• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения
11 марта 2021 года

Страсть осуждения. Продолжение

"Раковой опухолью духовной жизни является порицание и осуждение. Этот вопрос касается нас всех, потому что мы все легко осуждаем наших братьев за их дела, а самих себя всегда оправдываем. Мы теряем таким образом Божественную благодать и мучаемся, хотя могли бы, избегая осуждения, жить во Христе без большого труда." Иеромонах Григорий Святогорец


Иеромонах Григорий (Панайотис) родился на острове Метилены в Греции в 1936 году, окончил богословский факультет в Афинском университете, затем изучал святоотеческое богословие в Страсбурге.

После принятия монашеского пострига и священного сана, местом пребывания иеромонаха Григория стала Святая гора Афон. В 1968 году по благословению преподобного Паисия Святогорца он поселился в монастыре Ставроникита. В 1971 году у отца Григория появилось послушание — он стал духовником, причём сразу в двух странах — в Греции и в Германии.

Уже более тридцати лет иеромонах Григорий Святогорец подвизается в келье святого Иоанна Богослова, которая принадлежит афонскому Кутлумуш. Отец Григорий считает, что крайне важно тщательно подбирать духовную литературу, сам он не только постоянно читает, но и пишет — всего из-под его пера вышло около трёх десятков книг, особой популярностью во всём мире пользуется книга «Божественная литургия».

В 2017 году издательство «Никея» выпустило специальную серию авторства иеромонаха Григория «Святой Афон». В ней собрано шесть книг, каждая из которых затрагивает духовные вопросы, не теряющие своей актуальности во все времена. Предлагаем читателям главы из книги "Страсть осуждения".

Что необходимо делать

Во-первых, исследовать самих себя, чтобы познать свои грехи и покаяться. Тогда мы начнем наконец исправлять свои души, а не переживать по поводу ближних, якобы проявляя к ним внимание. Часто мы забываем, что, осуждая нашего брата, мы становимся преступниками того же самого закона Божия, который преступил и наш ближний. В Патерика сказано: «Не осуждай блудника, хотя ты и целомудрен, потому что и сам ты, также как он, преступаешь закон. Ибо Сказавший: не прелюбодействуй (Мф.5:27), сказал также: не суди».

Преподобный Иоанн Лествичник совершенно категоричен в этом вопросе: «Скорые и строгие судии прегрешений ближнего потому побеждаются этой страстью, что не имеют совершенной и постоянной памяти и заботы о своих прегрешениях. Ибо если бы человек в точности, без покрывала самолюбия, увидел свои злые дела, то ни о чем другом, относящемся к земной жизни, не стал бы уже заботиться. И стал бы размышлять, что на оплакание своих собственных грехов недостанет ему времени, хотя бы он и сто лет прожил и хотя бы увидел истекающим из очей своих целый Иордан слез».

Как пишет преподобный Симеон Новый Богослов, «когда человек истинно кается, почувствовав всю тяжесть своих прегрешений, он не только не осудит ближних, но будет считать всех их святыми. Только самого себя будет судить со строгостью. Такой человек считает счастливым всякого человека, как Ангела, ублажает и живых, и умерших, и тех, кои еще не родились… Всякую душу почитает он, чтит и благоговеет пред нею, как пред святою, - а сам сторонится всех, как нечистый. Не различает он праведного от неправедного, но всех равно имеет святыми, и чистых, и нечистых».

Святитель Иоанн Златоуст обращается ко всем, кто привык злословить: «не любопытствуй о том, что касается ближнего. Но ты болтлив, ты имеешь этот недостаток? Говори лучше о своих делах Богу, - и это не будет недостатком, а достоинством; говори о своих делах подлинным друзьям…чтобы они молились о грехах твоих. Если будешь говорить о чужих делах, ты не только не получишь никакой пользы, никакого приобретения, но еще и потеряешь. Если же будешь исповедовать свои грехи Господу, то получишь великую награду. Ты видишь, что кто-нибудь сердится, раздражается или делает что-нибудь другое безрассудное? Тотчас подумай о своих делах; тогда и его не осудишь, и сам избавишься от бремени грехов… Если будем осуждать самих себя, то, конечно, не допустим многих грехов, но напротив, сделаем много доброго тем, что станем снисходительными и простыми, и будем наслаждаться теми благами, которые Бог обещал любящим Его».

Кто не озабочен своими грехами, тот легко осуждает ближнего и таким образом присваивает власть Христа.

