• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения

"Пища для монахов."

       Архимандрит Захария – ученик и преемник известного подвижника благочестия наших времен архимандрита Софрония (Сахарова) – ученика преподобного Силуана Афонского. Архимандрит Захария родился на Кипре в православной семье, в Англию приехал в 18 лет для изучения химии. Здесь нашел архимандрита Софрония, стал его учеником и принял решение посвятить свою жизнь Христу в монашеском образе. В настоящее время является духовником Иоанно-Предтеченского монастыря в графстве Эссекс (Англия), основанного старцем Софронием. Много выступает с лекциями о богословии преподобного Силуана Афонского и архимандрита Софрония (Сахарова) в разных странах. Предлагаем читателям сайта ознакомиться с некоторыми ответами на насущные вопросы монашеской жизни, предложенные отцу архимандриту при посещении монастырей Румынии.

 

      Я долгое время нахожусь в состоянии нравственной беспечности.  Что мне делать?

   Если мы категорически решили не оставаться в этом состоянии, то в своих молитвах, мы должны просить у Господа помочь нам положить хорошее начало. Богу очень нравится, когда мы просим Его помочь нам положить хорошее начало. И совершенство состоит в том, чтобы в каждый день и каждый час мы полагали хорошее начало.

      Почему мы не умеем прощать? Почему мы склонны отвечать злом на зло?

   Мы не можем простить, потому что нами обладает желание выжить; мы любим нашу жизнь более, чем что-либо. В послании к Евреям Святой Павел говорит нам, что те, кто жил, опасаясь силы смерти, умножили свои грехи и позволили смерти быть хозяйкой их жизней (Евр. 2:15). Но когда мы доверяем себя слову Божиему и, особенно, когда следуем примеру Христа, Который не пощадил Своей Жизни ради спасения всех, мы можем решиться простить тех, кто нас обижает. Прощение ближних открывает нам путь к Богу. Если мы не прощаем, значит, любим себя больше всего, и тогда мы остаемся закрытыми для Божией благодати. Когда не прощаем, мы становимся настолько эгоистичными, что способны на любое беззаконие.

   Когда мы прощаем, мы верим в слово Господа, Который говорит с нами как с равными Себе: «Если ты простишь вину ближнего своего, и Я прощу тебе твои грехи» (Мф. 6:14). Договор неравный: он чтит человека. Когда мы принимаем эту честь и пытаемся простить того, кто нас огорчил, мы приобретаем благодать Божию и начинаем понимать, что единственная вещь важна в нашей жизни: чтобы Он рос в нас посредством благодати, а мы умаляли себя, уменьшали свой эгоизм. Как говорил великий Пророк и Креститель Иоанн: «Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин. 3:30). И он сказал это тогда, когда слава его в Израиле достигла своего пика; некоторые даже считали его Мессией (Лк. 3:15). И хотя он был самым великим, он сделал себя последним, сказав, что не достоин даже развязать ремень на обуви Господа (Ин. 1:27). За то, что он посчитал себя самым меньшим, Бог превознес его и сделал самым великим (Лк. 7:28).

   Святой Иоанн Лествичник говорит, что если мы отвечаем злом тем, кто причиняет нам зло, тогда мы ненавидим свою душу. Но если мы понуждаем себя принимать поношение и унижение, то мы уже поднялись на первую ступень лестницы, которая ведет к Божественному совершенству. И если мы молимся за тех, кто нас обидел, мы вступили на вторую ступень. И если мы чувствуем милость к тому, кто нас обидел, ибо через это он ранил свою душу, мы поднялись ещё выше. И если мы радуемся, что удостоились пострадать за заповедь Божию, как апостолы, когда были изгнаны из синедриона (Деян. 5:41), то мы достигли конца этой лестницы Божественного восхождения.

     Как вы объясните чувство отторжения к чему-то, что повторяется, как ежедневные Церковные службы?

   Я думаю, что службы обеспечивают нам условия, в которых мы можем молиться. Но чтобы получить максимальную пользу от участия в богослужениях и от собраний в церкви, то прежде чем пойти на встречу с другими членами Тела Христова, мы должны сначала подготовить тайное место внутри себя, в котором тепло нашего покаяния собирет всю смиренную склонность сердца, всю любовь к слову Божиему, все устремления братской любви, все наши духовные расположения. Если мы приносим все эти настроения, все наше лучшее, как дар, на встречу с братьями, то наше явление перед Господом не будет напрасным и не останется бесплодным. Небольшой дар, который мы принесли на Церковное собрание, соединит нас с остальной частью Тела Церкви и поможет нам войти в общение даров всех членов Церкви, тех, кто зримо находится там, и тех, кто незримо, но реально присутствует. Таким образом, войдя в общение даров святых, наших братьев, мы становимся богатыми, хотя и являемся бедными. И тогда каждое слово, произнесенное во время службы, не будет сказано нашей властью, но силой благодати, к которой мы приобщились.

