• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Таинство Крещения
  • Поминовения
21 ноября 2016 года

21 ноября - Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

Архангел Михаил: воин и целитель

21 ноября Православная Церковь празднует день, посвященный небесному воинству – Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных. Этот праздник, хоть и не входящий в число двунадесятых, тем не менее, имеет большое значение для Церкви, а корнями уходит в глубокую древность.

Он появился в IV веке, и его установление связывается с решением Поместного Ладиокийского собора (около 363 года н.э.), где была осуждена ересь поклонения ангелам и прочим небесным чинам как творцам и повелителям вселенной.

Но, отвергнув мысль о власти ангелов над миром, Церковь провозгласила православное понимание их как служителей Божьих и установила им празднование. 

По старому стилю, день праздника приходится на 8 ноября. Почему? В этом есть определенный символизм: ноябрь – девятый месяц от начала года (который прежде считался от марта), что соответствует числу ангельских чинов, а восьмой день месяца – намек на восьмой день творения, когда «приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним».

Небесная иерархия

Существует предание Церкви, отраженное у Псевдо-Дионисия Ареопагита опирается на упоминания ангельских чинов в Посланиях св. ап. Павла и других текстах Писания. Согласно ему, небесные силы делятся на три иерархии, каждую из которых в свою очередь составляют три чина. В первую, высшую, иерархию входят Серафимы, Херувимы и Престолы. Серафимы – пламенеющие, огненные – величайшие из духов, горящие любовью к Богу и зажигающие ею других. Херувимы – воплощение премудрости Божьей, помощники в подлинном Богопознании. Престолы – служители Божьего правосудия.

Вторую иерархию составляют Господства, Силы и Власти. Господства властвуют над всеми чинами Ангелов, кто находится под ними, а также – над земными властителями. Именно они учат людей владычествовать над своими искушениями и страстями, побеждать их и управлять ими. Силы помогают в духовном укреплении, несут людям чудеса и дар чудотворения для Божьих избранников. Власти стоят на страже перед ухищрениями и нападениями дьявола и помогают борющимся с ними отвергать его нападки.

В третью иерархию входят Начала, Архангелы и Ангелы. Начала правят вселенной (не самовольно, как учили еретики, и не как творцы, а как наместники Божьи) и учат земные власти править не ради себя, а для Бога и для людей. Архангелы – открывают волю Божью. Ближе всего к нам Ангелы – наши наставники к праведной жизни, хранители и помощники в исполнении заповедей Господних.

Почему Архангел выше серафимов?

Если чинов целых девять, а Архангелы находятся в третьей иерархии, то почему же праздник называется Собором Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных? Почему именно Архангел Михаил вознесен над прочими чинами?

Архангел Михаил, фреска собора Святой Софии в Киеве, XI в.

Для Господа не существует утвержденных иерархий. Именно Архангел Михаил поставлен Им над всеми девятью ангельскими чинами. Как повествует предание, именно Михаил, чье имя в переводе означает «кто как Бог?», в начале времен, когда сатана взбунтовался против Господа, воскликнул: "Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!" и сокрушил отступника. С тех пор Михаил не просто Архангел – он Архистратиг, предводитель всего ангельского воинства.

Об Архангеле Михаиле повествует как Ветхий, так и Новый завет. Он хранит наш мир от первого дня и будет хранить до самого последнего: как вначале времен Архистратиг сражался с отступником Денницей, так и в конце сразится с Драконом-дьяволом и победит его. А Писание позволяет проследить, как имя славного Архангела появляется в ключевые моменты библейской истории.

Христиане веруют, что именно Михаил был тем архангелом, которого Бог поставил стеречь райские врата после изгнания людей, хотя на это нет прямых указаний в Писании. Однако, эта традиция нашла свое отражение в иконографии: нимб архангела Михаила нередко состоит из растительного орнамента, что намекает на его место у райского сада.

Князь народа Израильского…

Архангел Михаил стал хранителем народа Израилева при выходе его из Египта. Он шел перед ними во время их пути в Землю Обетованную – ночью в виде огненного столпа, днем – в виде облачного. Через архангела Михаила явилась сила и воля Божья, погубившая фараона и его воинов, мчавшихся за израильтянами. 

