• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения

Житие святителя Варлаама, епископа Cуздальского, Махрищского чудотворца

Святитель Варлаам, епископ Суздальский и Тарусский
1585
Память совершается: 21 августа/3 сентября - преставление, 26 июня/9 июля - обретение мощей

Немало знает и помнит земля Владимирская угодников Божиих, просиявших в ней и явивших миру непреходящий свет Божественной благодати. Святые имена славных соотечественников с любовью хранятся в памяти народной. Ими хвалятся во дни благоденствия, их призывают во времена скорбей и испытаний. Одно из них – имя святителя Варлаама, епископа Суздальского, Махрищского чудотворца.

О нем, непоколебимом столпе евангельской веры, начинаем настоящее слово как благодарное приношение святому и в назидание будущим поколениям, для утверждения их в Православии – вере наших славных предков.

Родился будущий подвижник в начале XVI века и происходил из знатного рода. При крещении он был наречен Василием в честь великого светильника Вселенской Церкви1. Отец его окончил свой земной путь в монашеском звании и в древнем синодике Стефано-Махрищского монастыря упоминается как инок Александр. Святое имя матери – Ксения. Христианское благочестие являлось истинным достоянием этой семьи.

Прадед будущего святителя Варлаама иеромонах Серапион был насельником Махрищского монастыря и оставил первоначальные записи о житии преподобного Стефана и его учеников. Неизвестно,
был ли священноинок Серапион самовидцем основателя Махрищского монастыря или же, спустя малое время по его преставлении, потрудился записать устные свидетельства современников и почитателей преподобного. Будучи глубоким старцем, Серапион много рассказывал своему правнуку о святом Стефане, друге и собеседнике преподобного Сергия Радонежского. Рассказы прадеда нашли добрую почву в сердце отрока, зародив в нем любовь к монашеству.

Свой иноческий путь Василий начал в Троицком Махрищском монастыре. Здесь были произнесены им монашеские обеты, здесь же сподобился он священного сана. Новой датой тезоименитства стало для Василия 19 ноября/2 декабря. В этот день среди прочих святых Церковь празднует память преподобного Варлаама, игумена Киево-Печерского (†1065).


Игуменство в обители преподобного Стефана

Подвижническая жизнь будущего святителя, а также богатые дарования от Бога стали причиной избрания его настоятелем Махрищского монастыря после кончины игумена Ионы в 1557 году. В обители в то время числилось более шестидесяти человек братии. В конце XV века сильно пострадав от пожара, монастырь все еще не мог оправиться и терпел большую нужду. Крепкой верой и мужеством нужно было обладать новому игумену, и он, уповая на милость Божию и молитвы первоначальника вверенной ему обители, стал ревностно заботиться о ее благоустроении.

Промыслом Божиим, немало содействовал этому молодой государь Иоанн Васильевич Грозный. Молва о посмертных чудесах блаженного основателя Махрищского монастыря достигла слуха самодержца и отозвалась теплой верой в сердце его. 4 июля 1557 года царь пожаловал 200 рублей денег и повелел игумену Варлааму возвести каменную церковь.

В самом начале предпринимаемых работ, при копании рвов для фундамента будущего Троицкого храма, благоволение Божие явилось в обретении гроба чудотворца Стефана. Все присутствовавшие при этом знаменательном событии почувствовали благоухание.

Мощи святого подвижника оказались нетленными. Сохранился и кожаный пояс преподобного с тисненым изображением двунадесятых праздников, о чем игумен Варлаам возвестил царю и митрополиту Макарию2. Московский святитель благословил оставить мощи преподобного Стефана под спудом, а пояс вложить в серебряный с позолотой крест. Впоследствии крест этот являл благодатную силу врачевания недугов.

Еще до времени игуменства святого Варлаама чудесные знамения на месте погребения преподобного Стефана свидетельствовали о небесной славе его. Так, при настоятельстве игумена Ионы столетний инок Герман, а за ним и игумен с братией увидели чудный огонь, горевший среди ночи над могилой святого основателя. Прибывший тогда в Махру настоятель Троице-Сергиева монастыря, игумен Арсений, будущий преподобный Комельский (†1550), первым установил почитание памяти преподобного Стефана. Его благословением была сооружена гробница над могилой Махрищского подвигоположника, зажжена негасимая свеча, стали совершаться заупокойные богослужения.

Ревнуя о церковном прославлении преподобного Стефана, игумен Варлаам с усердием и любовью стал собирать свидетельства о его святости. В странноприимнице монастыря отыскал он сказание о жизни святого подвижника, составленное еще его прадедом, священноиноком Серапионом. Дополнив рукопись сведениями о чудесах и исцелениях у гроба преподобного, бывших до него и при нем, игумен Варлаам представил этот труд царю и митрополиту.