   Святые говорят нам, что, когда они служили Божественную Литургию, каждое слово службы, которое они произносили, было наполнено силой благодати и исходило из их уст как язык пламени. Мы должны попытаться создать внутри себя это тайное место, которое даст нам духовную свободу предстоять Господу в церкви, таким образом, который будет нас вдохновлять и приносить нам духовную пользу. Тогда слова Господни и слова молитв будут для нас всегда новыми. Простите меня!

    Какое слово утешения или обличения, есть у вас для тех, кто по причинам, считающимся вескими, отказываются от монашеской жизни? Существуют ли для них смягчающие обстоятельства перед Христом?

   Мы не становимся монахами или монахинями в одночасье. Мы становимся монахами или монахинями после долгих лет испытаний. И если мы пришли к этому состоянию от всего сердца и заключили с Богом завет, то когда мы разрываем этот завет, должны понести ответственность за последствия. И, чем больше благодати мы получили, когда всупили на этот путь, тем больше мы будем лишены «упования живого» (1 Пет. 1:3). Если мы прочтем послание апостола Павла к Евреям, там есть некоторые пугающие отрывки: если кто-то получил благодать обновления, познал силу Божью, испробовал силу Его слова, увидел силу тайны Сына Божия и возвращается назад, ему будет невозможно «опять обновиться» (Евр. 6:4-6). Господь говорит: «кому дано много, много и потребуется» (Лк. 12:48).

   Это не является нейтральным актом, когда мы разрываем завет, который заключили с Богом. Если, оставаясь верными завету, который заключили с Господом, мы получаем божественное наследство, то когда нарушаем этот завет, мы рискуем потерять свое наследство. Это очень печально, поэтому мы должны позаботиться, чтобы проверить истинные намерения и ревность тех, кто желает следовать монашеской жизни. Потому что, когда кто-то из них сдается, может произойти полная потеря. Для монастыря это может быть 5–10 %-ая потеря, но для того человека это может быть полной гибелью. Таким образом, мы должны направляться к монашеской жизни со страхом и со свободным решением, а не с лукавым сердцем. Простите меня!

     Сегодня практически во всех монастырях тебя обязывают исповедываться у тамошнего духовника, а я чувствую, что не смогу полностью раскрыться перед ним. Что мне делать?

   Я считаю, что это правильно – исповедываться у монастырских духовников. Когда нас принимают в монастырь, мы становимся причастниками ко всему, чем он обладает, и если монастырь дает все, что имеет, всем тем, кто в нем находится, то и мы, в свою очередь, должны полностью предать себя монастырю.

   Конечно, в исключительных случаях, когда дела не идут должным образом, лучше пойти к другому духовнику. Но этот духовник должен будет тебя укреплять и поддерживать твою связь с теми, кто находятся в том месте, где ты проживаешь, а не использовать это искушение и отрывать тебя от тела общины. Только если речь идет об очень неудачном и серьезном случае. Тогда мы сталкиваемся уже не с искушением, не с проблемой, но с трагедией.

    Почему Отец Софроний говорил, что отсутствие послушания в расположении человека есть верный признак душевной болезни?

   Потому что когда мы не можем совершать послушание, это означает, что мы не можем понять мысль другого человека и не можем принять волю другого человека. Мы остаемся замкнутыми в своем узком кругу. Остаемся духовно бедными, и не находим обновления. Но когда мы послушны, мы обогащаемся, принимая жизнь и волю наших братьев и таким образом преодолеваем свое падение.

   Прошу прощения, я попытался своим скудным пониманием и ограниченным опытом ответить на эти вопросы. Но если я чего-то не понимаю правильно, пожалуйста, простите меня.

     Как не замечать грехов ближнего и не осуждать его?

   Мы не можем не видеть грехов своего ближнего, но мы можем избежать его осуждения. Мы должны попытаться увидеть его глазами Бога, Который умирает за грехи каждого из нас, и, следовательно, иметь сострадание к каждому Его образу. Как Господь умер за грешников, так и мы, имея сострадание к ближнему, когда тот согрешает, угождаем Богу. Грех является «враждой против Бога» (Рим. 8:7), и когда у нас есть сострадание к грешнику, Бог засчитывает это нам как добродетель, и дает нам взамен благодать Святого Духа.

