• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Таинство Крещения
  • Поминовения
22 мая 2016 года

Неделя четвертая по Пасхе. О расслабленном. О празднуемом событии. Проповедь дня

Синаксарь в неделю четвертую по Пасце, о разслабленном

Стихи:

Слово Христа укрепляет сущею рядом

И оттого лишь слово сие врачевание есть.

В сей день, в неделю четвертую по Пасхе, совершаем воспоминние о расслабленном и по обычаю празднуем это чудо.

Праздновать чудо над расслабленным положено здесь и потому, что Христос совершил его во время еврейской Пятидесятницы. Придя в Иерусалим на праздник, Он вошел в купальню с пятью крытыми ходами, которую построил Соломон и которая называлась Овчей, потому что там мыли внутренности овец, закалаемых для жертвоприношения в храме, или потому, что всякий входящий туда первым, как только вода однажды в году приводилась в волнение ангелом, оказывался здрав.

И вот, находит там человека пребывающего в болезни тридцать восемь лет и за неимением того, кто вверг бы его, лежащего напрасно, в воду. Итак, научаемся отсюда, какое благо есть терпение и твердость, и одновременно тому, что Бог, поскольку надлежало явиться дару Крещения, очищающего всякий грех, предусмотрел в Ветхом Завете чудеса от воды, чтобы дар сей, когда явится, был бы с готовностью принят.

К сему-то расслабленному, которого некоторые неизвестно почему именуют Иаром, и приходит Иисус, спрашивая его, хочет ли быть здрав, а тот указывает в ответ на неимение помогающего. Христос же, зная, насколько он истомлен болезнью, говорит: Возьми постель твою и ходи (Ин.5,8). И мгновенно человек тот оказывается здрав и, взявши на плечи ложе, чтобы дело сие не почли за призрачное, направляется с ним домой.

А поскольку была суббота, иудеи возбраняли ему ходить, он же ссылался на Исцелившего, который в субботу повелел ему идти, хотя и не знал, кто Он, ибо Иисус, говорит евангелист, из-за собравшегося там народа отступил и скрылся. После того находит его Иисус в храме и говорит: Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже (Ин.5,14).

Некоторые, неправо разумея, говорят, будто Христос сказал это потому, что человек сей впоследствии, когда Он предстоял первосвященнику Каиафе, ударил Его по щеке, за что и получит в удел пытку вечным огнем, горшую расслабления, и не только тридцать восемь лет, но всегда будет страдать.

Однако Господь скорее всего указал, что болезнь расслабления приключилась с ним от грехов. Впрочем, не всякая немощь бывает от грехов, но и от естественного недуга, и от многоядения, и от небрежения, и от иных причин. Расслабленный, достоверно узнав, что сделавший его здравым был Иисус, доводит сие до сведения иудеев. А те, распаляясь мщением, ищут убить Христа за то, что Он будто бы субботу нарушил. Христос много с ними беседовал, доказывая, что и в субботу благотворить – дело правое, и что Он, как Равный Отцу, есть Тот, Кто повелел блюсти день субботний, и как Отец делает доселе, так и Он делает (ср.: Ин.5,17).

Подобает знать, что расслабленный этот – иной, нежели у Матфея (см.: Мф.9,2-7). То исцеление совершилось в доме, и люди служили человеку тому, который и услышал: Прощаются тебе грехи твои (Мф.9,2). А это в притворе произошло, и расслабленный, по слову Священного Евангелия, «человека не имел» (ср.: Ин.5,7), постель же свою взял, как и тот.

Ныне же чудо это празднуется потому, что и оно в Пятидесятницу совершено, подобно бывшему с самарянкой и слепым. Ибо Фоме и мироносицам празднуем во удостоверение Христова восстания из мертвых, прочее же – до Вознесения, поскольку Он совершил это различным образом во время еврейской Пятидесятницы и потому еще, что об этом столь подробно вспоминает Иоанн.

По беспредельной милости Твоей, Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Слово в Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном

Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не приключилось с тобою чего хуже.

Ин. 5, 14.

Христос воскресе!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Совоскреснув Христу в день Святой Пасхи, мы должны хранить и беречь обретенное нами сокровище духовной радости. Человек, выздоровевший после долгой болезни, по-новому ощущает красоту мира, полноту жизни, он со страхом вспоминает о сковывавшем его недуге. Но если такой человек снова начнет легкомысленно относиться к своему здоровью, болезнь может вернуться и обрушиться на него с удесятеренной силой. Это в полной мере относится и к душевному нашему здравию. «Недостоин прощения тот, кто по причащении снова согрешает; недостоин здоровья тот, кто по исцелении снова сам себе причиняет раны; недостоин очищения тот, кто по очищении снова оскверняет себя», — говорит святитель Иоанн Златоуст.

Много лет пролежал расслабленный у источника целительной воды, горько сетуя:…не имею человека, который опустил бы меня в купальню (Ин. 5, 7). Мы с вами, дорогие братья и сестры, не вправе жаловаться, что некому помочь нам в наших горестях. Не просто человек, но Богочеловек, Сын Божий приходит на помощь каждой душе, ищущей спасения. Но духовная наша расслабленность оказывается порой настолько велика, что мы даже не внемлем призыву Господа: Встань… и ходи (Ин. 5, 8).

Долгие годы расслабленный терпеливо ждал чуда исцеления у именуемой «Домом милосердия» купели — и Господь сжалился над ним. В «Дома милосердия», храмы Божии, где по вере нашей можем мы получить исцеление души и тела, призывает нас Святая Церковь, но часто ли мы откликаемся на этот зов? Увы, сатана опутывает нас сетями лености, души наши пребывают в параличе, а это куда опаснее телесных недугов, ибо может ввергнуть нас в вечную погибель.

«Под образом расслабленного можно разуметь все больное, расслабленное, бедное человечество, зараженное первородным грехом и ждавшее себе исцеления, — говорит оптинский старец Варсонофий. — Пришел Богочеловек и искупил человечество, очистил его от первородного греха. А между тем мы опять ждем человека, который властно повел бы нас на источники воды живой».

Необходимо помнить, что иного Спасителя рода человеческого, кроме Господа Иисуса Христа, нет и не будет. Еще свежи, еще кровоточат раны, нанесенные нашему отечеству самозванными «врачевателями общественных недугов» — революционерами. Эти гордецы, возомнившие себя человекобогами и соблазнившие народ посулами рая без Бога, столкнули страну не в благодатную святую купель, а в мрачный омут.

Ныне наш народ с трудом преодолевает многолетний недуг духовного расслабления, медленно приходит к осознанию того, что не подняться ему без волевого усилия, без сознательного устремления к источникам воды живой, сокрытым в слове Божием. Для Всемогущего Господа нет ничего невозможного. Он властен сказать: Встань и ходи не только одному расслабленному, но целым народам и государствам. Однако милости Господней становятся достойными лишь те народы, сыновья и дочери которых обращаются к Нему, взыскуя праведности.

Дорогие во Христе братья и сестры!

В заботах о телесном здоровье и благополучии забывая о душевных наших недугах, мы причиняем страшный вред и душам, и телам нашим. Корень всех страданий, всех болезней, всех немощей один и тот же — грех. Избавившись от этого семени тления, мы обретем и душевное, и телесное здравие, перейдем от прискорбного расслабления к бодрости и радости христианской. Сотворим же достойный плод покаяния, взывая: Душу мою, Господи, во гресех всяческих и безместными деяньями люте разслаблену, воздвигни Божественным Твоим предстательством. Аминь.

Архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким)