• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения

Феодора Константинопольская, прп.

Преподобная Феодора Константинопольская
940 г.
Память совершается: 30 декабря/12 января

Преподобная Феодора жила в Константинополе в первой половине Х в. Она была замужем, но вскоре овдовела и вела благочестивую жизнь, служа бедным и странникам, а затем приняла монашество и жила под руководством преподобного Василия Нового (память 26 марта). Скончалась преподобная в преклонном возрасте в 940 году. Ученик святого Василия Нового, Григорий по смерти Феодоры просил его открыть ему загробную участь старицы. Василий сказал: "Ты увидишь ее сегодня". В эту же ночь Григорию в сонном видении предстал благообразный юноша и направил его по неведомому лабиринту, который привел к запертым воротам. Увидев в скважину некую женщину, Григорий окликнул её. Женщина объяснила, что этот двор принадлежит отцу Василию и его духовным чадам. "Откройте мне, я тоже чадо святого Василия", - воскликнул Григорий. Так он попал в небесное жилище старицы Феодоры. Преподобная с радостью встретила его, а он обратился к ней с просьбой рассказать ему, как она рассталась с телом и попала в эту святую обитель.

Преподобная Феодора рассказала, как устрашили ее при кончине множество явившихся злых духов. Они принесли большие книги, в которых были записаны грехи всей её жизни. Феодора пришла в трепет и ужас, но в этот момент увидела по правую сторону от себя двух ангелов. Они подняли душу преподобной и устремились с ней на небо.

Начался путь преподобной Феодоры по мытарствам. Первым было мытарство празднословия и сквернословия. Истязатели требовали дать ответ во всем, что Феодора когда-либо о ком-нибудь дурно говорила, обвиняли за неприличный смех, насмешки, дурные песни. Всё это святая забыла, ибо много времени прошло с тех пор, как она начала вести жизнь, угодную Богу. Но Ангелы защитили ее.

Вторым было мытарство лжи, третьим – мытарство осуждения и клеветы. Слуги четвертого мытарства - объядения и пьянства, готовы были поглотить святую, вспоминая, как она ела утром, не помолившись, ела без меры, нарушала посты. Бесы пересчитали даже все чаши вина, которые выпила преподобная Феодора в течение всей жизни. Но по молитвам святого Василия Феодора миновала эти мытарства.

"Знают ли люди, что ждет их здесь и с чем они встретятся по смерти?" - спросила преподобная ангелов. "Да, знают, - ответил ангел, - но наслаждения и прелести жизни так поглощают их внимание, что они забывают о том, что их ждет за гробом. Добро тем, кто помнит Священное Писание и творит милостыню. Но горе тем, кто живёт небрежно, думая только о благах чрева и гордости. Если внезапно постигнет их смерть, то окончательно погубит; их души князья этих мытарств отведут в темные места и будут держать до пришествия Христова ".

В такой беседе они достигли пятого мытарства – лености. Тут же испытуется уныние и небрежение как мирских, так и духовных людей и разбирается нерадение каждого о своей душе.

Шестое мытарство – воровства - они прошли свободно. Также и седьмое мытарство - сребролюбия и скупости – были пройдены прошли без задержки, так как преподобная всегда довольствовалась самым необходимым и щедро раздавала милостыню. Духи восьмого мытарства - лихоимства, истязующие взяточничество и лесть, заскрежетали от злости зубами, когда ангелы, неся душу Феодоры, прошли от них. Девятое мытарство - неправды и тщеславия, десятое – зависти, и одиннадцатое – гордости, они также прошли свободно.

Вскоре на пути встретилось двенадцатое мытарство - гнева. Злобный дух, исполненный ярости, приказал слугам мучить и истязать преподобную. Бесы повторили все слова преподобной, сказанные ею в гневе; припомнили даже, как она с гневом смотрела на своих детей или строго наказывала их. Но преподобной вновь помогли молитвы её святого наставника Василия.

Тринадцатое мытарства - злопамятства, четырнадцатое - разбойничества, пятнадцатое – колдовства,  преподобная миновала беспрепятственно. После этого она спросила, за всякий ли грех, который человек совершит в жизни, он истязуется в мытарствах или возможно еще при жизни очиститься от него. Ангелы отвечали, что не всех так подробно испытывают на мытарствах, но только тех, кто, подобно ей, не исповедался чистосердечно перед смертью. «Если бы я исповедалась духовному отцу без всякого стыда, - сказала Феодора Григорию, - то я прошла бы беспрепятственно все эти мытарства. Велико поистине спасение человека в исповеди! Она спасает его от многих бед и несчастий».

Приблизилось шестнадцатое мытарство - блуда. Истязатели дали много ложных показаний, приводя в подтверждение имена и места. Так же поступили и слуги семнадцатого мытарства - прелюбодеяния. Восемнадцатое мытарство - содомское, где истязуются все противоестественные блудные грехи, преподобная Феодора миновала скоро.

 Когда поднялись выше, ангелы сказали ей: «Знай, что редкая душа минует их свободно. Весь мир погружен во зло соблазнов и скверн, мало умерщвляющих плотские похоти и мало таких, которые бы свободно прошли мимо этих мытарств. Большая часть, дошедши сюда, погибает. Власти этих мытарств хвалятся, что они одни более всех прочих мытарств наполняют ад.»

На девятнадцатом мытарстве - идолослужения и всякой ереси преподобную ни в чем не испытывали. Также свободно Феодора прошла и последнее, двадцатое мытарство - немилосердия и жестокосердия.

Радостные ангелы провели святую сквозь Небесные врата. Ликующий сонм ангелов встретил святую и повел ее к Престолу Божию. Преподобная поклонилась Невидимому Богу и услышала голос, повелевший показать ей все души праведных и грешных, и после этого дать покой. "Итак, - закончила рассказ преподобная Феодора, - теперь, после 40 дней разлучения моей души с телом, я нахожусь в этом месте, которое уготовано для преподобного отца нашего Василия". Поклонившись преподобной Феодоре, Григорий вернулся домой и в это самое мгновение проснулся и стал размышлять, что было всё то, что он видел и слышал. Он боялся, не наваждение ли это, и пошел к учителю. Тогда преподобный Василий сам пересказал то, что видел Григорий, и просил его записать всё виденное и слышанное на пользу людям.