"Каждый человек имеет свою собственную индивидуальность и является неповторимой, уникальной личностью. Поэтому и способ выражения каждого человека – уникальный и неповторимый. То же самое касается молитвы. Все способы молитвы – хороши и святы, потому что они направлены к Богу, но главное – потому что они привлекают благодать Божию." митрополит Лимасольский Афанасий
– Геронда, у меня есть вопрос; может быть, вы могли бы мне немного помочь разобраться в следующем… Например, человек вечером становится на молитву и читает Иисусову молитву по четкам. Положим, три-четыре круга по четкам перед иконой. Достаточно ли такой молитвы? Или же нужно обязательно читать еще какие-то молитвы? То есть можно ли молиться только Иисусовой молитвой?
– Смотрите. Цель в том, чтобы мы молились. Не существуют каких-то магических молитв, которые мы должны обязательно читать. Положим, у кого-то есть двадцать-тридцать минут на вечернюю молитву. Будет ли он молиться Иисусовой молитвой, или же будет читать псалмы Давида, или какое-то чинопоследование – повечерие, или акафист Богородице, или же канон Богородице или какому-то святому, или будет читать Святое Евангелие, или будет совершать поклоны – все это молитва. Давайте не будем зацикливаться на одном способе молитвы и говорить: «только по четкам», или «ты обязательно должен прочесть все эти службы», или «ты должен прочесть столько-то псалмов и столько-то глав из Нового Завета». Думаю, так подходить к этому не очень полезно.
Человек должен сам свободно сказать: «Каждый день я могу молиться двадцать минут, полчаса. Мне нравится Иисусова молитва, и в эти полчаса я могу совершать Иисусову молитву». – Очень хорошо, молись Иисусовой молитвой. Или: «Мне нравится читать канон Пресвятой Богородице». – Читай канон Богородице. Или: «Мне нравится читать Псалтирь стоя». – Читай псалмы Давида. Или: «Мне нравится делать много поклонов». – Делай земные поклоны, поклоняясь Богу и одновременно творя Иисусову молитву. Что бы человек из этого ни делал – все это молитва. И молитва приносит плоды. А кто-то может сказать: «Я могу молиться своими словами, открыть свое сердце Богу и плакать перед Ним, говоря Ему покаянные молитвы своими словами, так, как я чувствую». – Хорошо, делай так – это тоже молитва.
Все способы молитвы – хороши и святы, потому что они направлены к Богу, но главное – потому что они привлекают благодать Божию. Ведь конечная цель молитвы – это благодать Святого Духа, чтобы Святой Дух вошел в нашу душу, в наше существо, чтобы нас освятить, очистить, просветить, внутренне изменить, чтобы благословить нас присутствием Божием в нашем сердце.
Иногда человек чувствует, что ему хочется помолиться не так, как он молится обычно. Например, вместо вечерних молитв в течение двадцати минут поделать Иисусову молитву. Хорошо, пусть совершает Иисусову молитву – от этого вреда не будет. Известно, что Иисусова молитва считается полезной святыми отцами, потому что мы можем ее творить всегда и везде. Но святые отцы не преуменьшают значения и других видов молитвы, таких как псалмы, песнопения, богослужения нашей Церкви, духовное чтение. Все это – разные виды молитвы, которые нам, людям мирским и слабым на духовные подвиги, помогают и укрепляют наше сердце и душу. Так что не будем зацикливаться исключительно на чем-то одном.
Мы говорили уже не раз, что не просто и даже, может быть, невозможно описать истинное состояние молитвы, потому что никто не молится одинаково. Поскольку каждый из нас имеет свой собственный душевный мир, свой образ мыслей, свой способ выражения, и содержание сердца каждого человека – разное. Нет человека, который был бы идентичным с другим. Мы можем быть похожими, но мы никогда не одинаковые. Каждый человек имеет свою собственную индивидуальность и является неповторимой, уникальной личностью. Поэтому и способ выражения каждого человека – уникальный и неповторимый. И то же самое касается молитвы, которая является главным, основным способом выражения человека. Думаю, что и способ молитвы тоже уникален и неповторим. Однако, поскольку люди имеют одну и ту же природу и часто внутри нас действуют одни и те же механизмы, то есть и какие-то общие элементы, которые благодаря опыту святых отцов могут нам помочь практически. Святые отцы открыли их через труд и многолетние подвиги. Так что они передают их нам как легкий способ воплощения великих добродетелей.
