Земледелие – один из самых наглядных примеров жизни по вере. Фермеры тратят много средств, которые нередко берут в долг, чтобы купить семена, удобрения и оборудование только для того, чтобы посеять семена в землю. Урожая не будет еще несколько месяцев, и фермеру остается только ждать. Господь наш Иисус Христос в своих поучениях о духовной жизни не раз обращался к образу земледелия.
Период между посевом и жатвой имеет большое значение, как время проявления нашей нравственной свободы.
Попробую пояснить. Я волен украсть шоколадку из продуктового магазина (или присвоить немного с работы, или проехать без билета в транспорте), но если возможность быть пойманным высока, то моя свобода ограничена. Очень немного добродетели в том, чтобы не украсть шоколадный батончик, пока продавец наблюдает за нами. А вот если вероятность быть пойманным очень мала, почти нулевая, то мой выбор действительно является свободным. То, как я поступаю в этом случае, много говорит о моей нравственности.
Мне кажется, именно поэтому Господь часто использовал сеяние и жатву как метафору, поясняющую духовную жизнь. Внешние последствия наших поступков часто отделены от первоначальных решений и действий. Поэтому духовный выбор или усилия, которые я прилагаю сегодня, совершаются свободно. Доброе дело, которое я сделаю для незнакомого человека, скорее всего, не будет вознаграждено сегодня или вообще в этой жизни. Время, которое я уделяю молитве утром, может не оказать заметного влияния на мой день или на жизнь людей, о которых я молюсь.
Я молюсь с верой, как земледелец, сея свою молитву, как семя, ожидая, что сделает Бог.
Когда я подаю бедным или помогаю в храме, деньги (или время, или труд) сеются. Они отданы Богу. Я не получу немедленной выгоды, может быть, вообще никакой выгоды в этой жизни; но именно поэтому мой дар действительно становится даром Богу.
В духовной жизни мы лишь иногда сталкиваемся с непосредственными последствиями наших усилий. Очень, очень редко я ощущаю немедленное действие моей молитвы: чувство внутреннего мира или мысль, которая ободряет и утешает меня. Гораздо чаще молитва начинается с послушания, с понуждения себя к ней. Затем, во время молитвы, может быть, придет некое внутреннее утешение, а может быть, и нет, и мое молитвенное правило начнется, продолжится и закончится как послушание, не принеся видимых плодов, кроме чувства усталости и рассеянности.
В такие времена, как говорят Святые Отцы, самое ценное – это сама молитва. Молитва и все добрые дела, такие как милостыня, помощь в храме, послушание родителям, уход за больными и т.д., наиболее ценны тогда, когда мы продолжаем их совершать, даже если они не приносят ощутимой пользы, когда они для нас утомительны, тяжелы, болезненны и кажутся бессмысленными. В такие моменты наши действия являются наиболее верным выражением внутренней духовной свободы. В такие моменты мы выбираем следовать за Христом только ради Христа, как это делали святые мученики.
И это еще не все.
Точно так же, как есть время сеяния, есть и время жатвы. Бог изменяет нас и затрагивает сердца других через наши молитвы, служение и милостыню. Сеять нелегко. Это труд требует веры и часто слез. Но семена всходят и незаметно становятся деревьями, которые, вырастая, меняют окружающую среду.
~ иерей Михаил Гиллис, сайт "Древняя вера"
фото Анны Черняковой