• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Таинство Крещения
  • Поминовения
19 августа 2013 года

Преображение Господне

Слово на Преображение Господне

Свидетелями Преображения Господа Иисуса Христа были три любимейших Его ученика — Петр, Иоанн и Иаков. Петр — первый по вере, Иоанн — первый по любви и Иаков — первый по терпению и мученическому венцу. Но, как известно, они не оставили нам собственноручных описаний величайшего события в земной жизни Спасителя. Апостол Петр упоминает только в послании своем, что он и другие ученики были на святой горе со Христом, когда принесся к Нему глас Отца Небесного (2 Лет. 1, 16—18). Подробно повествуют святые апостолы Матфей, Марк и Лука, хотя они не всходили вместе с Учителем на Фаворскую гору, не созерцали славы Сына Божия и могли только впоследствии слышать о происшедшем от любимейших учеников, которым Христос рассказывал виденное до Его Воскресения. Не удивительно ли это? И чем можно объяснить такое явление? Чтобы никто не сомневался в Преображении Иисуса Христа на Фаворе, об этом пишут не один, а три евангелиста, но вместе с тем все они не были очевидцами события!

Исследуем же, возлюбленные, почему и ради кого Божественный Промысл избрал для засвидетельствования истины тех провозвестников силы и славы Преображения Господня, которые сами не были очевидцами этой славы. По вере нашей мы не можем сомневаться, что если Промысл Божий избрал сперва трех любимейших апостолов свидетелями, а затем трех евангелистов блюстителями того же события, то на это имелась особая необходимость. На причину избрания любимейших учеников свидетелями славы Преображения указывает нам св. евангелист Лука. Он так начинает свое повествование: «Бысть же по словесех сих яко дний осмь, и поем Петра и Иоанна и Иакова, взыде на гору помолитися» (Лк. 9, 28), т. е. после сих слов дней через восемь, взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться. Какие это были слова, после которых Господь взошел на Фавор? Что произошло за восемь дней до Преображения? Не без причины св. евангелист обозначает время, когда совершилось это великое событие, а именно через восемь дней — после другого события; следовательно, между ними есть тесная, внутренняя связь.

Произошло следующее: во-первых, Петр, вопреки мнению народа почитавшего Иисуса за Илию или за единаго от Пророк, исповедал Его Сыном Божиим. Во-вторых, тот же Петр, услышав в первый раз о предстоящей крестной смерти Христа, счел своим долгом прекословить Ему, высказывая мысль, что такая ужасная участь совершенно несовместима с достоинством Сына Божия (Мф. 16, 22—23). Следовательно, вот после каких событий Господь взял с Собою на гору Петра, Иоанна и Иакова, как более готовых и способных к созерцанию истинной славы Его. Надо было, чтобы Христос после Своего явления «в зраке раба» тайно показал и Царствие Свое. Он именно пророчески сказал ученикам за восемь дней до Преображения Своего: «Говорю же вам истинно: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие» (Лк. 9, 27). Необходимо было, чтобы апостолы хотя на мгновение ока увидели Царствие Божие, пришедшее в силе, укрепившись в едва зарождавшейся в них истинной вере, ибо приближался уже страшный час добровольного предания Сына Божия в руки врагов и те же ученики должны были сделаться свидетелями Его страданий, мучений, унижений и смерти на Кресте. Такова была цель Преображения Господня, и в этом его внутреннее значение!

Созерцая славу Божию, апостолы увидели пророков Илию и Моисея, беседующих со Христом. Войдя в облако, т. е. славу Самого Сына Божия, они услышали глас Отца Небесного, удостоверивший Божественное достоинство Сына Своего и повелевающего оказывать Ему послушание и повиновение. Внимая беседе пророков о Кресте, они слышали, что Сын Божий предает Себя добровольно распятию и это необходимо для спасения человечества.

