• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Таинство Крещения
  • Поминовения
23 августа 2019 года

Помни, что если и все тебя покинут, Господь – твой помощник

В лице игумена Германа – духовника Кипрского монастыря Ставровуни – сочетались две дивные и столь редко встречающиеся в одном человеке добродетели: глубоко прочувствованный опыт отрешенности от мира, чуждости всему вокруг в нем был неразрывно связан с живой и открытой отеческой любовью ко всякому человеку. Эта любовь заключала в свои объятия каждого, кого Господь сподобил знать нашего старца. Эта безграничная любовь проявлялась во внимательности и чуткости, с которой он относился к людям, боясь их огорчить или, тем более, подать повод к соблазну.

Хотя мирского образования у старца практически не было, он глубоко постиг учение святых Отцов. Едва лишь выдавалась у него свободная минута, как он погружал свой ум в глубины сладчайших отеческих Писаний и извлекал оттуда душепитательную пищу, которую вкушал сам и которой питал своих многочисленных духовных чад. Поражала та ясность и четкость, с которой отец Герман раскрывал смысл аскетических сочинений. И дело было далеко не только в том, что старец с молитвой изучал сочинения древних святых; он имел и точно такой же духовный опыт. Старец много наставлял слушавших его любви к Богу и ближним.


Наставления архимандрита Германа

Тот, кто подвизается, чтобы стяжать совершенную любовь как к Богу, так и к ближнему, может исповедовать Господа нашего Иисуса Христа в Духе Святом (см. 1 Кор 12: 3).

Нужно верить, что Бог любит тебя даже когда все люди отвернутся от тебя и все тебя покинут.

Когда тебе придет помысел, что тебя не любят и не поддерживают, помни, что если и все тебя покинут, Господь – твой помощник. «Отец мой, – говорит Давид, – и мати моя остависта мя, Господь же восприят мя» (Пс 26: 10).

Один монах болел. Прошло около месяца, и никто не пришел к нему в келью проведать его и помочь ему. Тогда Бог послал ангела, чтобы тот служил больному. И когда через некоторое время собратья решили навестить того монаха, посмотреть, не заболел ли он, не случилось ли с ним чего, он, лишь завидев их, стал кричать: «Уходите!» Они спросили: «Почему ты гонишь нас?» Он ответил: «Вы так долго не вспоминали обо мне и не приходили на помощь, что Бог послал мне ангела, и он мне служил. А сейчас ангел увидел вас и ушел! Лучше бы ушли вы, а ангел вернулся!»

О любви к ближнему, о которой ты спрашиваешь меня, где-то написано: «Всех люби и от всех беги!» Что это означает? Это означает, что любовь не действует через одни внешние ее проявления. Любовь, прежде всего, действует в душе человека. А это значит любить того, кто тебя раздражает, того, кто тебя обвиняет, того, кто тебя унижает. Скажи: этот человек – мой врач. И хотя пилюли, которые он дает мне, очень горькие, но они идут мне на пользу.

С другой стороны, в этом и заключается исполнение призыва Господа: «Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас» (Лк 6: 27–28). И необязательно говорить такому человеку на словах о том, как я его люблю. Но важно иметь к нему любовь внутри себя, даже если он нехорошо с тобой обошелся. А поскольку он может быть наказан за свой скверный нрав, я прошу Бога, чтобы Он его помиловал, просветил, простил и не наказал. И зачем вообще мне иметь с ним что-то общее? Раз он не хочет со мной общаться, то воздержусь и я. Но никоим образом не дам помыслу, искушению настраивать меня против него, а стану просить Бога помиловать, просветить, простить, спасти этого человека.

Чем более ты подвизаешься, чтобы возлюбить Бога, тем более Он открывается тебе!

Тот, кто желает зла своему ближнему, тот в конечном счете делает зло себе. А тот, кто любит даже своего врага, в действительности совершает благо себе.

Чем больше мы подвизаемся, чтобы возлюбить Христа, тем более ощущаем в себе радости и счастья. Нет на земле большего счастья, чем горение сердца от любви к Сладчайшему Христу.

«Никто не может служить двум господам» (Мф 6: 24). Для того, чтобы мы смогли возлюбить Христа всем своим сердцем, прежде мы должны осознать, что все земное – временно и тщетно, и ни к чему из этого не прилепляться. Для того, чтобы возлюбить ближнего, как самого себя, нужно презирать три вещи: деньги, удовольствие и человеческую славу.

А мы можем сказать вместе с апостолом Павлом: Кто нас разлучит от любви Христовой? Скорбь или теснота или гонение или глад или нагота или опасность или нож (Рим 8: 35)? Если да, тогда мы действительно любим Христа!