Московский первосвятитель повелел игумену Данилова монастыря Иоасафу написать полное житие и службу преподобному Стефану, для чего Иоасаф  прибыл в Махрищский монастырь. Митрополит благословил принять подготовленную службу с житием ко всецерковному употреблению, установив празднование памяти святого в день его блаженной кончины – 14/27 июля. Так, ходатайством игумена Варлаама и с сыновним его участием, совершилось церковное прославление преподобного Стефана Махрищского при царе Иоанне Васильевиче Грозном и митрополите Макарии.

Имея евангельскую веру и твердое упование на молитвенное предстательство святого Стефана, игумен Варлаам дерзновенно прибегал ко гробу его во всех находящих испытаниях. Так, в 1557 году на престольный праздник Святой Троицы в обители собралось около двух тысяч богомольцев, большинство из которых, по причине голода, бывшего в то время, составляли бедняки и неимущие. Игумен Варлаам, желая сохранить завет гостеприимства преподобного Стефана, распорядился раздать имевшийся в обители хлеб. Трапезник монастыря, монах Симеон, возвестил игумену, что, если раздать нуждающимся даже и по малой доле, на утро следующего дня для насельников ничего не останется. Но ропот трапезника не сломил веру игумена.

Совершив Божественную литургию, он припал ко гробу святого и стал усердно молиться: «О преподобне отче Стефане! Вем, аще хощеши, можеши молитвами твоими помощи́ нам, яко да насытится народ малыми сими хлебы: сам бо трудился еси в животе своем сего ради, да по заповеди Владыки своего, Христа Бога, питаеши алчущия, нищия и странныя, сице же и нам заповедал еси, твоим чадом».

Затем игумен Варлаам повелел трапезному монаху предложить братии, богомольцам и нуждающимся весь запас монастырского хлеба. И по крепкой вере его, Господь, насытивший в пустыне пять тысяч человек, явил и здесь Свое благодатное знамение: не только все, вкусившие трапезы, насытились, но и еще три месяца братия монастыря питалась тем дивным хлебом.

Через год, в 1558 году, игумен Варлаам имел великое утешение видеть новосозданный храм над мощами преподобного Стефана. На освящение его прибыл государь, пожаловавший церковную утварь и щедрую милостыню для братии. Царица Анастасия Романовна пожаловала облачение на престол, покров на гроб чудотворца и бархатные воздухи.

Впоследствии Стефановский храм стал северным приделом Троицкого, строительство которого продолжалось в течение еще десяти лет. По сооружении церкви, игумен Варлаам выстроил кельи для братии и гостиницу для богомольцев близ монастыря.

В 1560 году от царя Иоанна Васильевича и митрополита Макария последовало ему повеление возобновить Троицкий Авнежский монастырь в Вологодской земле, где знамениями и исцелениями прославились мощи новоявленных чудотворцев Григория и Кассиана3, учеников преподобного Стефана Махрищского.

В том монастыре трудами игумена Варлаама были воздвигнуты Троицкий храм, с приделом великомученика и победоносца Георгия, и Благовещенская церковь, а также трапезная и кельи, на что помимо средств царской казны им было израсходовано и 100 рублей собственных денег.

Там же Махрищский настоятель сподобился увидеть многих исцеленных молитвами славных учеников преподобного Стефана и слышать свидетельства об обретении мощей Авнежских чудотворцев. При закладке Троицкого храма он сам оказался свидетелем чудесного исцеления у гроба святых крестьянина Акакия, страдавшего умопомешательством, а при освящении построенного храма, на праздник Покрова Пресвятой Богородицы, – свидетелем исцеления от глухоты некоего Михаила.

Игумен Варлаам шел по стопам своего великого предшественника, возродив монашескую жизнь и в этой, некогда основанной преподобным Стефаном, обители, варварски разоренной в 1392 году. И здесь послужил он преподобному, собирая свидетельства о чудесных исцелениях от мощей его ближайших учеников, преподобномучеников Авнежских.

Его стараниями в 1560 году преподобномученики Григорий и Кассиан были причислены к лику святых. По благословению митрополита Макария, житие и служба новопрославленным вологодским святым составлены Иоасафом, игуменом Данилова монастыря, написавшим ранее сказание об обретении их чудотворных мощей.

Авнежская обитель, воссозданная игуменом Варлаамом, была затем приписана к Махрищской.