Поэтому старец говорит о практическом внешнем способе. Он говорит, что слова молитвы нужно произносить медленно одно за другим. Медленно – это тоже относительно. Один человек говорит быстро, другой по природе своей говорит медленно. Цель в том, чтобы понимать каждое слово, произносить каждое слово осознанно. И это – основное в молитве, потому что в молитве мы всеми силами должны избегать фантазий. Мы не должны себе что-то представлять, ничего, никаких образов, никаких фантазий. Мы не должны внушать себе никакой чувственности. Мы должны сосредотачиваться только на смысле слов. Положим, если мы говорим: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя», мы должны смотреть на смысл слов этой молитвы. Мы не будем представлять себе Христа в саду или на небе среди облаков или придумывать еще какие-то образы, которые внешне могут казаться хорошими, однако – на самом деле являются фантазиями и вызывают нездоровые чувства. Потому что цель не в том, чтобы приобрести чувства, а стяжать благодать Духа Святого. А благодать Духа Святого действует тогда, когда человек находится вне человеческих проявлений. Так что даже эти проявления, кажущиеся внешне хорошими, не помогают молитве. Потому важно, когда молимся, произносить слова молитвы, внимая только их смыслу.
К сожалению, эта тяга к фантазиям – большое искушение врага, сатаны. А сейчас мы особенно склонны к фантазиям, в частности из-за множества картин, которые нас окружают. Видите, наша жизнь наполнена картинами, сценами. Мы путешествуем, смотрим телевизор, читаем журналы, слушаем новости, наш ум наполнен фантазиями, образами, впечатлениями. То есть наш ум легко придумывает, у него большой запас фантазий. Поэтому человеку трудно избавиться от фантазий. Однако по-другому невозможно. Борьба молитвы именно в этом, чтобы человек мог обращать внимание только на смысл. Если он это сделает, тогда обязательно постепенно благодать посетит его душу и даст ему услаждение и радость от смысла слов молитвы, и он будет продолжать совершенствоваться в ней.
Дальше говорится, что каждое слово захватывает всю сущность человека. Действительно, в молитве нет ни одного слабого, бессмысленного слова. Особенно это касается церковных молитв. Молитвы, которые мы читаем в церкви, имеют глубокий смысл, потому что они состоят из слов, написанных Духом Святым. По слову Бога появилось все. «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет». (Быт. 1: 3); «Да будут земля, солнце, звери, растения, звезды, всё» – одним словом Бога было создано всё (см.: Быт. 1: 1–31). Ту же силу имеет каждое слово, исходящее от Бога. И слово Евангелия, слово псалмов, слово Священного Писания, и слово, сказанное Духом Святым через святых отцов, – все это слово Божие. Поскольку это слово Божие, оно имеет силу в человеке. Конечно, сила слова не всегда открывается нам, поскольку мы не находимся в должном духовном состоянии, или же Бог в воспитательных целях скрывает ее от нас, поскольку у нас нет сил, или нет способности вместить, или нет готовности, или желания понять, почувствовать это слово.
Наша же задача – стараться удержать свой ум на словах молитвы. Вначале этого почти невозможно достичь на большой промежуток времени. Все мы без исключения знаем по своему опыту, что, когда начинаешь молиться, ум получается удержать на две, пять, десять минут, но все равно он отвлекается. Не успеешь заметить, а он уже отвлекается, убегает, путешествует. Часто он посещает какие-то места, размышляет над смыслами и представляет себе нехорошие, лукавые, грешные образы. Даже во время Божественной литургии ум человека может оказаться где угодно. Это – симптом нашего падения. С того момента, как человек отпал от Бога, первый удар получил его ум, потеряв постоянное общение с Богом. Как, например, когда мы слушаем новости по радио, вдруг начинаются помехи, и мы ничего не слышим; только изредка слышим отдельные слова, а все остальное – шум. То же происходит и с нашим умом. То есть мы настраиваем ум на «частоту» Бога, чтобы поймать «волну» Бога, соединиться с Богом. У нас получается это сделать на одну минуту, затем начинаются помехи, потом снова получается, опять помехи и так без конца.
