[28]
Вообще девственная жизнь, избавляя от мирских забот и печалей, соединенных с брачным состоянием, доставляет полную возможность со всем усердием заняться одним главным делом - как угодить Богу (1 Кор. 7, 32, 54).
От неумеренного наслаждения
чувственными удовольствиями более или менее происходит расслабление тела и души;
от расслабления часто происходит нерадение, леность и уныние, а от этого бывает
помрачение ума и буйное усиление помыслов; сердце грубеет, и, так сказать, оплодотворяется;
напротив того, воздержание от чувственных удовольствий, дозволенных в брачной жизни,
от наслаждений пищею и питием, иссушая тучность плоти, освобождая дух от огрубелости
и рабства чувственности, облегчает его деятельность - парение к небу; при
воздержании душа становится бодрственнее, неутомимее в подвигах, так что и самое
тело, вместе с очищением духа утончаяясь, так сказать, одухотворяется, и
возвращает себе семя нетления [29].
Воздержание от удовольствий брачной жизни,
от пищи и пития, отнимая пищу у похоти, подавляет ее, и, отрешая сердце от
привязанности к земному, как от тяжелых уз, делает его более способным возлюбить
лепоты Божественные, когда сердцу нечего любить и нечем услаждаться на земле,
тогда в нем сильнее может пробуждаться жажда небесного, и оно тем совершеннее
может любить Бога [30].
По мере очищения сердца и
по мере освобождения ума от влияния страстей, очищается, просветляется и взор
ума на предметы, и он удобнее может возноситься в высшую область созерцания Бога [31].
И Спаситель ясное видение Бога усвояет преимущественно чистым сердцем (Мф. 5, 8).
Целомудрие девства, подавляя
волнение страстей и умиротворяя дух, восстановляет внутренний порядок душевных
сил, а отсюда проистекает спокойствие души, чистое удовольствие и духовное веселие -
которого нельзя и выразить словами. Ибо, по словам аввы Херемона (Кассиан. collat. XII. с. 13), чувствовать
и понимать достоинство оного может только тот, кто приобрел совершенное целомудрие.