Хотя и в мирском обществе живя,
можно отречься всего мирского и подвизаться на поприще добродетелей, но с
большим трудом и малым успехом. Ибо непрестанные заботы о житейских делах
и развлечениях отнимают время и способность - собраться с мыслями, размышлять о
Боге, о будущей своей судьбе за гробом, постоянно внимать себе и очищать свое сердце
от страстных чувствований и желаний. Дух мира и страсти, господствующие в нем, неизбежно
наполняя душу, нечувствительно более или менее омрачают ум, растлевают сердце
и легко и неприметно могут, если не совратить с пути добродетели, то, по крайней
мере, ослабить ревность к подвижничеству и замедлить преуспеяние в добродетели 33.
Что же делать любителю благочестия, когда он неуспешно проходит поприще христианского
подвижничества оттого, что "мир непрестанно оглашает и оглушает душу его своими
разнообразными гласами требований, прещений, прельщений, смущения, развлечения,
нужд, забот, страстей, похотей, и он не находит довольно силы противоборствовать
сему, или утомленный противоборством жаждет приблизиться к Богу без препятствий
со стороны тварей, служить Ему без развлечения? В сем случае не остается иного,
как расторгнуть всякие узы, привязывающие к миру, бежать из него, как израильтяне
из Египта" 34, удалиться в монастырь - общество людей
единодушных, где у всех одна мысль, одно желание и деятельное старание - преуспевать
в добродетельной жизни и достигнуть вечного спасения, где нет к сему таких препятствий,
как в мире, напротив, все к тому содействует 35.
А для желающего возвыситься до
созерцания Бога, которое составляет венец духовного совершенства, цвет христианской
жизни 36, - необходимо совершенное уединение в пустыне. Это видно из следующего.
Наилучшее средство для возвышения к созерцанию Бога есть собранность мыслей, спокойствие духа, постоянное, глубокое самовнимание, и вместе с тем чистота сердца (Евр. 12, 14). А этому очень много способствует уединение пустыни.
Уединенное пустынножительство
удаляет всякий шум суетных, мирских забот и соблазнов, развлекающих и омрачающих душу.
"Посему-то, - говорит авва Исаак, - и Иисус Христос - невозмущаемый источник святости,
как Бог, сам для себя не имея нужды в пособии уединения для достижения чистоты и
спокойствия духа, - когда только ни намеревался молиться, уходил один в горы и места у
единенные на молитву (Мк. 1, 55. 6, 31, 46; Лк. 6, 12. 21, 37; Мф. 26, 36-44) - чтобы
своим примером научить нас также удаляться от шума многолюдной толпы, если хотим
молиться Богу с неразвлекаемым вниманием и чистым сердцем, а таким образом, и в
сем теле пребывая, в некоторой мере достигать того блаженства, которое в будущем
веке обещано святым, да будет Бог всяческая во всех" (1 Кор. 15, 28) (Кассиан. collat. X. с. 6).
Так думал и св. Амвросий Медиоланский; он говорит, что Иисус Христос удалялся в
пустыню на молитву, чтобы нас научить - искать Бога в уединении пустыни (В толкован. на 4 гл. Ев. Лк.).
Св. Златоуст говорит, что пустыня есть
самое удобное место для любомудрия (Бесед. 41 на гл. 6. Ев. Ин.).
Блж. Августин говорит: "В многолюдной
толпе весьма трудно видеть Христа. Для сего необходимо нашему уму уединение,
чтобы он с полным вниманием мог созерцать Бога. В толпе людей много шума, а созерцание
Бога требует безмолвия" (Traet. 17 in loan.).
Один св. старец хорошо объяснил
это следующим подобием: как никто, говорит он, не может видеть своего лица в возмущенной
воде: так и душа не может чисто молиться Богу и созерцать Его, если не освободится от
чуждых помыслов (Pelag. lib. XIII. apud Rosw. pag. 614. § 13).
