• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения

Мария Грошева, прмц.

Преподобномученица Мария Грошева
1938 г.
Память совершается: 7/20 марта

Грошева Мария Наумовна, родилась в 1876 году в селе Варюковка Московской губернии в семье крестьянина. У него было три дочери — Мария, Матрона и Пелагия. Как-то в молодости они посетили некоего старца в Рязанской губернии, которого многие почитали за подвиги и прозорливость, и спросили его, как им жить. Марии и Матроне старец сказал: "В монастырь, в монастырь...", а Пелагии: "В нечестивую семью, в нечестивую семью, замуж".

В 1909 году сестры Мария и Матрона поступили послушницами в монастырь в селе Евлево, где пробыли до его закрытия после революции, а затем вернулись на родину и поселились при храме великомученицы Параскевы в селе Туголес Шатурского района Московской области. Сестры жили в небольшом деревянном доме. У них был огород и корова. Они пекли для храма просфоры, были алтарницами, убирались в храме, а в оставшееся время подрабатывали рукоделием — стегали одеяла.

Сестёр в селе все любили за ласковое и приветливое обхождение. Своих племянниц они с детства приучили молиться и помогли им полюбить богослужение и храм. Одну из племянниц они научили читать Псалтирь, и впоследствии, когда все храмы в округе были закрыты, она читала Псалтирь по умершим.

В ноябре 1937 года были арестованы священники храма великомученицы Параскевы в селе Туголес — протоиереи Георгий Колоколов и Назарий Грибков, и псаломщик Петр Царапкин, и храм был закрыт. С этого времени сестры остались единственными в округе "церковницами", кто мог почитать Псалтирь по умершему родственнику и наставить в вере и исполнении церковных правил и молитв.

В феврале 1938 года власти возобновили аресты. Священников на свободе почти не осталось, и арестовывались уже миряне. 15 февраля 1938 года председатель сельсовета согласился лжесвидетельствовать о монахинях и написал, что они враждебно настроены к советской власти и коммунистической партии. На религиозные праздники сестры ходят по домам колхозников и в некоторых домах совершают богослужение. Явившись в один из домов, они говорили колхозникам: "Завтра Господский праздник, лучше идти в церковь молиться Богу, а не в колхозе работать". Колхозницы в количестве восьми человек, вместо того чтобы работать в колхозе, ходят в церковь в село Петровское Шатурского района за 15 километров молиться Богу. А на вопрос, почему они не работают в колхозе, колхозницы отвечают: "Богу лучше молиться, а то Он нас всех накажет". В церковь с колхозницами ходят и сами монашки. В дома колхозников монашки приносят церковные книги и читают колхозникам о рождении Иисуса Христа, о сотворении Богом мира, о рае, о Страшном суде.

27 февраля 1938 года была арестована вместе с сестрой и заключена в тюрьму в городе Егорьевске. Арестовали их с такой поспешностью, что не дали им толком одеться.

— Скажите, — спросил следователь, — бывали ли случаи, когда вы вместе с Матроной Грошевой созывали к себе на дом колхозниц и устраивали у себя богослужения, особенно под религиозные праздники?

— Таких случаев не было, — ответила Мария, — но бывали случаи, когда колхозники заходили к нам поспорить, поговорить о чем-либо или взять какую-нибудь вещь, необходимую для покойника, например, покрывало. Я лично читаю Псалтирь над умершими.

— Скажите, бывали ли случаи, когда вы ходили по домам колхозников и вместе с религиозной пропагандой занимались антисоветской деятельностью, направленной на срыв работы в колхозе?

— Я специально для указанной цели по домам колхозников не ходила, в отдельных случаях ходила в дома читать Псалтирь, но никакой подрывной работы против колхозов я не веду и против власти ничего не говорю.

— Вспомните случай, происшедший в ноябре, когда вы вместе с сестрой Матроной Грошевой совершали в домах богослужение и высказывали свое недовольство советской властью, называя большевиков антихристами.

— Этого я не помню, и случай антисоветских высказываний я отрицаю.

— Вы говорите, что у себя на дому вы богослужений не совершали, а между тем при обыске в вашем доме были обнаружены церковные книги, кресты, чаши, ризы и другие принадлежности религиозного культа. Почему же вы не говорите истины?

— Да, я подтверждаю, что у меня указанные предметы были обнаружены, но они принадлежат церкви, у меня хранятся с момента ареста священника и закрытия церкви, но ни я, ни моя сестра на себя выполнение обрядов не брали, за исключением чтения Псалтири.

— Скажите, признаете вы себя виновной в антисоветской деятельности и агитации, направленной на подрыв советской власти и колхоза?

— Нет, в этом я себя виновной признать не могу.

11 марта 1938 года Тройка НКВД по Московской области по ст. 58-10 УК РСФСР приговорила монахинь Марию и Матрону к расстрелу за "контрреволюционную агитацию", и они были перевезены в тюрьму НКВД в Москве.

Расстреляны 20 марта 1938 года на полигоне Бутово под Москвой и погребены в безвестной общей могиле.

Монахини Мария и Матрона Грошевы причислены к лику святых Новомучеников Российских постановлением Архиерейским Собором Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.