с верою приходящим к раце мощей твоих, Ефреме преблаженне, сего ради зовем: слава Давшему ти крепость, слава Венчавшему тя, слава Действующему тобою исцеления.

Кондак преподобному Ефрему Новоторжскому, глас 8

Яко богоявленная Российская звезда, днесь сияя чудесы, явился еси, преподобне отче Ефреме. Тем не престай моляся о стаде своем, сохраняй отечество твое, град же и люди, иже тебе верою почитающих и к честным мощем твоим усердно притекающих, да велегласно тебе вопием: радуйся, богомудре Ефреме, отче наш. 


 

 Источники: Сайт протоиерея Николая Кима, открытые источники