• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Таинство Крещения
  • Поминовения
3 июля 2018 года

Преподобномученица Елисавета и схиигумения Фамарь. К 100-летию преставления великой княгини Елисаветы

«Все святые связаны Господом Богом...» (Преподобноисповедница Фамарь)


Великую княгиню Елисавету и грузинскую княжну будущую схиигумению Фамарь связывала теплая дружба. Они имели одних духовных руководителей. Во время устройства Серафимо-Знаменского скита матушка Елисавета оказывала его основательнице матушке Фамарь деятельную помощь.

Из книги "Воспоминания" епископа Арсения (Жадановского)

...Елизавета Федоровна была дружна с матушкой Фамарью, настоятельницей скита, часто гостила здесь. Я думаю: какая все-таки удивительная связь! Нам, простым людям, этого не понять, но все святые связаны Господом Богом. Это очень поразительно, и сильнее этого, я сейчас понимаю, нет ничего на всей земле. 

Необычный случай сделал эту связь крепкой и незыблемой. 

В 1903 г., когда в Сарове готовились к торжественному открытию мощей преподобного Серафима, матушка Фамарь, тогда еще игумения Бодбийского монастыря, посылая одну из своих монахинь со сбором для монастыря по разным городам России, поручила ей непременно быть в Сарове в день открытия мощей и привезти ей иконку, освященную на раке.

Посланная монахиня была в Сарове и присутствовала на торжестве прославления преподобного Серафима. Но, когда она, скромная и смиренная, одна из последних среди огромной толпы богомольцев подошла приложиться к раке мощей, все иконки были уже разобраны, и ей ничего не досталось. Тут из алтаря вышел монах, он увидел расстроенную монахиню и вынес ей маленькую иконку преподобного Серафима, освятил ее на раке и передал для матушки.

С радостью вернулась сестра с таким подарком в Бодбийский монастырь. Это была простая деревянная икона с поясным изображением преподобного Серафима, размером приблизительно 12х15 сантиметров. Матушка хранила ее у себя в келлии. 

С иконой было связано много исцелений. Великая Княгиня Елизавета Федоровна знала об этом чудотворном образе, и когда у маленького наследника Александра Николаевича открылась страшная его болезнь, гемофилия, стала просить матушку Фамарь послать ему чудотворную икону преподобного Серафима. Как ни трудно было матушке расставаться с этой иконой, но в таком случае она, конечно, не могла отказать и отдала икону Великой Княгине для передачи Государыне Александре Федоровне. Она знала, что икона стояла у изголовья Наследника, но что стряслось с ней, когда Царская Семья в 1917 году была арестована, никто не знал и никогда не узнал бы….



Но по Божией Воле все случилось иначе. Следы этого чудотворного образа нашлись в составленной в Екатеринбурге генерал-лейтенантом М. К. Дитерихсом «Описи иконам, найденным при осмотре дома Ипатьева»: «Образ Св. Серафима Саровского, малого размера, в металлической рамке под стеклом» (Российский архив. История отечества в свидетельствах и документах XVIII-XX вв. Т. VIII. Н. А. Соколов. Предварительное следствие 1919-1922 гг. / Сост. Л. А. Лыкова. М., 1998. С. 407). 

Таким образом, икона преподобного Серафима, переданная матушкой Фамарью Императрице Александре Федоровне, сопровождала Царственных Мучеников до самой их кончины.


Преподобноисповедница схиигумения Фамарь (Марджанова; †1936 г.), грузинская княжна, основательница и первая настоятельница Серафимо-Знаменского женского скита в Подмосковье. 

Внешний облик схиигумении Фамари многим ныне хорошо известен благодаря портрету П.Д. Корина – этюду к так и не написанной им знаменитой картине «Русь уходящая». В противоположность этому, внутренний мир старицы оказался малоизвестным даже и для искушенного читателя. А между тем духовно руководили и наставляли ее в свое время праведный отец Иоанн Кронштадтский, преподобные отцы Гавриил Седмиезерский и Алексий Зосимовский, тесная духовная дружба связывала ее с владыкой Арсением (Жадановским) и преподобномученицей Великой Княгиней Елисаветой Феодоровной. 

Будущая схиигумения, в миру Тамара Александровна Марджанишвили (Марджанова), принадлежала к грузинскому княжескому роду. Приняла монашество в монастыре Бодбе, где окончила свой жизненный путь святая равноапостольная Нина. В 1902 году стала игуменьей этой обители.

В 1905 году, после покушений на ее жизнь во время революционных событий, была переведена в Москву, где возглавила Покровскую общину.

В 1910 году Матушка (в то время игумения Ювеналия) основала Серафимо-Знаменский скит в селе Битягово Домодедовского района.

После закрытия скита большевиками жила в подмосковном Перхушкове, в 1931 была арестована и сослана в Сибирь. Через три года матери Фамари, уже неизлечимо больной, было разрешено вернуться в Подмосковье, где она и скончалась в 1936 году.

22 декабря 2016 года Священный Синод Грузинской Православной Церкви канонизировал схиигумению Фамарь (Марджанову) в лике преподобноисповедников. 28 декабря 2017 года ее имя было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви с празднованием памяти 10/23 июня, как это установлено в Грузии. 13 июня 2018 года на Немецком (Введенском) кладбище г. Москвы состоялось обретение мощей святой преподобноисповедницы.

 

источник: "Иное житие"