• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Таинство Крещения
  • Поминовения
27 сентября 2019 года

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Сегодня Святая Церковь торжественно вспоминает обретение Честнаго креста Господня. Это событие последовало спустя три века по Воскресении Господа и совершено было святой Еленой, матерью равноапостольного царя Константина, по его поручению.

Разыскивая Животворящий Крест, святая царица расспрашивала многих христиан и иудеев, но долгое время поиски оставались безрезультатными. Наконец, иудеи указали ей на одного старого еврея по имени Иуда, который мог сообщить царице сведения о Кресте Христовом. Иуда открыл ей, что Крест зарыт на том месте, где стояло капище Венеры.

Капище было разрушено до основания, и в земле на большой глубине были обнаружены Гроб Господень и неподалёку — три креста, дощечка с надписью Пилата и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа. Для того, чтобы узнать, какой же крест — Господень, все три креста были внесены в дом благочестивой жены, лежащей на смертном одре. После молитвы Иерусалимский патриарх Макарий поочерёдно возложил кресты на умирающую. И только прикосновением последнего вошла в больную сила жизни.

Возвращаясь из дома исцелённой на Голгофу, христиане встретили похоронную процессию. Исполненный веры святитель Макарий дерзновенно приложил Крест Господень к почившему, и Крест Победителя смерти и ада, опять расторгнув узы смерти, оживотворил умершего. С великой радостью поклонились святому Кресту царица Елена, духовенство и стоявшие вокруг христиане. А многие, не имевшие возможности из-за большого стечения народа подойти к Кресту и приложиться к нему, просили патриарха воздвигнуть Крест, чтобы издали поклониться ему.

Тогда патриарх и с ним другие духовные лица неоднократно высоко поднимали Святой Крест, а все люди взывали: «Господи, помилуй» и благоговейно ему поклонялись. Иуда, открывший место, где зарыт Крест, и многие другие евреи уверовали во Христа и приняли святое крещение. Иуда получил имя Кириак и впоследствии стал Иерусалимским епископом.

В этот же день воспоминается и другое событие, связанное с Крестом Господним: его возвращение в Иерусалим после 14-летнего пленения в Персии.

В начале седьмого века, в царствование императора Фоки персидский царь Хозрой II в войне против греков разбил их войско, разграбил Иерусалим и увёз в плен Животворящий Крест Господень и патриарха Захарию. Следующий император, Ираклий, победил Хозроя, и с великим торжеством Честный Крест был принесён в Иерусалим.

Император в царском венце и порфире нёс его на себе в храм Воскресения; рядом с царём шёл патриарх Захария. У ворот, которыми входили на Лобное место, император внезапно остановился и не мог двинуться дальше.

Патриарх объяснил царю, что ему преграждает путь Ангел Господень, говоря, что Тот, Кто нёс на лобное место Крест для спасения мира от греха, не в таком виде совершил крестный Свой путь. Тогда Ираклий, сняв венец и порфиру, надел бедную одежду, и босой двинулся дальше: так он внёс Крест Христов в храм.

Братья и сестры, совершая поклонение кресту Господню, мы должны заботиться о том, чтобы наше наружное поклонение являлось выражением внутреннего душевного преклонения пред Спасителем. Крест — это знамя победы над диаволом и смертью. Со смирением преклоним колена и ум наш пред этим знамением, благоговея пред непостижимой премудростью Божией и высочайшей тайной любви Божией к роду человеческому: ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16).

optina.ru

Слово на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Схиигумен Серафим (Барадель)

Возлюбленные отцы, братия и сестры, над темным и скорбным нашим миром воздвизается Крест Господень. Сегодня древо крестное процветает в церкви и изливает мир живоносный, благоухание жизни вечной. "Видеша вси концы земли спасение Бога нашего и поют: радуйся, Живоносный Кресте".