Более десятка лет управлял игумен Варлаам Троицким Махрищским монастырем. Славное житие его оказывало большое влияние на иноков. Под мудрым руководством святого настоятеля обитель не только была благоустроена, но и процвела духовно.

Будучи собеседником и сподвижником митрополита Макария, ревнителя канонизации подвижников веры и благочестия земли Русской, игумен Варлаам явил ревность и усердие в прославлении основателя родной обители и двух его учеников. В годы его настоятельства Махрищский монастырь вновь стал местом царского богомолья, как это было во дни правления великого князя Василия Иоанновича – отца Иоанна Васильевича Грозного.


Святительское служение на Суздальской и Тарусской кафедре

По свидетельству Вкладной книги Махрищского монастыря, в 1570 году «государь взял игумена Варлаама в Суждаль на владычество», и 4 июня того же года сам изволил присутствовать на его поставлении. Посвящение махрищского игумена в сан епископа совершил митрополит Кирилл, возглавивший Московскую кафедру после кончины святителя Макария. Он хорошо знал ставленника, будучи до своего первосвятительства архимандритом Троице-Сергиева монастыря.

На Суздальской кафедре святитель Варлаам явился очевидцем и списателем чудес, совершавшихся у гроба преподобной Евфросинии4, игумении Ризоположенского монастыря. Слава о ней распространилась к тому времени далеко за пределы древнего града.

Сетуя о том, что, при множестве являемых чудотворений от мощей Суздальской преподобной, нет письменного свидетельства о ее житии, подвигах и посмертных чудесах, епископ Варлаам во-зымел «велие попечение» найти уже бывшее о том повествование либо того, кто сумел бы составить новое.

Вседержитель Господь, видящий тайное и воздающий явно, удивительным образом увенчал благое произволение Своего верного служителя: между 1577–1580 годами святитель Варлаам обрел древнее житие Суздальской подвижницы и прежде составленную службу в родном ему Махрищском монастыре.

В своем творении под названием «О изобре́тении стихир и канона и жития преподобныя княжны Евфросинии, без вести бывшем многа лета», он так повествует об этом: «Однажды по пути из Москвы, преславной матери всех городов, случилось мне быть во обители Живоначальной Троицы, Стефановом Махрищском монастыре, и в книгохранительнице обрел я житие преподобной Евфросинии, написанное неким монахом Григорием, насельником обители Всемилостивого Спаса, Евфимиева монастыря». Из Суздальского Евфимиева монастыря в Махрищскую обитель привез его игумен Савватий, «для переписывания чудес», но по преставлении Савватия, бывшего настоятелем Махрищского монастыря после 1570 года, творение оставалось в безвестности. «Стихиры, канон и житие преподобной,– продолжает святитель,– были переданы в обитель Пресвятой Богородицы, Положения честной Ее ризы... Собрав же собор архимандритов, игуменов и весь причт соборной церкви, сотворил я молебное пение... и совершил Божественную литургию. И стеклось тогда в обитель преподобной Евфросинии множество народа из города, много иноков, инокинь и людей, живущих окрест, и среди них недужные, слепые, хромые. И Господь Бог, по молитвам Пречистой Своей Матери, даровал тогда у раки преподобной Евфросинии множество явных чудес».

Установив таким образом местное празднование памяти Суздальской чудотворицы, епископ Варлаам отправился в Москву. Он возвестил царю Иоанну Васильевичу и первосвятителю Антонию о дивном обретении им службы и жития угодницы Божией, а также о чудесах у гроба ее.

Государь повелел житие и чудеса написать «в пользу читающим и слышащим», а созванный митрополитом Антонием Собор канонизовал преподобную Евфросинию и установил празднование памяти ее 25 сентября/8 октября.

Так, тщанием святителя Варлаама, состоялось церковное прославление Суздальской угодницы Божией в лике святых.

В 1578 году, как иерарх, он принимал участие в местной канонизации преподобного Иосифа Волоцкого в обители Успения Пресвятой Богородицы близ города Волоколамска.

В том же году епископом Варлаамом была выстроена в Суздальском кремле каменная церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Позднее церковь эта стала единой частью ансамбля архиерейских палат.

В течение своей архипастырской деятельности Суздальский владыка не забывал места своего пострижения. В 1577 и 1583 годах он присылал щедрые вклады в Махрищский монастырь.

Об участии епископа Варлаама в некоторых важнейших церковно-государственных событиях того времени свидетельствуют различные памятники письменности. На соборных грамотах, традиционно скрепляемых печатями иерархов, мы находим его черновосковую печать с надписью: «Божиею милостию смиренный Варлам, епископ Суждалский и Торуский».

