• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения
1 февраля 2021 года

Страсть осуждения. Продолжение

"Раковой опухолью духовной жизни является порицание и осуждение. Этот вопрос касается нас всех, потому что мы все легко осуждаем наших братьев за их дела, а самих себя всегда оправдываем. Мы теряем таким образом Божественную благодать и мучаемся, хотя могли бы, избегая осуждения, жить во Христе без большого труда." Иеромонах Григорий Святогорец


Иеромонах Григорий (Панайотис) родился на острове Метилены в Греции в 1936 году, окончил богословский факультет в Афинском университете, затем изучал святоотеческое богословие в Страсбурге.

После принятия монашеского пострига и священного сана, местом пребывания иеромонаха Григория стала Святая гора Афон. В 1968 году по благословению преподобного Паисия Святогорца он поселился в монастыре Ставроникита. В 1971 году у отца Григория появилось послушание — он стал духовником, причём сразу в двух странах — в Греции и в Германии.

Уже более тридцати лет иеромонах Григорий Святогорец подвизается в келье святого Иоанна Богослова, которая принадлежит афонскому Кутлумуш. Отец Григорий считает, что крайне важно тщательно подбирать духовную литературу, сам он не только постоянно читает, но и пишет — всего из-под его пера вышло около трёх десятков книг, особой популярностью во всём мире пользуется книга «Божественная литургия».

В 2017 году издательство «Никея» выпустило специальную серию авторства иеромонаха Григория «Святой Афон». В ней собрано шесть книг, каждая из которых затрагивает духовные вопросы, не теряющие своей актуальности во все времена. Предлагаем читателям главы из книги "Страсть осуждения".

Исправление ближнего

Избежание осуждения не означает равнодушия к согрешившему. Архиереи, духовники и все священники, как пастыри, пекутся о том, чтобы вернуть в паству заблудившихся овец. Но и каждый христианин имеет долг помочь человеку, который находится в опасности греха, не осуждая его. Отцы показывают нам, каким порядком и каким образом нужно исправлять ближнего.

Апостол Павел, обращаясь к апостолу Тимофею, который был епископом, говорит: Согрешающих обличай перед всеми (1 Тим. 5:20). Однако христианам города Коринфа он пишет: Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь (1 Кор. 4:5). Священный Златоуст, сопоставляя два кажущихся противоречия, замечает, что апостол Павел «в послании к коринфянам запретил не вообще судить, но судить только высших… а не вообще запрещает исправлять согрешающих. Он и тогда упрекал не всех без различия, а укорял, во-первых, учеников, которые осуждали своих учителей, и, во-вторых, тех людей, которые сами будучи виновны в бесчисленных подлостях, обвиняли неповинных… Подобно тому, следовательно, как в отпущении грехов начало зависит от нас самих (святитель имеет в виду заповедь Христа: если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный (Мф 6:14), так сами мы устанавливаем меру для нашего вечного осуждения. Итак, должно не порицать, не поносить, но вразумлять, не оговаривать (сплетничать), но советовать; не с гордостью нападать, но с любовью исправлять… Что же, скажешь ты, если кто блудит, неужели я не должен сказать, что блуд есть зло, и неужели не должен и справить распутника? Исправь, но не как неприятель, не как враг, стремящийся отомстить, но как врач, прилагающий лекарство. Спаситель не сказал: «не удерживай согрешающего», но «не суди».

Святитель Василий Великий, говоря о порицании, пишет: «Есть два случая, когда кто-то может сказать плохо о брате. Первый, когда есть необходимость обсудить с другими, которые имеют рассудительность, о способе исправления того, кто согрешил. Второй, когда следует оградить ближних, которые от неведения собираются вступить в отношения со злым, считая его добрым». То же и преподобный Максим Исповедник отмечает, что только по двум причинам мы можем говорить о грехах ближнего, при этом не осуждая его: либо для того, чтобы его исправить, либо для пользы другого. Но не может ли быть и так, что под предлогом помощи мы даем возможность излиться нашей злобе на ближнего? Потому что если исследуем самих себя, то увидим, что в случаях, когда мы говорим плохо о ком-нибудь, редко, когда это было побуждением любви к нему или из желания охранить кого-либо другого. Обычно мы говорим из желания осудить ближнего, который поскользнулся.

Как справиться со страстью

Святые отцы предлагают разные способы для борьбы со страстью осуждения. Можно их разделить на две категории: чего мы должны избегать, вторая – что мы должны делать.

Чего мы должны избегать

В первую очередь следует закрыть уши для всех, кто осуждает ближнего. Не только из-за того, что таким образом возбуждается страсть осуждения, живущая внутри нас, но и потому, что слушая того, кто порицает, мы принимаем обвинения как истинные. Слово из псалма «тайно клевещущего на ближнего своего изгоню», по мнению Евфимия Зигабена, означают, что «тайно клевещущего на ближнего своего я прогнал как злорадного… И добавляет еще «тайно», потому что осуждающий кого-либо в его присутствии не так сильно согрешает, поскольку осуждаемый может оправдаться в ответ на обвинения».

