• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Таинство Крещения
  • Поминовения
26 августа 2018 года

Икона Пресвятой Богородицы "Семистрельная"

На иконе Божией Матери Семистрельная изображена Пресвятая Богородица, пронзенная семью стрелами: четыре с левой стороны и три с правой.  Написана она на слова пророчества св. праведного Симеона, произнесенные в Иерусалимском храме в сороковой день по Рождестве Христовом: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу».


Очень близок к "Семистрельной" и другой чудотворный образ - икона Божией Матери "Умягчение злых сердец" или «Симеоново проречение». Иконы отличаются особенностями иконографии (вместо стрел мечи, расположенные симметрично), однако в молитвенной практике различие не проводится, так как относится к одному иконографическому типу.

Верующие просят перед образом о примирении враждующих и избавления от жестокосердия.

 «Симеоново проречение»

 Как повествует евангелист Лука, праведному старцу Симеону Богоприимцу было предсказано Духом Святым, что не умрет он, пока не увидит Мессию. И вот когда родители на сороковой день после рождения Младенца принесли Его в Иерусалимский Храм, пришел туда «по вдохновению» и Симеон, взял Младенца на руки (откуда и прозвание Богоприимец) и произнес знаменитые слова, которыми с тех пор завершается каждая служба вечерни и известные как молитва святого Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром…»

После этого он благословил святого Иосифа и Пречистую Матерь Спасителя и обратился к Марии с тем самым Симеоновым проречением: «се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец».

Подобно тому как Христа пронзят гвоздями и копием, так и душу Пречистой поразит некое «оружие» печали и сердечной боли, когда узрит Она страдания Сына; после же откроются скрытые доселе помышления людей, которым предстоит сделать выбор: с Христом они или против Него. Такое толкование Симеонова пророчества и стало предметом нескольких «символических» икон Богородицы.


Семь стрел

 Число семь (семь стрел, изображенных на иконе) в Священном писании обозначает полноту чего-либо. В данному случае символически изображена полнота страданий Пресвятой Богородицы, перенесённых Ею в земной жизни. Это полнота любви сердечной к Сыну и вместе с Ним - ко всему человечеству.

В книге «Путь христианина» архимандрит Рафаил (Карелин) описывает семь стрел, пронзивших сердце Богоматери:

  • Когда пророк Симеон предвозвестил в храме Пречистой Деве Марии с Младенцем на руках: "И тебе самой душу пройдёт оружие». Это проречение-первая боль,коснувшаяся сердца Богородицы, первый клинок, первая стрела. В тот миг узнала Пречистая Матерь Божия, что Её Сын - тот Самый Агнец, который будет принесён в жертву за грехи всего мира.
  • Когда Пречистая Дева бежала с новорождённым Сыном через пустыню в Египет, песок был как раскалённое железо, а орлы парили в небе высматривая добычу. Это бегство второй клинок, вторая стрела.
  • Третий клинок, третья рана - когда Божья Матерь забыла Господа - ещё отрока - в Иерусалимском храме на празднике и три дня искала Его. Материнская грудь Её разрывалась от душевных мук: "Где Сын Мой?».
  • Четвёртая рана, четвёртый удар в сердце Её - когда жители Назарета хотели убить Спасителя, вывели Его из синагоги и поставили на краю обрыва. До сих пор показывают это место, где под ногами разверзается страшная пропасть…
  • Пятый меч, пронзивший сердце Девы Марии - весть о том, что Господь схвачен и приведён на суд к Пилату. Богородица поспешила тогда во двор этого жестокого правителя и узрела Божественного Сына Своего в терновом венце, обагрённого кровью.
  • Шестая рана - когда Она увидела, как Господь идёт со Крестом, склоняясь от тяжести его к земле, когда увидела, как Его пригвождают ко Кресту, как Распинают Его, как он страдает и умирает на Кресте.
  • Седьмая рана Девы Марии-когда Она увидела, как бездыханное тело Спасителя полагают во гроб.

    Вологодская святыня

«Семистрельная» икона — северорусского происхождения: она пребывала в Иоанно-Богословской церкви на берегу реки Тошни, что неподалеку от Вологды впадает в одноименную реку.

Крестьянин Кадниковского уезда много лет страдал от хромоты, и никто не мог ему помочь. Но вот однажды в тонком сне некий голос повелел ему найти на колокольне Богословской церкви, где хранились ветхие иконы, образ Пречистой и помолиться перед ним об исцелении. Крестьянин несколько раз просил пустить его на колокольню, но его словам не верили. Лишь на третий раз позволили ему подняться на колокольню. Оказалось, что икона, покрытая сором и грязью, служила ступенькой лестницы, и звонари ходили по ней, словно по простой доске. Ужаснувшись невольному кощунству, церковнослужители отмыли икону и отслужили перед ней молебен, после которого крестьянин обрел исцеление.

Прошло еще немало лет, сменились поколения, об этом чуде стали уже забывать, но вот в 1830 году Вологодскую губернию, как и большую часть Европейской России, постигла страшная эпидемия холеры. Во время нее святыни из Тошни были перенесены в Вологду и поставлены в «холодной» (летней) церкви Дмитрия Прилуцкого "на Наволоке" — в вологодском Заречье, справа от главного городского моста. Обратились тогда христолюбивые жители Вологды к «Семистрельной» и вместе с иными святынями обнесли ее торжественным крестным ходом вокруг города. Холера отступила также внезапно, как и пришла.