Но как же так, ведь крест – это самое страшное, позорное орудие пытки. Но вот силою и жертвою Христовой, крест стал всепобедным, дивным знамением Любви Божией, к миру, и к человеку, и ко всей твари. Потому что через смерть рождается жизнь, через страшную тьму Великого Пятка воссиявает дивный свет Воскресения. В отвержении совершается примирение, через проклятие получаем благословение, в бесславии и позоре восстанавливается слава первозданного образа Божия.

Дорогие братия, без Голгофы нет Воскресения, некоторые нехристианские учения утверждают обратное и пытаются достичь полноты ведения и божественных состояний помимо крестного подвига, но это ведет только во тьму небытия. И обратно: нет Голгофы без Воскресения, – такова наша вера Православная. И поэтому лик распятого Христа на наших иконах чужд всякого ужаса, как это мы видим в некоторых католических изображениях.

Лик распятого Христа исполнен мира, божественной прекрасной тишины, преданности воле Божией. И, таким образом, даже самая густая тьма Великой Пятницы, прорезывается уже златым блистанием Воскресения и надежды. Потому что Христос на Голгофе возопил: "Боже, Боже мой, вскую оставил Мя еси", но вслед за тем, почти одновременно: "В руце Твои предаю дух Мой", и, наконец: "Совершишася". Совершилось великое дело спасения мира, спасения рода человеческого.

Так пережил Христос Свое божественное, крестное истощание, в преданности, в послушании воле Отца Небесного, так пережила Пречистая Богородица Свою богородичную Голгофу. И хотя по всем законам человеческим Она должна была умереть от скорби при кресте, но именно потому, что Она всю Себя предала на волю Божию, в величайшей Своей любви к Богу, Дух Божий укрепил Ее, и через эту победу крестную Она стала для всех родов Радостию радостей и Утешением в страданиях.

И так и мы, дорогие братия, должны помнить о том, что только полная преданность воле Божией поможет нам безропотно, с разумом Божественным, нести наш собственный крест, хотя по-человечески порой мы изнемогаем под его бременем. Но и Сам Христос трижды падал под крестом. И нам, как тогда Христу, Бог посылает Симонов Киринейских на жизненном пути, которые помогают нам нести крест. И если мы, подобно Христу, подобно Матери Божией и подобно всем нашим великим отцам, которые шли крестным путем, – если мы тоже предадим себя и друг друга на волю Божию, благую и всесовершенную, если мы добровольно предадим себя на распятие ради стяжания любви Христовой, тогда никакой крест, никакое страдание, никакая скорбь не смогут сокрушить нас, и мы избежим отчаяния. И не только избежим отчаяния, но в нашем сердце возродится, как некий дивный цвет благовонный, тайна крестной и жертвенной любви, которая будет вдохновлять нас на всякое страдание ради Христа.

Помните, как в Ветхом Завете Моисей в пустыне ударил жезлом, крестообразным жезлом, и потекли воды для жаждущего Израильского народа. Так и Господь крестом, крестными страданиями, бьет в наши сердца, чтобы из них потекли воды, воды слезные, потому что без слез нельзя спастись. Потому в этот дивный день Церковь внешне облачается в темные ризы воздержания и поста, почитая крестные страдания Христа. Но она тоже призывает всех нас радоваться и торжествовать, ибо "тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единородного дал ясть, да всяк, веруяй в Него, не погибнет, но имать живот вечный".

И мы помолимся, братия, сегодня, чтобы Господь, распятый и воскресший, вложил в сердце каждого из нас крестную силу Божественной Любви. Что бы мы, подобно мученикам и преподобным отцам нашим, с вдохновением, с мужеством доблественно шли за Христом, туда, на Голгофскую гору, и что бы мы через это крестное восхождение познали радость Креста – отдать свою жизнь, чтобы жили другие. И тогда, дорогие мои братия и сестры, тогда воистину будет вечная Пасха у нас на душе, ибо Христос воскресе!



≈ Схиигумен Серафим (Барадель)
Валаамский монастырь