Но мы не должны разочаровываться. Такова природа вещей. По-другому невозможно. Мы новички в духовной жизни, мы слабы и, как я уже сказал, испытываем последствия болезни наших предков. Но мы должны с терпением, не теряя решимости, не отчаиваясь, не считая, что труд наш бесполезен, продолжать молиться. Для этого нужна настойчивость. Не пугайтесь, когда видите, что ваш ум рассеивается. Ничего страшного. Продолжайте, хотя бы формально, сухо, любым способом. Мы должны настойчиво стараться молиться. Даже такого рода словесная молитва принесет результат.
Иногда мы говорим: «Я ничего не понимаю, мой ум витает в мыслях, и к тому же в греховных. Лучше мне не ходить молиться». И знаете, я видел много христиан, которые, действительно, по этой причине не ходят в церковь, не молятся. То есть диавол их привел к такому отчаянию, что они боятся молиться. Потому что, как только они начинают молиться, к ним сразу приходят плохие помыслы, начинает восставать изнутри все гадкое, их начинают раздражать ближние, из каких-то глубин существа начинают возникать зависть, злость, ревность, злопамятность. Так что человек пугается, страшится и перестает молиться, считая, что, молясь, он грешит больше: «Зачем я буду молиться? Я еще глубже падаю в ад, когда хожу в церковь. Все меня раздражают, раздражают священники, певчие, всё вокруг. Я так не могу!»
Но это неправильно. Мы должны ходить, стоять на молитве, даже если всё противится этому и нас одолевают помыслы: «Перестань, не молись, уйди», «Я здесь больше не могу, я не выдержу», «Мне хочется всех задушить…» Я знаю одного человека, который сказал как-то о другом: «На меня нападает желание задушить его. Схватить его и задушить». Потому что тот кашлял! Он был болен и поэтому кашлял. Даже если всё противится этому, мы должны проявлять настойчивость в молитве. Эта настойчивость – победа, эта настойчивость – наше духовное делание, которое нам по силам.
Поэтому для духовной жизни крайне важна программа. Нельзя молиться только когда есть настроение. Это неправильно. Мы не должны молиться, когда нам захочется: сегодня вечером я чувствую себя хорошо, поэтому помолюсь; а завтра – чувствую себя плохо, пребываю в раздражении, в гневе или впал в грех, тяжелый, плотской, поэтому не буду молиться и всё брошу. Нет! Что бы ни случилось, какой бы грех мы ни совершили, какое бы зло ни сотворили, насколько неспокойными мы ни были, духовная программа должна быть исполнена в точности.
Если человек будет настойчиво этому следовать, тогда Бог, видя его старание и доброе намерение, постепенно начнет входить в его душу и душа начнет отшлифовываться; будут уходить трудности, шероховатости, и постепенно она будет смягчаться, и человек сможет постичь настоящий смысл, ощутить настоящую силу слов молитвы.
Святые отцы нам передали: если мы хотим научиться молиться, особенно умной молитве «Господи Иисусе Христе, помилуй мя», первое наше движение должно заключаться в том, чтобы научиться произносить эту молитву словами, то есть совершать эту молитву шепотом. А если мы находимся одни, то вслух. Повторять ее много раз, чтобы количественно ее было много. Кто-то будет произносить молитву быстрее, кто-то медленнее, в зависимости от человека. Главное, чтобы ум мог успевать за словами молитвы. Если человек будет стараться творить Иисусову молитву так, что уста его запомнят произносить ее часто, по несколько тысяч раз в день, тогда постепенно эта молитва сама зародится в человеке и войдет внутрь его существа.
~ Митрополит Лимасольский Афанасий
monastery.ru