Св. Григорий Двоеслов говорит о себе:
"Прежде (в уединенной жизни) я старался повседневно быть вне мира и плоти, силился
удалять от душевных взоров все телесные обольщения, желал невещественными очами
созерцать высшие радости, и, стремясь к лицу Божию, не только словами, но и самой
внутренностью сердца взывал к Богу: Тебе рече сердце мое: Господа взыщу, взыска
Тебе лице мое, лица Твоего Господи взыщу (Пс. 26, 8). Ничего не страшась и
ничего не желая от мира, казалось, я стоял на некоей высоте и почти думал, что
на мне исполнилось то, что Господь обещал устами Пророка: вознесу тя на высоты земныя (Ис. 58, 14).
Ибо возносится на высоты земные тот, чей ум с презрением смотрит на то, что кажется
высоким и славным в настоящем веке. А теперь (в мире - на общественной должности)
со всех сторон колеблют меня волны дел, и возмущают бури, так что поистине могу
сказать о себе: приидох во глубины морския, и буря потопи мя (Пс. 68, 3).
После занятий по должности и хотел бы войти в самого себя, но волнуемый мятежом
суетных помыслов не в состоянии бываю сделать сего" (Письм. к Феоктисте, сестре импер. Христ. Чт. 1835 г. ч. 4).
Второе необходимое средство для
созерцания Бога есть чистота сердца. Ибо как лучи солнца ярко отражаются только
на гладкой поверхности металла или стекла и при чистой атмосфере, так и лучи
божественного света только в чистой сфере сердечной и могут отражаться, просвещать
душевные очи, и открывать им Бога и дивные предметы горнего мира в их таинственной
отдаленности, не прозреваемой умом, омраченным страстями. Блажени чистии сердцем,
яко тии узрят Бога, - говорит Спаситель (Мф. 5, 8). А чистоте сердца много
способствует уединенное пустынножительство. Устраняя все соблазны и всякий повод
к развлечению, оно доставляет полную возможность войти в себя, наблюдать за всеми
внутренними движениями души, открывать слабые стороны, яснее видеть свои грехи и
опасности со стороны духовных врагов. Чтобы не остаться жалким зрителем собственного
поражения от врагов, подвижник, при непрестанном и живом обращении к Богу с молитвой,
должен употреблять все способы к ограждению себя от вражеских нападений, к внутреннему
благоустроению своего духа, и постоянному хранению сердца чистым от страстных помыслов,
чувствований и желаний. Один св. подвижник хорошо объяснил это следующим опытом:
три ученых друга решились поступить в монашество. Один из них избрал себе дело -
умиротворять ссорящихся, по Писанию: блажени миротворцы (Мф. 5, 9); другой -
посещать больных; а третий пошел в пустыню на безмолвие. Первый сколько ни трудился,
не мог прекратить раздоров между людьми и всех успокоить. Побежденный скукою,
пошел к тому, который услуживал больным, и нашел, что и он изнемогает от малодушия
и не в силах более исполнять заповеди. Согласившись, оба пошли посетить того,
который живет в пустыне, рассказали ему свои дела, просили и его сказать им,
какую он получил пользу в уединении. Тот, немного помолчав, вливает воду в
сосуд и говорит так: посмотрите в воду. Вода была мутна. Чрез несколько времени
опять говорит им: посмотрите же, как светла сделалась вода. Те посмотрели и как
в зеркале увидели свои лица. Тогда сказал им: точно тоже бывает и с нами, когда
кто находится среди людей, - от людского шума и суетливости не видит своих грехов;
а когда находится в покое, особенно в уединении, то ясно может видеть свои грехи (Pelag. lib. II. § 16. apud Rosweid. p. 565).
А сподобившися увидеть себя, - свои грехи, по словам св. Исаака Сириянина, блаженнее
сподобившегося увидеть Ангела (Сл. 41 и Pelag. 1. V. § 87. apud Rosweid. p. 629), конечно, потому, что, видя свои грехи, можно очищать их, и по чистоте сделать душу ангелоподобной.
