• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения
11 августа 2021 года

Когда нас злословят другие

"Раковой опухолью духовной жизни является порицание и осуждение. Этот вопрос касается нас всех, потому что мы все легко осуждаем наших братьев за их дела, а самих себя всегда оправдываем. Мы теряем таким образом Божественную благодать и мучаемся, хотя могли бы, избегая осуждения, жить во Христе без большого труда." Иеромонах Григорий Святогорец


Иеромонах Григорий (Панайотис) родился на острове Метилены в Греции в 1936 году, окончил богословский факультет в Афинском университете, затем изучал святоотеческое богословие в Страсбурге.

После принятия монашеского пострига и священного сана, местом пребывания иеромонаха Григория стала Святая гора Афон. В 1968 году по благословению преподобного Паисия Святогорца он поселился в монастыре Ставроникита. В 1971 году у отца Григория появилось послушание — он стал духовником, причём сразу в двух странах — в Греции и в Германии.

Уже более тридцати лет иеромонах Григорий Святогорец подвизается в келье святого Иоанна Богослова, которая принадлежит афонскому Кутлумуш. Отец Григорий считает, что крайне важно тщательно подбирать духовную литературу, сам он не только постоянно читает, но и пишет — всего из-под его пера вышло около трёх десятков книг, особой популярностью во всём мире пользуется книга «Божественная литургия».

В 2017 году издательство «Никея» выпустило специальную серию авторства иеромонаха Григория «Святой Афон». В ней собрано шесть книг, каждая из которых затрагивает духовные вопросы, не теряющие своей актуальности во все времена. Предлагаем читателям главы из книги "Страсть осуждения".

Когда нас злословят другие

Все, о чем мы говорили до сих пор, касается тех случаев, когда мы становимся обвинителями и судьями наших ближних. Но как нам вести себя в тех случаях, когда мы оказываемся на месте жертв злословия со стороны другого человека? Человек, который духовно трудится, не только не огорчается от осуждения в его адрес, но злословящего его считает благодетелем своей души.

Авва Зосима говорил: «один брат, из числа живших со мною и схиму от меня получивших, которого я старался обучить всякой добродетели, говорит мне однажды: «Старче мой! Я тебя люблю очень сильно». Я ответил ему: «Я еще не встречал человека, который бы любил меня так, как я его люблю. Вот ты говоришь сейчас «Люблю тебя!», и я этому верю. Но если случится тебе что-либо неприятное от меня, ты не останешься таким же. Во мне же не поколеблется любовь к тебе, что бы ни довелось от тебя потерпеть».

Прошло немного после того времени, и он, не знаю, что с ним сделалось, начал говорить обо мне всякое… Я обо всем этом узнал и сказал себе: «Он - прижигатель Иисуса, который послан вылечить тщеславную душу мою. Что утрачивается из-за похвал угодников, можно вновь приобрести благодаря таким людям, достаточно лишь пребывать духовно бдительным.

Вот мой истинный благодетель!» И я всегда поминал его как врача и благодетеля своего. Тем же, кто доносил мне его слова, говорил: «он знает только мои явные гадости, и то не все, а лишь часть; сокровенные же мои гадости бесчисленны».

По прошествии некоторого времени встречается он со мною в Кесарии Палестинской, подходит и, по обычаю, обнимает и целует меня, и я его, так, как бы между нами ничего не было. Все то время, когда он меня поносил, каждый раз встречал меня, тем не менее обнимал сердечно. Я же не выказывал ему никакого отчуждения и ни малейшего признака оскорбления, хотя все знал. Но в тот раз он растянулся передо мною и, обняв мои ноги, воскликнул: «Прости мне, отче мой, ради Господа, что я так много ужасных вещей говорил о тебе».

