Чтобы послушание имело твердое
основание, полное достоинство и успех в нравственном усовершенствовании, оно должно
иметь следующие свойства или условия:
В основании послушания должно быть
глубокое смирение - сознание недостаточности и удобопогрешительности собственного
разумения, по которой никто сам от себя не может и помыслить что-нибудь
доброе (2 Кор. 3, 5); сознание бессилия воли в деле добра, по которому сами собой
ничего не можем сделать доброго без помощи благодати Божией, и - сознание нечистоты
и испорченности сердца, невольно влекущего немощного человека ко злу.
Живое сознание скудости и неосновательности собственных понятий должно
побуждать послушника не доверять своему разумению под опасением безуспешности в духовном
усовершении, или даже заблуждения, самообольщения; должно убедить его в необходимости иметь благоразумного наставника в Божественной истине, опытного руководителя к Царству Небесному; сознание нечистоты и испорченности сердца, и слабости воли, не сильной противиться греховным наклонностям, должно побуждать отвергнуть свою волю, которая при превратном направлении сердца может довести до погибели; должно заставить искать посторонней помощи и совершенно подчиниться другому для удобнейшего пресечения греховных влечений, для лучшего направления и утверждения на истинном пути к Царству Небесному; а потому всякое доброе дело приписывать не себе, но благодати Божией, помогающей верному послушнику не за собственные его заслуги, а за молитвы духовного его отца. Вообще сознание собственной худости, слабости и греховной нечистоты должно пробуждать в душе послушника глубокое чувство сокрушения и самоуничижения пред Богом и всеми людьми. Без этого послушание будет непрочно и безуспешно.
Для полноты самоотвержения и совершенства
послушания и его пользы необходимо иметь искреннее расположение - по наставлениям
старца узнавать и исполнять единственно волю Божию, никогда не желать, чтобы все было
по нашему желанию, не настаивать, чтобы наставник предписывал нам дела послушания,
какие бы нам нравились; иначе, по словам св. Лествичника (Степ. 4. с. 32 на обор.),
не будет никакой пользы от послушания. По словам аввы Дорофея, послушник должен
стараться направлять свое сердце по воле Божией - желать, чтобы, как Бог благоволит
чрез старца открыть Свою волю, так и исполнять; ибо при таком расположении Бог благоволит
открывать Свою волю через наставника. "Если кто хочет поистине исполнять волю
Божию всем сердцем, - говорит св. Дорофей, - то Бог никогда не оставит его, но
непременно наставит по Своей воле. Подлинно, если кто направит свое сердце по
воле Божией, то Бог и отрока малого научит, как возвестить ему Свою волю" (Наставл. о том, что не должно располагать собой по собств. разуму. С. 44 на об.).
Для сего нужно только молить Бога
(пред вопрошением аввы), чтобы Он чрез старца научил Своей воле, и не смотреть
на нравы своего наставника, но все попечение возложить на Бога, Который и чрез
ослицу открывал свою волю Валааму" (Леств. с. 25, ст. 110).
"Если же кто не хочет исполнять
волю Божию по истине, - говорит авва Дорофей, - то, хотя к Пророку пойдет,
Бог даст в сердце Пророку отвечать ему по его развращенному сердцу, как говорится
в Св. Писании: иже аще удалится от Мене, и положит мысли своя на сердце своем, и
приидет к Пророку, еже вопросити ему Мене: Аз Господь отвещаю ему, в немже держится он.
И Пророк аще прельстится и речет слово, Аз Господь прельстих Пророка того (Иез. 14, 7, 9) [24].
Посему мы должны всей силой направлять себя по воле Божией и не доверять своему
сердцу (Настав. о том, что не должно располагать собой по собств. разуму, с. 44),
пристрастному, легко располагающемуся ко злу под видом добра.
При таком расположении сердца,
очевидно, необходимо иметь полную веру к наставнику, чрез которого Бог открывает
Свою волю; ибо всяко, еже не от веры, грех есть (Рим. 14, 23), - необходимо
иметь несомненную веру, что все, что наставник возвещает и повелевает, есть воля
Божия, заповедь Божия (Авва Дорофей в вопр. и отв. с. 112), которая есть живот
вечный (Ин. 12, 50); и взирая на него, по словам Каллиста, патриарха
Константинопольского (Доброт. ч. 2. гл. 14), не как на человека, а как на Самого
Христа, все принимать от него, как от Самого Бога [25],
по учению Спасителя: слушали вас Мене слушает, отметаяйся вас Мене отметается (Лк. 10, 16).
Потому должно принимать все от наставника без пытливости, без исследования причин (Кассиан. о постановл. монаш. Кн. 4. гл. 25. Христ. Чт. 1844 г. Февраль),
чтобы не родилось от того сомнение, которое может препятствовать усовершенствованию
в духовной жизни. По мере веры и усердия к наставнику послушник будет получать от
Бога вразумление в воле Божией и просвещение. "Человек советует ближнему,
как знает, - говорит прп. Марк Подвижник, - а Бог действует в слышащем так, как
он веровал" (Доброт. ч. 1. § 78).
Самое свойство веры от послушника
требует ни в чем не противоречить наставнику, хотя бы в приказаниях его была какая-нибудь
видимая неправильность, но все принимать с детской простотой, и исполнять как дело
Божие, как волю Божию, со страхом Божиим, со всей готовностью [26],
искренностью и точностью [27], - без опущения и прибавления,
без превозношения и ропота, без пренебрежения даже к делу, по-видимому, низкому;
ибо проклят человек, творяй дело Господне с небрежением (Иер. 48, 10).
По словам Ефрема Сириянина, должно исполнять дело послушания беспрекословно -
подобно тому, как кроткий скот без противления повинуется своему господину, следуя
за ним, куда бы ни повел его (Сл. 13. с. 342. в славян. изд.).
По учению Василия Великого, послушник
должен быть чистым орудием исполнения воли своего аввы - подобно тому, как художник
по своей воле движет орудием (Подвиж. устав. гл. 22, с. 468 на об. и 469).
"Будь, - говорит он еще, - верное
сокровище добродетелей, и вместо ключа имей язык духовного твоего отца. Он пусть
отверзает уста твои для принятия хлеба, и заключает" (Сл. 1. с. 167 на об. кн. 2).
"Как кузнецу вручается железо,
так я предаюсь тебе, преподобнейший отец", - говорил Исидор настоятелю, когда
сей требовал от него упражнения в послушании (Леств. Степ. 4. с. 18 на об.).
Таково должно быть послушание духовному отцу, а в лице его Самому Богу!
Поелику же с любовью к Богу тесно
соединяется любовь и к ближним, то с послушанием наставнику и настоятелю монастыря
должно быть также соединено послушание и всем вообще людям - старшим, равным и
меньшим, и послушание во всем, кроме греха и тех случаев, когда послушание равным
в одно и то же время нельзя совместить с послушанием начальству; - надлежит исполнять
поручения их с усердием, как волю Божию (Василий Великий, отв. 114. Кратк. прав. и отв. 303. Исаак, сир. с. 125. в славян. изд.).
Ефрем Сириянин говорит: "Один брат
говорил: я просил у Бога такого смиренномудрия, чтобы, когда брат мой велит мне
сделать какое-нибудь дело, сказать помыслу: это господин твой, послушай его;
если и другой брат что-нибудь прикажет, опять сказать: это брат господина твоего;
если же и отрок, опять сказать: послушай сына господина твоего" (Сл. 14. с. 347 на об. в славян. изд.).
Только показаным образом исполняемые обеты девства, нестяжательности и послушания могут возводить к высшему духовному совершенству.