Пользу уединенного пустынножительства
для достижения высшего духовного совершенства подтверждают и свидетельства св. подвижников
и собственные их опыты. Св. Иоанн Лествичник говорит: безмолвие есть матерь молитвы,
возвращение из греховного плена, страж душевного пламени, надзиратель помыслов,
соглядатай мысленных врагов, темница плача, источник слез, побуждение к воспоминанию
о смерти, живое представление вечной муки, тщательное воображение страшного суда,
вина душеспасительной печали, врач дерзости, неприятель тщеславного учения, приращение
ума, учитель размышлений, нечувствительный успех в добродетелях, неприметное восхождение
на небо [37].
Св. Исихий говорит: солнце, проходя над землей, производит
день; а святое имя Господа Иисуса, непрестанно сияя в безмолвном уме, рождает
бесчисленные солнцевидные помышления (Доброт. ч. 2. § 196).
Преподобный Филофей Синайский говорит: постоянное внимание и молитва подобно огненосной
Илииной колеснице причастника своего возвышают на высоту небесную. И что я говорю? У соблюдающего трезвение чистое сердце становится мысленным небом - с солнцем, луной и звездами, и бывает вместилищем невместимого Бога по таинственному видению и восхождению (Доброт. ч. 2. § 27).
Чистое сердце и безмолвный дух, по словам прп. Иоанна Ликополитанского, суть любимое жилище Св. Духа. А когда Св. Дух вселится в сердце и озарит Божественным светом, тогда в душе бывают всегдашняя радость, постоянная любовь, терпение, великодушие, благость и прочие духовные плоды (Гал. 5, 22)(In vila loan. Lycopol. Pallad. с. 43. apud Rosw. p. 452).
Тогда-то Св. Духом всякая душа живится, чистотой возвышается, Божественным светом светлеется [38].
А чем чище сердце подвижника,
чем безмолвнее ум и чем пламеннее и постояннее стремление духа к Богу, тем он способнее
созерцать дивную красоту небесных предметов, и воспринимать в себя Божественное озарение,
и тем в большем свете является ему Бог и открывает чудные Свои тайны. Св. Каллист,
патриарх Константинопольский, говорит, что "душа, труждающаяся в ангельском пребывании
бдения, будет иметь херувимские очи, чтобы всегда зреть небесное видение" (Доброт. ч. 2. гл. 33).
Один пустынник на вопрос некоторых
подвижников: какую он получил пользу, живя в пустыне? - говорил: ежедневно и ежечасно
я созерцаю сонмы небесных духов, и среди их самого Господа, сияющего неописанным и
неизреченым светом. С изумлением созерцая дивную лепоту ангелов, и с благоговением
внимая Богохвалебной песне серафимов, немолчно воспеваемой пред престолом Агнца,
я чувствую презрение ко всему земному и все временное и тленное считаю перстию,
прахом и пеплом (Христ. Чт. 1838 г. ч. 4, с. 113).
Вот до какой высокой степени
созерцания возвышались св. пустынножители! А чем больше возвышается дух подвижника
в созерцании, чем яснее усматривает беспредельное величие, благость и лепоту
Божественную, тем сильнее воспламеняется в нем любовь (Пс. 38, 4) и желание
приблизиться к Богу; по мере же любви и приближения к Богу ощущает он в себе
небесное услаждение; и по мере услаждения разум его с большей силой возбуждается
опять к возвышеннейшему созерцанию, яснейшему постижению Бога, в котором заключаются
все сокровища и блаженство человека. Таким образом, в созерцании разум и воля,
познание и любовь взаимно усовершаются и будут усовершаться на целую вечность [39].