Московский летописец называет его имя среди участников венчания на царство царя Феодора Иоанновича на праздник Вознесения Господня 1584 года.

Усердием епископа Варлаама были изготовлены шитые покровы на гробницы его святых предшественников, святителей и чудотворцев Феодора5 и Иоанна6 Суздальских, пастырскому подвигу которых он с честью следовал в течение почти тринадцати лет.


Преставление святителя Варлаама

Незадолго до своей кончины, в 1584 году, святой архипастырь оставил управление Суздальской епархией и удалился на покой в Троицкий Махрищский монастырь. Покидая святительскую кафедру, он взял с собой Тихвинский образ Божией Матери – точную копию чудотворной иконы, явившейся во граде Тихвине в 1383 году.

Пребывая на покое, владыка Варлаам посвятил последние дни своей жизни молитвенному подвигу, предуготовляя себя к переходу в мир иной.

В 1585 году в монастырском синодике появилась запись: «Августа в 21-й день преставился иеромонах Варлаам, бывший епископ Суждальский, на память святого апостола Фаддея...». В именовании епископа иеромонахом мы видим свидетельство традиционного в те времена отречения от архиерейства уходящих на покой иерархов. Погребли святителя, согласно его завещанию, в каменной пристройке сооруженного им Троицкого храма. Дважды в год, в день его кончины и именин, в обители совершалось особое поминовение почившего праведника.

В октябре 1670 года, будучи на богомолье в Махрищском монастыре, царь Алексей Михайлович пожаловал богатое шитье на гроб «чудотворца Варлаама, епископа Суждальского». В декабре того же года на царский вклад были украшены образа над местом погребения святителя.

На одном из деревянных крестов, хранившихся в ризнице Троице-Сергиевой Лавры, имелась надпись, сообщавшая, что в 1691 году «приложен сей крест чудотворцу Варлааму Махринскому».

Усердием митрополита Московского Платона (Левшина), имя которого неразрывно связано с историей Махрищского монастыря, было сооружено и установлено мраморное надгробие над местом погребения святителя. Эта реликвия XVIII века с эпитафией, составленной, вероятно, самим митрополитом, до сих пор уцелела и находится в обители.

В XIX веке, ради особого почитания святителя Варлаама, над местом его погребения была поставлена рака, прежде находившаяся над мощами преподобного Стефана Махрищского; рядом хранился его архиерейский жезл.

Предание о богоугодной жизни святителя Христова передавалось из уст в уста на протяжении четырех столетий.

Тихвинская икона Божией Матери – келейная святыня владыки Варлаама – явилась благодатным залогом его любви и благословением Махрищской обители. Особое почитание этого образа Пресвятой Богородицы началось в монастыре после блаженной кончины святителя. Чудотворность же ее проявилась воочию в 1848 году, в исцелении от холеры крепостной девицы Вассы Васильевны Морозовой. С того времени икона Богоматери была износима с крестными ходами в близлежащие грады и веси Московской и Владимирской губерний.

Благодатная помощь от Тихвинской иконы изливалась верующим в прекращении пожаров, эпидемий холеры вокруг Махрищского монастыря в 1848 и 1871 годах, в многоразличных чудесах и исцелениях там, где ее с любовью принимали.


Прославление в лике святых

В начале XX века Свято-Троицкий Стефано-Махрищский монастырь сиял красотой и благолепием. Но, попущением Божиим, подобно многим российским обителям, в 1923 году он был закрыт и подвергся разорению. Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери была утрачена, главные монастырские храмы разрушены.

В 1993 году, по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия, после семидесятилетнего периода запустения, обитель возрождена как женская.

В течение одного года, на старом фундаменте, был заново построен храм преподобного Стефана, некогда воздвигнутый игуменом Варлаамом над святыми мощами основателя Махрищского монастыря, и 25 ноября 1997 года состоялось его освящение Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

В конце июня 1998 года в монастыре начались церковно-археологические изыскания с целью обретения честных останков святителя Варлаама. Был полностью раскрыт фундамент древнего Троицкого храма.

25 июня/8 июля 1998 года, в канун празднования Тихвинской иконы Божией Матери, под колокольный звон к праздничному вечернему богослужению, в крипте северо-западной части храма был обнаружен белокаменный саркофаг XVI века, в котором покоились честные останки святителя Варлаама.

Троекратное благоухание предварило обретение гробницы с мощами угодника Божия. Так Царица Небесная явила святость Своего верного служителя всем собравшимся тогда в обители преподобного Стефана.

Через неделю, 2/15 июля 1998 года, на праздник Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, в присутствии архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия, при пении монастырского хора и большом стечении богомольцев, состоялось открытие гробницы с мощами святителя.

