Преподобномученица игумения Иоанникия (в миру Кожевникова Александра Яковлевна) родилась 1 ноября 1859 года в городе Боровичи Новгородской губернии в семье мещан. В 1875 г., по окончании Боровичского городского училища, поступила послушницей в Тихвинский Введенский девичий монастырь. В 1899 г. приняла монашество с именем Иоанникия. 19 марта 1902 г. указом Новгородской духовной консистории утверждена казначеей Введенского монастыря. Являлась ближайшей помощницей настоятельницы игумении Аполлинарии (Владыкиной).
Впоследствии ввиду преклонного возраста игум. Аполлинарии мать Иоанникия фактически взяла на себя управление монастырем. К 1914 г. в обители было около 200 монахинь и послушниц, действовал приют для девочек-сирот. 8 сентября 1918 года монахиня Иоанникия была возведена в сан игумении. Она стала настоятельницей Введенского монастыря.
После революции обитель была официально закрыта, однако монастырские храмы еще некоторое время действовали как приходские. Сохранялась и монашеская община; монахини проживали в оставшихся у них помещениях. Игумения из настоятельских покоев переселилась в тесную келейку, расположенную на колокольне. К 1926 г. власти выселили из Введенского монастыря всех монахинь. Часть сестер осталась в Тихвине, для общей молитвы они собирались у матушки-игумении. Престарелая игумения закрытого монастыря пользовалась большим авторитетом среди верующих, к ней часто обращались за духовным советом.
Осенью 1937 г. в Тихвине начались массовые аресты священнослужителей, монашествующих и мирян. 15 ноября мать Иоанникия была арестована. Она проходила по одному следственному делу вместе с сщмч. игуменом Арсением (Дмитриевым), сщмч. протоиереем Иоанном Сарвом и священниками сщмчч. Василием Канделябровым, Емилианом Панасевичем и Николаем Покровским.
На единственном допросе, когда игумении были предъявлены обвинения в «контрреволюционной деятельности», она отказалась признать себя виновной и не стала давать показания против других лиц.
«Вы арестованы как участница контрреволюционной группы. Дайте показания о вашей контрреволюционной деятельности», – требовал следователь И. Малинин от игумении подтверждения заготовленной лжи. Беззащитная жертва произвола была в его руках, и следователь имел власть выбивать показания из нее какими угодно методами, в том числе и физическим воздействием. Каждый арестант знал об этом. «Участником контрреволюционной группы я не состояла и не состою и контрреволюционной работы не вела», – ответила матушка Иоанникия.
25 ноября Особой тройкой УНКВД по Ленинградской обл. игумения Иоанниия (Кожевникова) была приговорена к расстрелу. Казнена 3 декабря вместе с другими тихвинскими новомучениками, погребена в общей безвестной могиле. Имя игумении Иоанникии было включено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода РПЦ от 17 июля 2002 г.