Благий Господь, являя свое высокое
благоволение к таким ангелоподобным подвижникам, имеет особенное и промышление о них,
как это можно видеть из следующего случая. Один старец, живший в пустыне, в одно
время заболел. И как не было кому прислужить ему, то Господь послал к нему своего
Ангела для служения. Через несколько времени после сего отцы вспомнили о нем и сказали:
"Пойдем и посмотрим, не ослабел ли тот старец". Когда пришли и толкнулись в двери,
Ангел ушел от него. А старец из келий говорил им: "Уйдите отселе, братия". Но они,
отворив двери, вошли и спросили его, почему он так говорил им. Старец сказал:
"Тридцать дней был я в болезни и никто не посетил меня. И вот уже седьмой день,
как Господь послал Ангела для служения мне; а как вы пришли, то Ангел удалился
от меня". Братия, удивляясь сему, прославили Бога и сказали: "Господь не оставляет
уповающих на Него" (Pelag. lib. VII. § 44. apud Rosweid. p. 591. Достоп. сказ. о подв. св. отце с. 47 и 140. § 2).
А подобных случаев было много.
Св. Онуфрий Великий говорит: "Всемогущий Бог не оставляет уповающих на него,
Сам ограждает пустынников оружием Своего могущества, чтобы нападение сатаны не
могло низложить их. Для чего постоянно посылаются к ним Ангелы Божии и часто
доставляют им все потребное для жизни. Блажен тот человек, который всегда
благоговеет (Притч. 28, 14) и усердно исполняет волю Божию. Ибо Ангелы Божии
ежедневно служат св. мужам, и души и тела их постоянно осеняются вышнею силою" (In vita Onuphr. с. 5. apud Rosweid. p. 101; и св. Лествич. Степ. 27, с. 139).
Многократными опытами удостоверяясь
в покровительстве Божием, св. подвижники постоянно более и более укрепляются в
вере и надежде на Бога, так что ни в каком затруднительном положении не малодушествуют,
в опасности не приходят в отчаяние, зная, что Бог не оставит без помощи и все сделает
к лучшему. От того приобретают такую силу духа, что не страшатся никаких ужасов
и бедствий, ни от лютых зверей и злых людей, ни от разрушительных действий природы,
даже не колеблются при страшных нападениях адских духов злобы. Один брат спросил
прп. Феодора Фермейского: "Если вдруг что-нибудь упадет, испугаешься ли ты, авва?"
Старец отвечал: "Если и небо столкнется с землей, Феодор и тогда не испугается" (Достоп. сказ, о подв. св. отц. § 22).
Вот какой плод пустынножительства!
Надобно, впрочем, заметить,
что одинокое пустынножительство не всякому равно полезно. "Ибо уединение требует
ангельской крепости", - говорит св. Нил Сорский (Скит. устав, слов. 11 и св. Лествич. Степ. 27. Лист.139 на об.).
С большей пользой могут подвизаться
в уединении пустыни только усовершившиеся в деятельной жизни и опытные в духовной
брани, умеющие различать хитрые обольщения сатаны от действий благодати. А кто
еще не научился побеждать в себе страсти и легко увлекается обольщениями чувственности
и самолюбия, тот и при внешней тишине в пустыне не может иметь внутренней тишины -
спокойствия духа. Ибо как из гнилого болота всегда выходит дурной запах, так и из
страстного сердца всегда неопреодолимо возникают нечистые помыслы, которые лишают
душу спокойствия, необходимого для созерцания небесных предметов; кто раб страстей,
тот в уединении вместо чистых образов небесных предметов будет увлекаться уродливыми
мечтами нечистого воображения по внушению сатаны и легко может впасть в самообольщение
и погибнуть. Посему св. отцы таковым советуют лучше жить прежде в общежительном монастыре,
все свое внимание и труд обратить на очищение сердца от страстей и стяжание добродетелей [40].
Для сего, по словам св. Нила Сорского,
надобно прежде между людьми понести досаждения, поношения, бесчестия и прочее,
по примеру Спасителя, и чрез это стяжать добродетели, особенно великодушное
терпение в искушениях, незлобие, а более всего смирение, которое одно может
предохранить подвижника от всех сетей диавола. Тогда уже и можно идти на совершенное
безмолвие, которое есть восшествие на крест, т. е. совершенное умерщвление себя для
всего земного [41].