Я тут же расцеловал его сердечно и говорю: «Помнит ли твое боголюбие, как, когда ты сказал мне: «Я тебя сильно люблю», я ответил тебе, что еще не встречал человека, который бы любил меня так, как я люблю его?.. Поверь же мне, что ничто не утаилось от меня из того, что ты говорил. Я все слышал и знал и где, и кому ты это говорил. И никогда не сказал, что это не так, как ты рассказываешь. И никто не мог склонить меня сказать о тебе что-нибудь плохое; и я не перестал поминать тебя в своих молитвах. Приведу тебе еще большее свидетельство моей к тебе любви. Однажды сильно заболел глаз мой, и я, вспомнив о тебе, положил на нем знамение честнаго Креста и сказал: «Господи, Иисусе Христе, молитвами моего брата исцели меня». И я исцелился тотчас.

Авва Исаия, размышляя об этом вопросе, говорит так: «Если кто-то несправедливо или нет нас злословит либо осуждает нас… не должны мы отвечать ни малейшим образом, но, скорее, совершенно молчать с великим смирением».

Духовный человек обычно избегает защищать самого себя, если, конечно, клевета на него не вредит другим ближним. Он ожидает праведного суда великого Судьи всех людей. Особенно поучителен пример святителя Василия Великого, который на клевету одной женщины-еретички, Симпликии, отвечал следующее: «Поскольку люди невольно ненавидят людей хороших и любят дурных, я и сам удержу язык, подавляя обиду молчанием о нанесенных мне оскорблениях. Буду ждать Небесного Судии, который знает в конечном счете, как защитить от всякого рода несправедливости».

О том, как мы должны относиться к тому, кто нас осуждает, учит нас преподобный Максим Исповедник: «Пусть по какому-либо искушению брат продолжительно будет злословить тебя; но ты противостань этому же злому духу, возмущающему и твою мысль, и не выходи из состояния любви к нему. Ты и не выйдешь из него, если, поносимый, будешь его благословлять и, терпя вред, будешь к нему добр. Таков путь добродетели, согласный с учением Христа».

Те, кто на протяжении своей жизни избегали осуждать своих ближних, даром входят в Царство Божие. Этому мы научаемся из следующего случая.

Рядом с одним старцем жил некий брат, нерадивый к уставам монашеской жизни. Когда ему пришло время умирать, кругом его собрались некоторые из отцов. В какой-то момент старец, видя, что он покидает этот мир с веселым и радостным расположением духа, ради духовной пользы отцов, собравшихся из других келий, спросил его: «Прости меня, брат, мы все знаем, что в подвигах ты был не слишком прилежен. Почему же ты с такой готовностью отходишь теперь к иной жизни?» Брат ему ответил: «Это правда, отче, я жил нерадиво, но с того времени, как я стал монахом, я не осудил ни одного человека. Если что-либо случалось с кем, в тот же день мирился с ним. Поэтому теперь я собираюсь сказать Богу: «Господи, Ты Сам сказал: «Не судите, да не судимы будете и прощайте другим и простят вам согрешения ваши». «Блажен ты, брат - сказал ему старец, - потому что получил спасение без труда».

При этих словах брат с миром предал свой дух Господу. Он прощал и прощен, не осуждал и не был осужден. Считающийся нерадивым, этот монах, который так просто заработал рай, может стать примером всем нам.

Таким же примером является брат из рассказа аввы Дорофея: «Хотящие же спастись не обращают внимания на недостатки ближних, но всегда смотрят на свои собственные и преуспевают. Таков был тот, который, видя, что брат его согрешил, вздохнул и сказал: «Горе мне! Как он согрешил сего дня, так согрешу и я завтра». Видишь ли, твердость? Видишь ли, настроение души? Как он тотчас нашел средство избегнуть осуждения брата своего! Ибо, сказав: «Так и я завтра», он внушил себе страх и попечение о том, что и он в скором времени может согрешить, и так избежал осуждения ближнего. Притом не удовлетворился этим, но и себя повергнул под ноги его, сказав: «И он, по крайней мере, покается о грехе своем, а я – неизвестно, достигну ли покаяния». Видишь просвещение божественной души?»

Читайте также:  Страсть осуждения. Часть I

Читайте также:  Страсть осуждения. Часть II

Читайте также:  Страсть осуждения. Часть III

Читайте также:  Страсть осуждения. Часть IV



~ иеромонах Григорий Святогорец (Хадзиэммануил)

Издательский дом "Никея", 2017