Но любимейшие ученики созерцали славу Христа только телесными очами, так как они в то время не могли еще духовно уразуметь Божественные цели прославления Сына Божия на Фаворе и значения этого события для всех будущих последователей Иисуса Христа. Только по сошествии на них Духа Святого открылось в них духовное зрение. «Егда же приидет Утешитель, Его же Аз послю вам от Отца, Дух истыны, иже от Отца исходит, Той свидетельствует о Мне, — сказал им Христос, — и вы же свидетельствуете, яко искони со Мною есте» (Ин. 15, 26—27). Поэтому все одиннадцать апостолов, на которых сошел Святой Дух в Сионской горнице, а затем вновь избранный Павел, сделались и были истинными свидетелями жизни, славы, крестной смерти Христа Спасителя, так как Дух Святой свидетельствовал им о Сыне Божием и они были сначала с Ним.

Однако избрание трех евангелистов благовестителями события имеет еще иную Божественную цель. Это сделано для нас и ради нас. Вы слышали сегодня, возлюбленные, песнопения великого праздника, сложенные святыми отцами. На литургии поется: «Приидите, взыдем на гору Господню и в дом Бога нашего и узрим славу Преображения Его!» Святая Церковь приглашает нас созерцать всех славу Преображения Господня. А если она зовет, то, значит, это необходимо и вполне возможно. Каким же образом мы должны созерцать славу Сына Божия? Конечно, духовно, как созерцали святые евангелисты после сошествия на них Святого Духа и что не могли уразуметь любимейшие ученики во время Преображения Господня. Мы все приняли Духа Святого преемственно от апостолов — в таинствах Церкви, начиная от Крещения, а потому и нам даровано духовное зрение. Понятно теперь, что Промысл Божий для того и избрал трех евангелистов, а не трех учеников, бывших с Господом на Фаворе, благовестителями Преображения Господня, чтобы удостоверить нас в возможности духовного созерцания и нам, как и ученикам Христовым. Следовательно, это совершено нам в пример, в научение и для побуждения к подражанию в вере.

Но, возлюбленные, для христианской жизни недостаточно только разуметь истину, но необходимо еще верить истине, что так есть, должно быть, и потому следовать ей. Апостол Павел говорит, что Преображение Господне есть событие, которое должно повториться над всеми истинными последователями Христа (2 Кор. 3,6— 18). Если кто не знает, что в нас есть внутренний, сокровенный сердца человек, как выражаются святые апостолы (2 Кор, 3, 18; 1 Пет. 3, 3—4; Еф. 3, 16), тот не христианин. Этого-то внутреннего человека мы обязаны возводить от совершенства к совершенству, от славы в славу, усваивая истины веры, искореняя страсти, приобретая добродетели и храня благодать, даруемую Таинствами Церкви. Те, которые не преобразятся внутренне из земных в небесных, не войдут в славу Единородного Сына Божия!

Мы все обязаны понять в христианстве, что есть Божие и что человеческое. Поэтому можем ли прекословить Христу, как это сделал Петр, и сомневаться, что крестная смерть несовместима с достоинством Сына Божия или что наши страдания, испытания, наши кресты несовместимы с любовию Божиею к христианам? Будем ли мы доказывать по непониманию, что наше внутреннее преображение или возрождение невозможно при современных тяжелых условиях жизни и при непосильной борьбе со грехом? Подобные доказательства и оправдания легко опровергаются Евангелием, которое читалось сегодня. В нем излагалось, при каких ужасных обстоятельствах совершилось Преображение Господне, насколько душа Сына Божия была преисполнена мыслию о предстоящих страданиях на Кресте, в каком молитвенном единении Он пребывал с Отцом Небесным и как вел беседу с пророками о предстоящих страданиях и о Своем распятии. Следовательно, и наше внутреннее преображение возможно также при самых тяжелых условиях жизни, ибо оно требует только молитвенного единения со Христом и безропотного несения своего креста. Крест есть единый, верный путь к славному преображению! И когда наш разум смирится пред непрестанными доказательствами беспредельной любви Божией к человечеству, тогда наша душа преисполнится мыслию о спасительной заповеди Христовой: «Аще кто хощет по Мне итти, да отвержется себе, и возьмет крест свой». Аминь.

Священномученик Серафим (Чичагов)