Архангел Михаил явился Иисусу Навину перед взятием Иерихона: «и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч» и далее он называется Вождь воинства Господня (Нав.5:13-15). 

Архангел Михаил спас трех отроков из пещи огненной: «благословен Бог Седраха, Мисаха и Авденаго, Который послал Ангела Своего и избавил рабов Своих» (Дан.3:95). 

Михаил всячески помогал своим собратьям, как сказано в книге пророка Даниила. К пророку явился архангел Гавриил и рассказал, как тяжек был его путь: «… князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских… Впрочем я возвещу тебе, что начертано в истинном писании; и нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя вашего».

Пророк Даниил узнал и записал также волю Божью об участии архангела Михаила в последней Битве: И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге

Архангел Михаил спорил с дьяволом о теле пророка Моисея. По воле Божьей оно должно было остаться скрытым от его народа, дабы тот не устроил себе «культа Моисея» и, при склонности ветхозаветных израильтян к отпадению от Единого Бога, не превратил останки пророка в предмет языческого поклонения. Дьявол же, конечно, весьма хотел, чтобы случилось именно так, но на его пути встал Михаил.

Это место из Писания свидетельствует не только о вечном прямом противостоянии Архистратига и Падшего, но и о удивительном смирении Михаила: «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: да запретит тебе Господь». Наделенный величайшей силой, которая только была, есть и будет у тварных созданий, Михаил тем не менее всецело уповает лишь на Божью волю и Его запрет. Интересно, что этот текст известен нам уже из новозаветного Послания апостола Иуды, хотя корнями восходит к иудейскому апокрифу об успении Моисея.

Последняя битва

А самое, пожалуй, известное свидетельство об Архангеле-Архистратиге содержится в Откровении святого Иоанна Богослова. Это слова об участии Михаила в битве Судного дня. И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали [против них], но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним.

Свержение сатаны небесными силами. Композиция на Суздальских золотых вратах. Кон. XII в. (Рождественский собор в Суздале).

Помимо Писания, Михаил занимает немало места и в христианском Предании. Так, именно архангелу Михаилу «вручена» труба Страшного Суда, которая должна своим звуком поднять из гробов и могил всех усопших от начала времен. 

Спаситель Рима от чумы и покровитель Нила 

К архистратигу Михаилу прибегают с молитвой и как к целителю – ведь кто, как не он, может отогнать мучающего злого духа? Во времена Византии Михаил чтился именно как целитель.

Целителем явился Архангел при одном из самых известных своих чудес: в 590 году Рим косила чума, и свт. Григорий Двоеслов, папа римский, провел торжественное шествие-молебен об избавлении города от бедствия. Тогда явился архангел Михаил, и папа увидел, как Архистратиг вкладывает меч в ножны. С того дня чума пошла на убыль.

Замок Святого Ангела в Риме

Интересно, что христиане копты посвятили Архангелу Михаилу Нил, и 12 июня, в день разлива реки, празднуют и благодарят за это Архистратига. 

На Руси Архангел Михаил известен чудом спасения Новгорода Великого от Батыя в 1239 году. Согласно Волоколамскому патерику, Господь и Пречистая Дева послали Архангела, чтобы тот заслонил путь хану. Батый сам свидетельствовал об этом, увидев в Киеве фреску с изображением Архангела: «Сей ми възбрани поити на Великий Новъгородъ».

Михаил в Писании и Предании известен более других ангельских сил, за исключением, пожалуй, Архангела Гавриила – вестника Божьего. Но не стоит забывать, что Михаил сражается не в одиночку и сегодняшний праздник посвящен не ему одному, но всему небесному воинству. Целый сонм Ангелов, Архангелов, Начал, Сил, Властей, Престолов, Господств, Херувимов и Серафимов сражается за наши души и всегда готовы молить за нас перед Богом и противостоять дьяволу.

Дария СИВАШЕНКОВА

По материалам nsad.ru