     Может ли духовно преуспеть монах, который не доверяет своему настоятелю?

   Боюсь, что нет!

      Как мы можем сохранить душевный мир в среде, которая, кажется, исполнена злобы? Что мы можем сделать для того, чтобы любить окружающих, тех, у кого более тяжелый характер?

   Апостол говорит, что Господь, Который в нас, больше, чем тот, кто правит миром (1 Ин. 4:4). Если мы имеем тесную, крепкую связь с Богом, в свете этой связи мы найдем безгрешный путь, чтобы выжить в любых условиях. Авторитет заповедей Господних является абсолютным при любых обстоятельствах, и наш долг – всегда стоять перед Господом и со смелостью любви говорить Ему: «по слову уст Твоих, я охранял себя от путей притеснителя» (Пс. 16:4), и тогда мы сможем преодолеть все искушения.

     Хорошо ли смиряться перед гордым, эгоистичным, завистливым человеком? Я думаю, что такой человек может воспользоваться нашим смирением и таким образом может быть поощрен ко греху.

   Я не согласен, что мы будем склонять его ко греху. Опять же, Господь наш Иисус Христос является нашим примером. Не существует более несправедливого поведения, чем поведение людей времен Христа по отношению к Нему. Как поступил Христос, когда Его поносили и избивали, и все злословия пали на Него (Пс. 68:11, Рим. 15:3)? Как Он победил? «Во смирении Его суд Его взятся», говорит Исаия (Ис. 53:8). Это вопрос веры. Но дух, который мы усваиваем в Литургии, выражается словами пророка Исаии, которыми мы начинаем Проскомидию, что Господь наш был веден на заклание, как Агнец безгласный перед стригущими Его, не оказывая никакого сопротивления, но «Во смиреши Его суд его взятся: род же Его кто исповесть?» (Ис. 53:7-8).

   Это дух, которым Божественная Литургия пытается с нами поделиться. И если мы хотим познать пользу Божественной Литургии, то мы должны иметь ту же мысль, приобрести тот же дух, и тогда Литургия станет местом, где будет происходить обмен жизней: мы подарим нашу маленькую и ограниченную жизнь Христу и получим взамен Его неизмеримо великую и вечную жизнь. И из наших уст будет звучать песнь победы, которую мы поем в конце Литургии: «Видехом свет истинный, прияхом Духа небеснаго, обретохом веру истинную». К этой победе ведет нас дух Агнца Божия, Который ведется на заклание не противясь злу, как говорит Господь (Мф. 5:39).

   Я считаю, что все бесчинства и трагедии в истории Церкви произошли потому, что каждый стремится оправдать себя, а не следовать примеру Агнца Божьего; потому что мы не готовы взять на себя вину, но перекладываем её на другого, и это является противоположностью той совершенной жизни, которую Господь показал на земле.

    Обнаруживается ли ненависть к себе в том случае, когда страдаешь смертельным заболеванием, но не лечишься? Или это означает шаг к самоубийству?

   Ненависть к себе, о которой мы говорим, означает совсем другое. Это святая ненависть к себе. То есть мы настолько любим Господа, что считаем, что Он заслуживает всего святого, всего совершенного, всего справедливого, всего достославного, всех добродетелей, как говорит Святой Павел в Послании к Филиппийцам (Флп. 4:8), и видим, что не в состоянии предложить Господу ничего из всего этого. И нам больно. Нам горько, и мы ненавидим свою духовную нищету, которая не в состоянии воздать Богу достойное Его поклонение. Ненависть к себе приходит тогда, когда наше сердце исполнено любви к Богу. Тогда, подобно троим святым отрокам из печи Вавилонской, мы говорим Богу: спасусь я или нет, Тебе подобает вся слава и любовь, потому что Ты единственный истиный, праведный, добрый и спасающий.

    Как мне избавиться от смелости и самооправдания, которые я имею по отношению к игуменье и общине?

   Мы должны знать, чьи мы. Если мы Христовы, то должны следовать Его примеру. Скажем, когда мы сердимся из-за неких несправедливостей и оглядываемся на Сына Божия, распятого за нас, мы чувствуем стыд и оставляем свой гнев. Также, когда мы смотрим на отношение Агнца Божьего, Который берет на Себя грехи мира, как Он безгласно идет на заклание, тогда мы наполняемся стыдом и смиряемся, и этот стыд может привлечь благодать нам на помощь.

 

   Из книги архимандрита Захарии Захару «Пища для монахов».