Святитель Иоанн Златоуст пишет по этому поводу, что мы не должны «ни сплетничать, ни слушать сплетни». Потому, что пророк предостерегает: «Суетного слуха не принимай» (Исх. 23:1). Не сказал: «не верь», но «не принимай». Потому-то пророк и говорит: «я изгонял клевещущего…» Скажи клевещущему: Хочешь кого-то похвалить? Я открою слух, чтобы принять миро. А если хочешь сплетничать? Тогда я закрою вход для произносимого тобою; ибо не могу принимать навоз и грязь».

Такого человека, по слову патриарха Анфима, «не уничижаю, но отдаляюсь от него, зная, что злое общество развращает добрые нравы (см.: 1 Кор 15:33)».

«Кто оговаривает пред нами другого, - говорит Кирилл Александрийский, - тот не удержится от оговаривания и нас перед другими».

Один монах спросил преподобного Иоанна, называемого пророком: «Если некто с удовольствием слушает злословие, не подлежит ли за то осуждению?» Преподобный отвечал: «Слушать с удовольствием злословие есть также злословие и заслуживает равного с ним осуждения». И преподобный Иоанн Лествичник побуждает: «никогда не стыдись того, кто перед тобою злословит ближнего; но лучше скажи ему: «Перестань, брат, я ежедневно падаю гораздо хуже и как могу его осуждать?»

Кое-чего еще мы должны избегать, чтобы излечить страсть осуждения, - любопытства и подробного исследования жизни наших ближних. Любопытство дает пищу для греха пустословия и злословия. Это осудил апостол Павел, когда писал: Слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся (2 Фес.3:11).

Святитель Тихон Задонский, рассуждая о великом зле, происходящем от осуждения, пишет: «Людских дел берегись испытывать. Ибо такое испытание подает повод к клевете, осуждения и прочим тяжким грехам. Какая тебе нужда до людей? Знай и испытывай себя… Посматривай чаще в сердце твое и испытывай, сколь пагубное зло в нем кроется… Это тебе полезно испытывать. Ибо из этого родиться смирение… А испытание чужих грехов служит началом ко всякому беззаконию… Если увидишь или услышишь, как кто-либо согрешает, берегись оклеветать и осудит ь его… судить людей единого Христа дело, Ему от Небесного Отца суд предан, и будет судить живых и мертвых… Берегись… подлобных тебе людей судить, дабы не явиться с этим премерзским грехом на Суде Страшном и праведно на вечную казнь не осудиться».

Третье, чего мы должны особенно избегать, - это осуждать священников. Священный Златоуст говорит: «Если же не должно осуждать брата, то тем более учителя… ты – овца, не суди же пастыря, чтобы тебе не быть наказанным и за то, что обвиняешь его… Скажи мне, придя в больницу с некой травмой, вместо того чтобы дать врачу наложить лекарство и полечить рану, ты будешь выяснять, есть ли или нет раны у него самого?.. Не будем, прошу вас, злословить учителей, нее будем рассуждать о них, чтобы не повредить самим себе; будем исследовать свои дела и ни о ком не отзываться худо».

«Рассказывали об авве Марке Египетском, что он прожил тридцать лет, не выходя из своей кельи. К нему имел обыкновение приходить пресвитер и служить у него Божественную литургию. Диавол, видя его непреклонное терпение, придумал искусить его осуждением. Так он внушил одному бесноватому идти к старцу, будто бы для молитвы. Бесноватый сразу же закричал старцу: «Пресвитер твой грешник, не позволяй ему более ходить к тебе».

Авва Марк сказал ему: «Сынок, входящие оставляют всю грязь вне жилища, а ты притащил ее сюда? В Писании сказано: не судите, да не судимы будете… Даже если он грешник, Господь спасет его». Сотворив молитву, он изгнал из человека демона и исцелил его.

Когда же пришел пресвитер, старец принял его с радостью. И Бог, видя незлобие старца, дал ему чудное знамение, которое он сам так описывал: «Когда настал момент священнику приступить к святому Престолу, я увидел ангела Господня, сходящего свыше. Он положил руку свою на голову клирика, и он стал как столб огненный. Между тем как я стоял потрясенный эти видением, я услышал голос: «Человек, что ты так поражаешься случившимся? Если и земной царь не позволяет своим чиновникам предстоять пред собою грязными, тем более Божественная сила не очистит ли служителей несказанный Таин, когда они предстоят перед неизреченной славой?» Так благородный воин Христов Марк удостоился такого дара за то, что не осудил клирика».

Читайте также:  Страсть осуждения. Часть I

Читайте также:  Страсть осуждения. Часть II



~ иеромонах Григорий Святогорец (Хадзиэммануил)

Издательский дом "Никея", 2017