Не так ценно, когда мы любим тех, кто любит нас: «Какая вам за это благодарность?» (Лк 6: 32) Ценно, когда мы любим тех, кто к нам питает вражду, и тех, кто нас ненавидит!

Подражать Христу означает, прежде всего, подражать любви Христа к человеку. Приносить в жертву «желания плоти» (Еф. 2: 3) ради любви к своему брату.

Как «Бог есть Любовь», так и наоборот: диавол есть ненависть. Тот, кто любит, как учит Господь, уподобляется Ему. А тот, кто ненавидит своего брата, становится диаволом, и уже на земле вкушает ад!

Существует любовь от Бога, но существует и от ... диавола! Есть ненависть от Бога, но есть и диавольская ненависть.

Любовь от Бога – та, которая берет начало в соблюдении заповедей Божиих. Любовь (!) от ... диавола – демоническая, чувственная, страстная, та, которую, к примеру, испытывает женатый человек по отношению к другой женщине, и часто доходит до того, что он оставляет свою законную супругу ради чужой женщины. Демоническая любовь еще и та, которой одержимы все те, кто впадают в содомские страсти. К такой «любви» Господь не только питает отвращение и считает ее мерзостью, но если человек не раскается и не изменит свою жизнь, то за такую «любовь» наказывает его в назидание другим.

Ненависть от Бога – это ненависть к греху. Ненависть от диавола – это ненависть против какого бы то ни было из наших ближних, а также и против наших врагов. Мы должны любить своего ближнего, как бы он ни был перед нами виноват и сколько бы он нас ни огорчал!

Тот, кто любит своего ближнего подлинной, согласной с волей Божией, любовью, ощущает в себе бесконечный мир и радость. Тот, кто «любит» фальшивой, поверхностной, лицемерной, плотской, чувственной «любовью», ощущает в себе смятение и сильное беспокойство.

Истинная любовь покрыта духом смирения, жертвенности и участия. Тот, кто любит согласно с волей Божией, жертвует своими желаниями и отдыхом ради того, кого любит. Любовь, которая не согласуется с волей Бога, сочетается с духом эгоизма и тот, кто имеет такую «любовь», вместо того, чтобы приносить в жертву другому себя, постоянно требует от другого, чтобы тот приносил ему себя в жертву.

Любовь к нашим врагам кроет в себе великую мудрость. Когда мы воздаем им доброе за злое, то в этом подражаем Христу. И тогда приходит и нас осеняет Его благодать! Нас наводняет благодать Святого Духа! Святые любили даже своих гонителей! И именно это стало определяющим для того, чтобы Христос признал Их Своими настоящими друзьями, Своими святыми!

Хочешь узнать, какого рода любовь ты имеешь в своем сердце? Встань перед зеркалом – тринадцатой главой Первого послания апостола Павла к Коринфянам и искренне посмотри, применимы ли к тебе те слова, которые говорит апостол Павел: Тот, кто любит, долготерпелив к немощам другого. Он имеет милосердие. Не завидует. Не превозносится, не бесчинстует, не ищет своей выгоды, не раздражается. Забывает зло, которое ему причинили. Огорчается, когда с ближним поступили несправедливо, и радуется с ним его радости. Во всем имеет снисхождение, веру, надежду, терпение (см. 1 Кор 13: 4–7).

Будем сильнее любить тех, кто нас критикует, чем тех, кто нам льстит

Не бывает истинной любви без духа жертвенности. Любовь Христа к нам нераздельно связана с Его крестной жертвой. Любовь и Крест неразделимы.

Борись с ненавистью, которую проявляет к тебе человек, оружием любви, которую ты проявляешь к нему. Покажи любовь тому, кто демонстрирует тебе враждебность. Так и только так есть надежда, что ты сможешь переменить его злое отношение на доброе.

Тот, кто имеет злобу, вкушает смерть, а тот, кто имеет любовь, вкушает вечную жизнь.

Самый прекрасный и результативный способ отомстить тому, кто тебе навредил, облагодетельствовать его.

Там, где любовь, там Бог. Там, где ненависть, там диавол.

Отбрось со всей своей силой и исповедуй с максимально возможным для тебя смирением все свои подозрения и домыслы, которые тебе подкидывает диавол с целью вселить в тебя неприязнь к ближнему и заставить тебя отвернуться от него.

В Царствии небесном нет места тем, у кого в душе нет места для любви к врагам.

Небеса распахиваются шире перед тем, кто по-настоящему любит Христа всем сердцем своим, всею душею своею и всем помышлением своим, и ближнего своего, как самого себя (Лк 10: 27).



Перевод с новогреческого Александры Никифоровой

monastery.ru

фотографии протоиерея Игоря (Пчелинцева)