В декабре 1999 года епископ Суздальский и Тарусский Варлаам был причислен к лику местночтимых святых Владимирской епархии. Тогда же были составлены тропарь, кондак и молитва святому. Служба и житие святителю Варлааму написаны монахиней Махрищского монастыря.

Церковное прославление святителя Варлаама состоялось 14/27 июля 2000 года, в день памяти преподобного Стефана, игумена Махрищского.

Накануне, после малой вечерни с акафистом преподобному Стефану и всенощного бдения, архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием была отслужена последняя панихида по преосвященному Варлааму. За Божественной литургией в престольный праздник обители в присутствии трех архиереев – архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия, архиепископа Тверского и Кашинского Виктора, епископа Шацкого Иосифа – состоялась канонизация святителя Варлаама.

По окончании Божественной литургии, внутри монастырских стен прошел крестный ход со старинной иконой преподобного Стефана и с мощами святителя Варлаама, ознаменовав собою духовную сердцевину состоявшегося торжества.

В настоящее время мощи святителя Варлаама, епископа Суздальского и Тарусского, открыто почивают в главном храме Свято-Троицкого Стефано-Махрищского ставропигиального женского монастыря.


Возсия днесь преславное торжество, честная память богомудраго святителя Варлаама, сегоже празднества приобщитися нас сподобивый, Господи, слава Тебе.



1 Свт. Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской (†379,  память 1/14 января).

2 Свт. Макарий, митрополит Московский и всея Руси (†1563, память 30 декабря/12 января).

3 Прмчч. Григорий и Кассиан Авнежские  (†1392, память 15/28 июня).

4 Прп. Евфросиния Суздальская (†1250, память 18 сентября/1 октября и 25 сентября/8 октября).

5 Свт. Феодор Суздальский (†1023, память 8/21 июля).

6 Свт. Иоанн Суздальский (†1373, память 15/28 октября).

Тропарь святителю Варлааму, глас 4

Яко звезда пресветлая земле Владимирстей,/ явился еси святителю Варлааме, преподобне отче./ Боголепно устроял еси обитель Троицкую, иже на Махре,/ идеже мощи Стефана чудотворца славно обрел еси./ Ныне же и твоя святыя мощи нам чудесно даруеши,/ да укрепится всюду вера Православная,// многими благодатными и спасительными твоими молитвами.

Кондак святителю Варлааму, глас 3

Днесь светло ликует обитель Стефанова,/ возрастившая великаго святителя,/ чудотворца дивнаго Варлаама,/ той бо велия веры образ явися,/ егда бо во оскудении хлебном преподобному Стефану моляшеся,/ чудо Господь сотвори,/во еже напитати братию и многия люди,/ темже мы дивящеся таковому упованию, вопием:/ святителю отче и преподобне,/ испроси нам у Бога веру несумненную// и спасение душам нашим.

Величание святителю Варлааму

Величаем тя, святителю отче, Варлааме, и чтим святую память твою: ты бо молиши о нас Христа Бога нашего.

Молитва святителю Варлааму, епископу Суздальскому, Махрищскому чудотворцу

О преизящный и предивный чудотворче земли Владимирския, Махрищския обители похвало, святителю Христов отче Варлааме! Ты от юности твоея мир суетный возненавидел еси, и работати Господеви возжелев, во обитель Троицкую вселился еси, идеже неленостно в трудех, бдених и молитвах подвизаяся, был еси наставник монашествующих, всем же людем учитель ревностный, иго бо Христово со тщанием нося, заповеди Того совершенне исполнил еси. Темже град Суждаль, в немже святительствовати от Бога сподобился еси, о тебе хвалится ныне, мы же, недостойнии, верою и любовию память твою чтуще и неотступно раце твоей предстояще, воспеваем ти: радуйся, яко житием твоим явился еси веры сокровище некрадомое, любве пучино неисчерпаемая, надежды богатство несумненное, чистоты зерцало непорочное, постников крепосте необоримая, подвигоположников украшение неувядаемое, святителей удобрение преславное, сладкопесневый проповедниче слова Божия. Ныне же Небесному Царю предстоя, святителю отче Варлааме, молися Ему еже ущедрити место селения твоего, святую обитель сию, идеже духом любве твоея всегда пребываеши; нас же, немощных, с верою и любовию к раце мощей твоих припадающих, жезлом благости, якоже пастырь добрый упаси, ограждая от соблазнов, ересей и расколов и всякого зла, да твоему святительскому гласу последующе, достигнем Небеснаго Царствия, идеже купно с тобою воспоем и прославим пречестное имя Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.