Преподобная Александра (в миру Агафия) родилась в благочестивой дворянской семье в конце 1720-х – начале 1730-х годов, рано была выдана замуж, но вскоре овдовела. По смерти мужа Агафия Семеновна выбрала путь служения Богу. Вместе со своей маленькой дочерью она отправилась в Киев и по благословению старцев поступила в Киево-Флоровский монастырь.
Однажды матушке Александре явилась Пресвятая Богородица и обратилась к ней с такими словам: «Я пришла возвестить тебе волю Мою. Иди на север России и обходи все великорусские места святых обителей Моих. И будет место, где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь, и прославлю Имя Мое там, ибо в месте жительства твоего Я осную обитель Мою, на которую низведу все благословения Божии и Мои со всех трех жребиев Моих на земле: Иверии, Афона и Киева». Очнувшись, мать Александра сообщила о видении своему духовному отцу, затем другим отцам Киево-Печерской Лавры. Старцы посоветовали матери Александре скрыть свое пострижение и под прежним именем вдовы-подпоручицы Агафии Семеновны Мельгуновой пуститься в путь, указанный ей Богородицей.
В 1760 г. шла мать Александра из Мурома в Саровскую пустынь. Не доходя 12 верст до Сарова, она остановилась на отдых в селе Дивеево. Усталая, она уснула на лужайке у западной стены небольшой деревянной церкви и в легкой дремоте удостоилась увидеть Божию Матерь: «Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать на севере России. Здесь живи и угождай Господу Богу до конца дней твоих, и Я всегда буду с тобою. Как звезды небесные и как песок морской, умножу Я тут служащих Господу Богу и величающих Меня и Сына Моего!» Когда видение окончилось, мать Александра проснулась и в великой радости продолжила свой путь к Саровской пустыни.
Познакомившись со старцами, Агафия Семеновна открыла им свою душу и попросила совета и вразумления. Саровские старцы посоветовали ей всецело предаться воле Божией и исполнять все указанное Царицей Небесной. Матушка Александра, послушная воле Пресвятой Богородицы, собиралась переехать на жительство в Дивеево. Но село было тогда неудобно для жизни монахини, ищущей молитвенного покоя. Постоянный шум от большого числа рабочих на открытых здесь заводах, добывавших железную руду, ссоры, драки – все это придавало местности особый характер. Кроме того, с ней была малолетняя дочь. Поэтому старцы посоветовали матери Александре поселиться в двух верстах от Дивеева, в деревне Осиновка.
Здесь вскоре заболела и скончалась ее 10-летняя дочь. Это произошло около 1764 г. Мать Александра увидела в смерти девочки еще одно указание Божие. Порвалось последнее звено, связывающее ее с миром.
Агафия Семеновна отправилась в свои поместья, чтобы распорядиться имениями. Немало времени потребовалось ей для устройства дел. Она продала все свои рязанские имения, освободившись таким образом от всяких земных забот и значительно увеличив свой капитал. Часть денег она вложила в монастыри и в конце 1767 г. вернулась в Дивеево. Саровские старцы благословили ей поселиться у приходского дивеевского священника, жившего вдвоем с женой. На его дворе Агафия Семеновна выстроила себе келлию и прожила в ней 20 лет, совершенно забыв свое происхождение и нежное воспитание. В духовных вопросах мать Александра во всем советовалась с Саровскими старцами.
В то время в Дивееве был приходской деревянный храм во имя первомученика и архидиакона Стефана. Храм был холодный, предназначенный для служения только в теплое время года. Матушка Александра занялась благоустройством дивеевской церкви: отремонтировала главный придел, пристроила к нему придел во имя святителя Николая (освящен в 1772 г.), а также теплый придел во имя Казанской иконы Божией Матери.
Во время молитвы Богородица открыла матушке Александре, что следует озаботиться построением каменной церкви в честь Казанской Ее иконы. Матушка приступила к постройке храма на том самом месте, где явилась ей Царица Небесная. В начале 1780 г. Казанский храм был освящен.
За шесть месяцев до кончины матушки Александры настало время устроить монашескую общину, чтобы исполнить все приказанное Божией Матерью. К этому представился особый случай: в 1788 г. одна из помещиц села Дивеева пожертвовала Агафии Семеновне 1300 квадратных сажен своей земли рядом с церковью. Мать Александра построила на этой земле три келлии и оградила пространство деревянной оградой; одну келлию заняла сама, другую предоставила для отдыха странникам, и третью предназначила для приглашенных жить трех послушниц.
Мать Александра до конца своих дней вела жизнь богоугодную, подвижническую, крайне суровую, в постоянном труде и молитве, управляя сестрами в духе кротости. Строго исполняла все трудности Саровского устава.
Великая старица с особенным уважением обращалась к еще юному в то время послушнику, монаху и затем иеродиакону Серафиму, провидя в нем исполнителя начатого ею Божия дела.
В июне 1789 г., предчувствуя приближение своей кончины, мать Александра пожелала воспринять великий ангельский образ. Она была пострижена в схиму с наречением прежнего монашеского имени. 13 июня в возрасте 60 лет матушка скончалась.
Отец Серафим в духовно-назидательных беседах своих с приходящими часто говорил: «Матушка Агафия Семеновна великая жена и всем нам благотворительница была и столь изобиловала благодатию Божиею, скажу вам, что удостоилась дара духовного, имея слез источник непрестанный такой, что в бытность ее здесь, в Сарове, во время служб церковных, когда она становилась в теплом соборе, против чудотворной иконы Живоносного Источника, из глаз ее текли не слезы, а источники слез, точно она сама соделывалась тогда благодатным источником этих слез! Великая и святая жена была она, матушка Агафия Симеоновна, вельми великая и святая!»
Отец Серафим предрекал, что со временем должны почивать открытыми святые мощи матери Александры, и приказывал всем каждый день утром и вечером ходить и кланяться ее могиле, произнося при этом: «Госпожа наша и мать, прости меня и благослови! Помолись, чтобы и мне было прощено, как ты прощена, и помяни меня у Престола Божия!»
После закрытия Дивеевского монастыря в 1927 г. келлия матушки Александры, как и могила ее, были уничтожены, и на их месте устроена площадь, залитая асфальтом. В 1991 г. после археологических раскопок могила была восстановлена по уцелевшему под асфальтом фундаменту часовни, а также могилы похороненных рядом с ней схимонахини Марфы и монахини Елены. На могилах были установлены деревянные кресты.
Честные мощи первоначальницы матушки Александры были обретены в праздник Воздвижения Креста Господня 26–27 сентября 2000 г., перенесены в церковь Рождества Богородицы, где и почивают, как предсказал великий старец преподобный Серафим.
Определением Архиерейского Собора 2004 г. преподобная Александра Дивеевская была причислена к лику общецерковных святых.