Согласно преданию, этому образу было более пятисот лет, однако особенности живописи и то, что он написан на наклеенном на доску холсте, свидетельствуют о его гораздо более позднем происхождении — видимо, этот список был сделан в XVIII столетии с не дошедшего до нас изначального образа.

В память же о чудесном избавлении Вологды от холеры горожане заказали и поставили в Дмитриевской церкви список с «Семистрельной», от которого со временем также стали происходить чудеса. 


В настоящее время  икона "Семистрельная" находится среди особо чтимых святынь храма святого праведного Лазаря на Горбачевском кладбище г. Вологды. В годы гонений на Церковь Лазаревский храм был одним из двух храмов Вологды, в которых совершались богослужения ( за исключением периода с 1937 по 1945 год) и в эту кладбищенскую церковь были переданы многие святыни из разоренных храмов и монастырей.

После разрушения Иоанно Богословской Тошненской церкви "Семистрельная" икона хранилась благочестивыми христианками, ими же в послевоенные годы святыня была передана в Лазаревский храм.

По словам настоятеля храма праведного Лазаря протоиерея Алексея Сорокина, который внимательно изучал все доступные материалы о Вологодской святыне - в Лазаревском храме была сохранена та самая "Семистрельная" икона, чудесно обретенная в Иоанно-Богословском храме. Отличием иконы является то, что она украшена бархатной ризой, расшитой бисером и стеклярусом.

 В наше время, как и прежде, по молитве перед чудотворным образом Божией Матери верующие получают благодатную помощь, о чем свидетельствует множество приношений, украшающих икону. 

В день празднования памяти "Семистрельной" иконы 26 августа прихожане Лазаревского храма совершают паломничество на место разрушенного Иоанно- Богословского Тошненского храма, где у поклонного креста совершается молебен.

Во втором действующем в советское время храме г. Вологды - кафедральном соборе в честь Рождества Богородицы находится другая "Семистрельная" икона, очень похожая на образ из Лазаревского храма. Она также одета в бархатную ризу. Особенности письма указывают на то, что эта икона - более поздняя. По всей вероятности - это список с чудотворного образа, выполненный для храма прп. Димитрия Прилуцкого "На Наволоке" в XIX в., спасенный вологжанами и переданный в Кафедральный собор.


Донская Мадонна

История происхождения этой иконы полна загадок.

По одной из версий ее нашли, скрываясь от советских бомбежек, в одной из полуразрушенных изб деревни Белогорье в Воронежской области итальянские солдаты из горнострелковой дивизии «Тридентина» Альпийского корпуса, воевавшие на стороне нацистской Германии.

Согласно другой истории, ее передала итальянским солдатам русская женщина. Так или иначе, во второй половине декабря 1942 года икона оказалась в руках священника-капуцина Поликарпо из Вальданьи, капеллана альпийцев. Монах назвал этот образ Донская Богоматерь (Madonna del Don). Говорят, что это икона «Умягчение злых сердец» из разоренного и взорванного большевиками пещерного Воскресенского Белогорского мужского монастыря близ Павловска.

Отец Поликарп бережно хранил икону и совершал у нее богослужения для солдат. Время для них было нелегкое. Советские войска громили неприятеля и от бравого экспедиционного корпуса остались лишь несколько сотен человек. В один из дней, находясь под залповым огнем «катюш», священник передал икону отбывавшему в Италию солдату со словами: «Передайте ее моей матери, у нас нет возможности вернуться из этого ада. Скажите ей, что этот образ будет защитницей для всех матерей, которые не дождутся возвращения своих сыновей, пусть они молятся перед этой иконой о своих детях».

Непрошеные итальянские гости были начисто разгромлены Красной Армией. Лишь немногие выжили и оказались в советском плену. Среди них был и раненный о. Поликарпо из Вальданьи. В 1945 году он вернулся на родину к своей матери, бережно хранившей «Донскую» икону и молившуюся у нее о сыне. В 1967 году образ был помещен в часовню при церкви капуцинов в Местре (материковом районе Венеции).

У этой иконы до сих пор в сентябре месяце собираются ветераны, родные и близкие как участников тех событий, так и всех итальянских солдат, погибших во Второй Мировой войне. Икона Донской Богоматери украшена богатым серебряным окладом, на котором отчеканены розетки со сценами событий 1943 года.


 

Тропарь, глас 4

Умягчи наша злая сердца, Богородице, и напасти ненавидящих нас угаси, и всякую тесноту души нашея разреши, на Твой бо святый образ взирающее, Твоим страданием и милосердием о нас умиляемся и раны Твоя лобызаем, стрел же наших, Ты терзающих, ужасаемся. Не даждь нам, Мати Благосердая, в жестокосердии нашем и от жестокосердия ближних погибнути, Ты бо еси воистину злых сердец Умягчение.

Молитва

О Многострадальная Мати Божия, Превысшая всех дщерей земли, по чистоте Своей и по множеству страданий, Тобою на земли перенесенных, приими многоболезненныя воздыхания наша и сохрани нас под кровом Твоея милости. Инаго бо прибежища и теплого предстательства разве Тебе не вемы, но, яко дерзновение имущи ко Иже из Тебе Рожденному, помози и спаси ны молитвами Своими, да непреткновенно достигнем Царствия Небеснаго, идеже со всеми святыми будем воспевать в Троице Единому Богу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.