• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Таинство Крещения
  • Поминовения
9 декабря 2013 года

День памяти прп. Алипия столпника

В день памяти преподобного Алипия столпника Божественную литургию в нашей обители возглавил архиепископ Сергиево-Посадский Феогност. Владыке сослужили клирики Троице-Сергиевой Лавры, священники Стефано-Махрищского монастыря. За Литургией пел монастырский хор на два клироса.

По окончании богослужения Владыка обратился к молящимся с архипастырским словом, напомнив о важности самоотвержения, как о пути стяжания благодати Духа Святого, ведущего всякого человека к правильному устроению духовной жизни.

Проповедь архиепископа Феогноста в день памяти прп. Алипия столпника

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Человек, живущий в Церкви, стремящийся к совершенству, думает о духовной жизни. И сколько написано книг о духовной жизни, сколько ведется разговоров о духовной жизни, но толком так никто и не определил, что же такое есть духовная жизнь. Не определили люди, но определил Господь.

Жизнь в Духе - это значит жизнь по закону Духа. В Псалтири, в 102-м псалме, который мы читаем на Шестопсалмии, есть такое определение четкое, ясное и не двусмысленное: «Человек, яко трава дние его, яко цвет сельный, тако оцветет, яко дух пройде в нем, и не будет, и не познает к тому места своего» (Пс.102). Из этих строк мы вновь и вновь узнаем о том, что человек, его тело, как трава, она появляется на время и исчезает, а дух - он приходит и уходит. Да и всякая Церковная молитва начинается с молитвенного призывания Духа Святаго: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша».

Так вот мы часто путаем жизнь духовную с жизнью эмоциональной, с жизнью чувственной, с жизнью душевной, когда мы живем переживаниями и не греховными, а возвышенными, но все равно – это только эмоции, это только душевные переживания.

А у кого-то жизнь духа подменяется интеллектуальной жизнью. Человек думает, постоянно рассуждает, он находится в каких-то умственных поисках, но и это - не жизнь духа. Для жизни духа свойственна самозабвенность тела. Только тогда, когда мы забываем о себе и всецело принадлежим своему служению, только тогда мы живем в Духе. Когда мы не услаждаемся своими высокими переживаниями, когда мы не услаждаемся своим высоким умствованием, а когда мы забываем о себе.

Вся наша жизнь – это служение, а служение может проходить на кухне, может в алтаре, может на клиросе, может у светского человека где-то в офисе – это внешняя жизнь тела. Но когда человек, забывая о себе, служит самоотверженно, то есть, отвергаясь себя, только тогда - это и есть жизнь.

И на самом деле очень просто отделить ложную жизнь, которую мы называем душевной жизнью и даже бесовской, интеллектуальную жизнь, умственную жизнь от жизни духовной. Это жизнь духа, это подчинение своего тела всецело тому служению, которое тебе дал Господь. И тогда ты уже не жалеешь себя, у тебя уже ничего не болит, ты уже не устаешь и тебе ничего другого не надо, потому что ты живешь для Духа, который живет в тебе. И блажен человек и благословен человек, который отвергся от себя ради жизни духа.

 Ведь как грустно иногда слышать и видеть, как много внимания мы отдаем своему телу, своей душе и забываем о духе. Помните слова Христа Спасителя жесткие, даже страшные слова: «Кто хочет душу свою спасти, тот погубит ее, а кто погубит ее Мене ради и Евангелия, тот спасет ее» (Ср.: Мк.8:35). То есть тот, кто живет не то что телом, а даже душою, возвышенными душевными переживаниями, - и тот человек не будет спасен; и только тот, кто забывает и о своих душевных переживаниях, и о своих телесных радостях и горестях, и всецело посвящает жизнь свою духу, - только такой человек будет спасен. Его жизнь в Духе и спасение, и жизнь духовную, о которой я говорил, можно выразить одним словом, и до нас уже выражено: самоотверженность, самопожертвование. Когда человек отвергся от себя, отвергся и пожертвовал собой и живет тем делом, которое ему дал Господь, и живет в Духе, и не жалеет себя - вот это благословенная жизнь в Духе, и это есть настоящая духовная жизнь.

 Блажен человек, который стяжал эту жизнь. Такой человек в больнице не замечает, что он болеет, в темнице - не замечает, что он в узах, в голоде - он не замечает, что он голоден, в холоде - ему не холодно, когда вокруг него враги, он не замечает их, ибо в них видит братий своих, он возлюбил их во Христе. И благословен такой человек, и мы должны стремиться именно к этому, к такой духовной жизни, которую и заповедал нам Господь наш Иисус Христос: «Нет больше той любви, когда кто душу свою положит за други своя» (Ср.: Ин.15:13).