Благий Господь, в ознаменование высокой важности обетов послушания, нестяжательности и девства и в знак Своего особенного благоволения к исповедникам их, часто прославлял сии добродетели чудесами и на небе уготовал высокие награды за них. Это можно видеть из следующих опытов.
Однажды отрок Плакида, взяв водонос,
пошел к реке за водой. Черпая воду с берега, упал в реку и унесен был быстротой воды.
Св. Венедикт, прозрев это духовными очами, сказал ученику своему Мавру: "Беги, беги,
Плакида упал в реку, тонет!" Мавр тотчас бросился к реке и видя, что Плакида далеко
от берега и уже тонет, побежал по реке, как по земле. Вынесши Плакиду на берег и
оглянувшись назад, он увидел, что шел по реке, как посуху, вовсе не заметив того,
устрашился, и пришедши с Плакидой, сказал об этом авве Венедикту. Авва это чудо
приписал силе усердного послушания Маврова (Чет.-Мин. 14 марта. Григор. Двоесл. Кн. 2. гл. 7).
Сульпиций Север рассказывает еще
о двух чудесах, какими прославлено было послушание. Однажды брат положил мокрую
свою одежду на ночь в печь на дрова в кухне. Поутру братия затопили печь и не
заметили, что там лежит одежда. Когда огонь уже сильно разгорелся, авва послал
туда одного послушника вынуть одежду из печи. Послушник, предпочитая послушание
собственной жизни, по вере к авве без всякого размышления и опасения бросившись
в пламень, вынул одежду и к удивлению всех нисколько не повредился от огня за
свое послушание. В том же монастыре и тот же авва, посадив в землю сухое дерево,
приказал послушнику Иоанну Колову каждый день носить воду из реки (а река находилась
от монастыря на целую ночь пути) и поливать его до тех пор, пока не принесет плода.
Иоанн Колов с полным усердием в простоте сердца исполнял приказание аввы, и за
точное исполнение послушания усердного послушника сухое дерево по Божию благословению
на третий год процвело и принесло плоды. Тогда авва, взяв с него плоды, принес
в церковь и сказал братии: возьмите и насладитесь плодом послушания (In I dialog. de virt. S. Martini. Laus. 1. IV. c. 24).
Нестяжательность св. подвижников
Бог прославлял бесчисленными чудесами: чудесным образом умножал хлеб в оскудевших
житницах монастырских или сверх чаяния посылал какого-нибудь человека со съестными
припасами, когда в монастыре выходил весь хлеб, или чрез птиц и Ангелов снабжал
пищей, особенно отшельников, например, Марка Фраческого, Онуфрия Великого и многих других.
Целомудрие девства Бог часто чудесным
образом сохранял от поругания нечестивых людей. Так, например, Бог сохранил целомудрие
св. девственниц Ирины, Серафимы, Дарий, на защиту первой послав двух Ангелов,
а последней - льва (См. житие св. Ирины - Чет.-Мин. 16 апреля;
Серафимы - Чет.-Мин. 29 июля; Дарий - Чет.-Мин. 19 марта); и другими различными
чудесами хранил и ознаменовывал чистоту девственников [46]. Таким образом, Бог,
прославляя сии добродетели различными чудесами здесь, на земле, уготовал высокие
награды за них и на небе.
Авва Дорофей, поучая братию послушанию
и показывая, сколь полезна и Богоугодна эта добродетель, представлял им в пример
св. Досифея и говорил, что он, из язычника сделавшись христианином и живя в монастыре,
прислуживая больным, не постился и не бдел, как другие; однако же за точное, усердное
послушание и отвержение своей воли в короткое время угодил Богу так, что по смерти
получил одинаковую награду с великими подвижниками, долго трудившимися на поприще
благочестия, - и приобщен к их светоносному лику, как было это открыто одному
благочестивому старцу (Сл. о самоотверж. и в житии св. Досифея).
Сколь велик подвиг послушания, и какая на небе
уготована награда за оный, можно видеть из следующего видения. Один великий старец,
будучи в восхищении, видел на небе четыре чина, знаменующие совершенство
подвижников. На первой степени стоял недугами удрученный, но благословляющий имя
Господне; на другой - бескорыстный странноприимец; на третьей безмолвный пустынножитель;
наконец, четвертую и самую высшую степень занимал послушный своему наставнику и
ради Господа всем сердцем ему преданный. Сей человек за послушание носил золотую
цепь и имел большую пред другими славу (Достоп. сказ. о подв. св. отц. Руф. гл. 2).
Св. Лествичник говорит: "Блажен,
кто волю свою до конца умертвил и все попечение о себе препоручил своему наставнику
о Боге: ибо таковой станет одесную распятого Спасителя" (Степ. 4. с. 26).
За отвержение мира и добровольную нищету, по обещанию Спасителя (Мк. 10, 29-30), и здесь - на земле - награда сторичная; тем выше будет награда на небе.
О высокой награде девства на небе
св. Златоуст говорит: "Нам (девственникам) с Ангелами жребий, и светильники светлейшие,
и что всего блаженства верх есть, - с Женихом оным (Иисусом Христом) сопребывание" (Кн. о девств. гл. 2).
О высоком жребии, уготованном девству
от Бога на небе, Тайновидец говорит: видех, и се Агнец стояше на горе Сионстей,
и с Ним сто и четыре-десять и четыре тысящи, имуще имя Отца Его на челех своих,
и слышат глас поющих песнь нову пред престолом Божиим, которой никто же можаше
навыкнути, кроме их. Кто же это? - Сии суть, иже с женами неосквернишася, зане
девственницы суть, сии последуют Агнцу, аможе аще пойдет: сии суть куплени от людей,
первенцы Богу и Агнцу (Апок. 14, 1-4). Может ли быть награда выше этой?
Вообще монашеские обеты послушания,
нестяжательности и девства, удобнее всего очищая и возвышая природу человека на
высшую степень духовного совершенства, более всего соделывают подвижников способными
и достойными принятия различных божественных даров: дара духовной молитвы, высшего
созерцания Бога, прозрения в будущность, ведения тайн сердца других, дара различных
чудотворений и власти над нечистыми духами. Действительно, история показывает, что
иноки преимущественно удостаиваются сих даров (Леств. Степ. 2. Лист. 8 на об).
Господь, более всех награждая св. подвижников - иноков сверхъестественными дарами, преимущественно пред прочими избирал их в особенные орудия промышления Своего о спасении людей и в награду за их благочестие прославлял их пред целым светом, кроме показанных даров, еще нетлением мощей их по смерти и различными чудотворениями, от них происходящими, - для возбуждения христиан и язычников к подражанию святой жизни их и прославлению Бога. Из сего уже можно видеть, как важно должно быть монашество и для Церкви Христовой, вообще для всего рода человеческого.