Преподобные Иулиания и Евпраксия были родными сестрами святителя Алексия, митрополита Московского и происходили из знатного рода черниговских бояр.
В благочестивом семействе родителей святителя было пятеро сыновей и две дочери: Иулия (в монашеском постриге Евпраксия) и Ульяна (Иулиания). Любовь к старшему брату побудила сестер устроить обитель во славу святого Алексия, человека Божия – покровителя их брата в монашестве. Первоначально монастырь был воздвигнут на Остожье (ныне территория Московского Зачатьевского монастыря). Местность это в то время было частично покрыта лесом, а большую ее часть покрывали луга с сенокосами, отчего и называлась она Остожье, Стоженец (сено, складываемое в стога). Место это было уединенным, тихим, что было благоприятным для создания обители. С одной стороны протекала речка Остоженка, с другой – Москва-река.
Летопись того времени говорит, что первая игумения обители именем Иулиания была «от града Ярославля, дщи некоего богата родителя и славна». Однако очень распространено предание, что первой игуменией была сестра святителя Алексия. Вся проникнутая духом христианского благочестия, она мудро руководила вверенными ей сестрами, обучая их монашескому жительству не только повелением и советом, но и личным примером.
Преподобная Иулиания, подобно своему брату рано презревшая мирские удовольствия и обученная монашеству духовным подвигом, следовала в управлении обителью опыту древних подвижников. Имея светлый ум, она ясно сознавала необходимость различия в обращении с насельницами монастыря и благословляла новоначальных на послушания сообразно способностям и характеру каждой; смогла объединить силою своего мудрого правления различных по происхождению и мирским привычкам людей в духовную семью. Всецело проникнутая духом христианского благочестия, обучала она монашескому житию не столько повелением, сколько советом и собственным примером.
Верной помощницей преподобной Иулиании была ее сестра, монахиня Евпраксия. Все труды по устроению обители они несли вместе. В монастыре все делалось по совету и благословению их старшего брата. У южной ограды была выстроена келья, в которой он часто останавливался.
Сестры святителя Алексия просияли подвижнической жизнью. За милосердие и кротость, духовную мудрость и смирение еще при жизни они почитались в народе как святые.
Преподобные жены имели любящие и милующие сердца и всегда были готовы оказать помощь голодным, убогим, обездоленным, приходящим под кров святой обители. Во время бед земли Русской становились они утешительницами, молитвенницами, кормилицами, целительницами всех страждущих и болящих.
Но вот подошли к концу дни земной жизни основательниц обители. Скончалась любимая всеми игумения в 1393 году в четвертую субботу по Пасхе, и была погребена близ храма.
Смерть начальницы общежития замечена летописцем того времени: «По Великом дни (по Пасхе) на четвертой недели в субботу на ночь преставися игумения Алексеевская Ульяна, чернечьствовавши лет более 30 и игумения бывши 90 черницам, и общему житию женскому начальница бывши, и за премногую добродетель любима бысть от всех и почтена всюду и положена подле церкви». Через год преставилась и сестра игумении монахиня Евпраксия. Над местом погребения преподобных сестер вскоре была сооружена часовня.
Но и после кончины преподобные не оставили созданной ими обители. Господь сподобил Своих угодниц благодатных даров, обнаружившихся многими чудесами, которые творили преподобные Иулиания и Евпраксия по усердной молитве всех, призывающих их на помощь. К концу XIX века были подготовлены документы для канонизации подвижниц, но события 1917 года помешали этому осуществиться. Прославление преподобных Иулиании и Евпраксии было совершено в 2000 году.