Преподобномученица Евдокия (в миру Архипова Евдокия Сергеевна) родилась в 1886 году в селе Горетово Луховицкого уезда Рязанской губернии в семье крестьянина. Первоначальное образование она получила, проучившись год в сельской школе.
Десять лет до революции 1917 года она была послушницей Казанского Явленского монастыря в Рязани. Обитель эта была основана в XVI веке на месте явления Казанской иконы Божией Матери. При обители существовало женское училище, больница с аптекой, две гостиницы для паломников. В монастыре подвизалось без малого 400 сестер. Революционные преобразования разрушили традиционный уклад жизни. Сразу после революции монастырь был закрыт.
Евдокия уехала в родное село, жила с родителями и помогала им по хозяйству. Своему стремлению к монашескому житию она не изменила. Молиться она ходила в Пятницкую церковь в селе Горетово и в 1935 году была избрана старостой этого храма.
Начальник Луховицкого районного отделения НКВД в ноябре 1937 года получил донесение от неких двух местных жителей (один из них был заведующим Луховицким районным финансовым отделением), в котором говорилось, что "22 ноября происходило конспиративное совещание служителей культа… Собрание происходило с 9 часов утра до 16 часов дня, причем помещение было закрыто изнутри дома и занавешены окна…" Власти приступили к опросу свидетелей.
Вызванный в качестве свидетеля секретарь районного комитета комсомола Скотников показал, что «22 ноября на квартире монашки Архиповой происходило нелегальное собрание попов и монашек села Горетово... Вся эта поповская свора среди колхозников села Горетово ведет антисоветскую контрреволюционную деятельность, в результате чего в колхозе плохая дисциплина, в дни религиозных праздников агитируют не работать в колхозе, а ходить в церковь. Свою контрреволюционную деятельность они ведут открыто. Так, например, бывшая монашка – ныне церковная староста Евдокия Архипова – под руководством попа производила среди населения незаконные сборы денег на капитальный ремонт церкви... и в настоящее время церковь капитально отремонтирована»
16 февраля 1938 послушница Евдокия была арестована и в тот же день допрошена.
– 22 ноября 1937 года какое собрание у вас было в квартире?.. – спросил следователь.
– Во время престольного праздника у меня на квартире после обедни был чай… собрания не было и никаких вопросов не разбирали.
– Каким порядком вы собирали деньги с населения на ремонт церкви? Кто руководил сбором денег и кто непосредственно ходил по селу?
– Деньги собирала я, как староста церкви. Граждане давали свои пожертвования в церкви, по домам колхозников я не ходила. На ремонт церкви я собрала примерно 300 или 400 рублей, а всего на ремонт церкви затрачено около 3000 рублей. Эти деньги все церковные, собирались с 1935 года. По колхозникам ходить собирать деньги я никому не поручала, допускаю возможность, может быть, ходили старушки, между собой собирали деньги, но я не знаю.
– Когда вы на собрании обсуждали вопрос о производстве ремонта церкви, кто персонально этот вопрос поднял: вы или священник – и кто из вас предложил собирать средства с населения?
– В 1936 году у меня в доме была проверка ревизионной комиссией церковного совета. В этот раз мы – все члены ревизионной комиссии и церковного совета – решили отремонтировать церковь, так как еще ранее нас понуждал это делать председатель сельсовета. Мы решили обратиться с просьбой к верующим о денежной помощи на ремонт церкви. Так и сделали. Верующие в церкви нам давали кто сколько может. Оповещение верующих о пожертвовании происходило в одиночку: кто подойдет брать свечку, ему скажут. А после уже знали один от другого.
– Почему вы ругаете колхозы и уговариваете, чтобы вам пожертвовали на церковь, а на заем не подписывались?
– Сама я по домам собирать деньги не ходила и колхоз не ругала, и не говорила, что колхозу долго не существовать. И против займа я тоже не говорила. Виновной себя в этом не признаю. Признаю себя виновной только в том, что собирала деньги на нужды церкви.
26 февраля 1938 года власти также арестовали послушницу Ольгу Жильцову и псаломщика Василия Архипова, о которых, как и о старосте Евдокии Архиповой, власти собрали показания лжесвидетелей еще в ноябре 1937 года.
27 февраля некто из начальников рассмотрел материалы дела и на обложке написал: "Доследовать. Надо следствием установить контрреволюционную деятельность каждого обвиняемого. Не надо заострять вопросы только на сборе денег для ремонта церкви. Несомненно, у этой группы была организованная деятельность". Однако найти других свидетелей не удалось.
8 марта 1938 года тройка НКВД по Московской области по ст. 58-10 УК РСФСР приговорила их к расстрелу за "участие в контрреволюционной группе".
14 марта 1938 года староста Евдокия Архипова, Ольга (ильцова)и псаломщик Василий Архипов были расстреляны на полигоне Бутово под Москвой и погребены в безвестной общей могиле.
27 июня 1958 года Архипова Евдокия Сергеевна была реабилитирована Московским областным судом. 30 июля 2003 года была причислена к лику святых.