Преподобный Максим пишет: «Можно ли не ужаснуться, не изумиться и не подвинуться умом, когда вспомнишь, что Бог и Отец не судит никого, но отдал всю власть суда Сыну (см: Ин. 5:22), а Сын возвещает людям: Не судите, да не судимы будете. И апостол Павел говорит похоже: Не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, и: тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя (Рим. 2:1). Однако люди, оставив плакаться о своих грехах, забрали у Сына власть суда и сами, как будто безгрешные, судят и осуждают друг друга. Небо от этого ужасается, и земля трепещет; а они, бесчувственные, не стыдятся». И продолжает: «Кто любопытствует о чужих грехах или по малейшему подозрению судит брата, тот не положил еще начала покаяния и не пытался еще распознать собственные грехи… И потому как безумный, оставив свои грехи, воображает чужие, подлинные или мнимые, созданные собственной подозрительностью».

Тот, кто озабочен своими грехами, легко направляется яко смирению. А смиренный человек, по слову аввы Исайи, «не имеет языка, чтоб осудить… ни глаз, чтобы замечать недостатки других; ни ушей, чтоб слушать неполезное для души своей». Авва Варсанофий кратко замечает: «Осуждай себя, и перестанешь осуждать других».

Вместе с подвигом, который мы совершаем, чтобы познать свои грехи и покаяться, мы должны проявлять искреннюю заинтересованность в каждом нашем ближнем. Настоящего христианина огорчает и ранит падение брата. «Наученный любви от Духа Святого, - пишет архимандрит Софроний (Сахаров), всю жизнь скорбит о людях, которые не спасаются, и много слез проливает о них».

В «Патерике» рассказывается следующий случай: «В Фиваиде было два монаха. Одного из них борол дух блуда, и вот он говорит другому: «Пойду я в мир». Тот заплакал и говорит: «Я тебя не отпущу, брат мой, чтобы ты ушел и погубил свой подвиг и свое девство». Тот не соглашался и говорил: «Не могу я больше оставаться, уйду. Или иди со мной, и тогда я опять возвращусь с тобой; или отпусти меня, и я останусь в миру».

Брат пошел и рассказал это одному великому старцу. Старец ему посоветовал: «Ступай с ним, и Бог, ради подвига твоего, не допустит его до падения». И вот они отправились в мир. Когда они добрались до одной деревни, Бог, видя подвиг первого, остановил брань блуда его брата. И вот он говорит: «Вернемся, брат, опять в пустыню! Скажи, вот я согрешил, и чего добился?» И возвратились они в келью свою без вреда».

Еще один способ избежать осуждения – это смотреть на ближних через призму добрых помыслов и подмечать положительные стороны их жизни. Человек, живущий духовной жизнью, оправдывает ближнего и осуждает самого себя. Добрые помысла – это глаза человеколюбия, которыми смотрят святые.

Старец Паисий пишет: «Люди судят о вещах и событиях в соответствии с тем, что имеют в себе сами. Не имея в себе духовного, они делают ошибочные выводы и несправедливо относятся к другим. Например, тот, кто по ночам, желая остаться в безвестности, творит милостыню, и о прохожем, встреченном поздно ночью на улице, никогда не помыслит плохо. А тот, кто прожигает ночи во грехе, увидев запоздалого прохожего, скажет: «Где же его носило целую ночь?»

Помните, какое отношение ко Христу проявили двое разбойников, распятые вместе с Ним? Оба видели распятого на Кресте Христа, оба чувствовали, как сотряслась земля, оба находились в равном положении. Однако, что помыслил один и что другой? Один пошел в вечную муку, а другой спасся».

Молитвы за грешника – это еще один способ оказать любовь к ближнему, который пал. Преподобный Исаак Сирин говорит: «не питай ненависти к грешнику… Ненавидь грехи его и молись о нем, чтобы уподобиться Христу, который не гневался на грешников, но молился о них».

Святитель Игнатий Брянчанинов приводит в Отечнике такую историю: «Брат сказал авве Пимену: «Если я увижу брата, о котором слышал, что он находится в падении, тои неохотно принимаю его в келью, а брата, имеющего доброе имя, принимаю с радостью». Старец отвечал ему: «Если ты желаешь добра доброму брату, то для падшего сделай вдвое, потому что он немоществует».

Читайте также:  Страсть осуждения. Часть I

Читайте также:  Страсть осуждения. Часть II

Читайте также:  Страсть осуждения. Часть III



~ иеромонах Григорий Святогорец (Хадзиэммануил)

Издательский дом "Никея", 2017