• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения

Как подготовиться к Таинству Крещения?

Огласительные беседы перед Таинством Крещения

В храмах Русской Православной Церкви перед совершением Таинства Крещения проводятся специальные огласительные (приготовительные) беседы, которые являются обязательными для взрослых крещаемых (с 12 лет) или в случае крещения младенца беседы должны посетить восприемники (крестные) младенца. Проведение огласительных бесед перед крещением - древний церковный обычай. В древней Церкви готовящиеся к Таинству приходили в храм и слушали беседы епископа или священника, раскрывавших им смысл христианской жизни, так как прежде чем крестить человека, необходимо наставить его в истинах веры. При крещении младенцев восприемники готовятся к этому событию, глубже изучая православную веру, так как им предстоит воспитывать своего крестника в евангельском благочестии.  

В Свято-Троицком Стефано-Махрищском ставропигиальном женском монастыре огласительные беседы проводятся каждое воскресение в 12.00

По завершении огласительных бесед выдается свидетельство об их прохождении. Это свидетельство необходимо принести в храм в день Крещения.

Православные молитвы, с которыми нужно ознакомиться

При подготовке к Крещению необходимо ознакомиться с главными православными молитвами «Отче наш» и «Символ веры». Прочитать их, осмыслить и желательно запомнить наизусть. Молитва «Символ веры» читается крещаемым (или восприемником младенца) перед Таинством Крещения.

Символом веры называется краткое и точное изложение всех главных истин православной веры. Православным христианином является человек, принимающий все эти истины без изъятия. Символ веры состоит из 12 смысловых частей или членов. Каждый член Символа содержит особую истину (догмат) нашей православной веры.

Молитва «Символ веры»  

  1. Ве́рую во еди́наго Бо́га Отца́, Вседержи́теля, Творца́ не́бу и земли́, ви́димым же всем и неви́димым.
  2. И во еди́наго Го́спода Иису́са Христа́, Сы́на Бо́жия, Единоро́днаго, И́же от Отца́ рожде́ннаго пре́жде всех век; Све́та от Све́та, Бо́га и́стинна от Бо́га и́стинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосу́щна Отцу́, И́мже вся бы́ша;
  3. Нас ра́ди челове́к и на́шего ра́ди спасе́ния сше́дшаго с небе́с и воплоти́вшагося от Ду́ха Свя́та и Мари́и Де́вы, и вочелове́чшася;
  4. Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пила́те, и страда́вша, и погребе́нна;
  5. И воскре́сшаго в тре́тий день по Писа́нием;
  6. И возше́дшаго на небеса́, и седя́ща одесну́ю Отца́;
  7. И па́ки гряду́щаго со сла́вою суди́ти живы́м и ме́ртвым, Его́же Ца́рствию не бу́дет конца́.
  8. И в Ду́ха Свята́го, Го́спода животворя́щаго, И́же от Отца́ исходя́щаго, И́же со Отце́м и Сы́ном спокланя́ема и ссла́вима, глаго́лавшего проро́ки.
  9. Во еди́ну Святу́ю, Собо́рную и Апо́стольскую Це́рковь.
  10. Испове́дую еди́но креще́ние во оставле́ние грехо́в.
  11. Ча́ю воскресе́ния ме́ртвых
  12. и жи́зни бу́дущаго ве́ка. Ами́нь.

Объяснение молитвы «Символ веры»

  1. Я верую во единого Бога Отца, первое Лицо Святой Троицы: верю, что Бог – один, что Он всё содержит в своей власти и всем управляет, что Он сотворил Небо и землю, то есть видимый и невидимый (материальный и духовный) мир.
  2. Верую, что Господь наш Иисус Христос – это Тот же Единственный Бог, второе Лицо Святой Троицы. Он – Единородный Сын Бога Отца, рожденный до начала времен, когда времени еще не было. Он – Свет от Света: так же неразлучен с Богом Отцом, как солнечный свет неразлучен с солнцем. Он – Истинный Бог, рожденный Истинным Богом. Он рожден Богом Отцом, а не сотворен, как сотворены люди и Ангелы; Единосущен Отцу – имеет единое существо, единую суть с Ним.
  3. Верую, что Он для спасения рода человеческого явился на землю: наитием Духа Святого воплотился (Бестелесный, Невидимый Бог принял плоть) от Пречистой Девы Марии, и вочеловечился – стал Человеком. Он – Богочеловек, в Котором Божественное соединилось с человеческим, кроме греха.
  4. Верую, что за нас, за наши грехи Господь Иисус Христос был распят на Кресте при римском правителе Иудейской земли Понтии Пилате, и страдал, и умер, и был погребен.
  5. Верую, что Он воскрес в третий день после Своей смерти, как о том предсказано в пророческих писаниях Ветхого Завета.
  6. Верую, что Он в сороковой день по Воскресении Своём вознесся на Небеса и сел одесную – по правую сторону – Бога Отца (Пс.109,1), то есть Господь Иисус Христос возвел человеческое естество к Богу Отцу, тем самым удостоив его великой чести.
  7. Верую, что Господь Иисус Христос опять придет на землю, чтобы судить всех людей – как живых, так и умерших, которые тогда воскреснут. Он воздаст каждому по делам его, отделит праведных от грешных и из праведных образует Царство Свое, которому никогда не будет конца.
  8. Верую, что третье Лицо Святой Троицы, Святой Дух, — такой же истинный Господь Бог, как Отец и Сын; что Он дает всему жизнь, то есть Он, наравне с Отцом и Сыном, Творец всего. Верую, что Дух Святой исходит от Отца, что Ему следует так же поклоняться, как поклоняемся мы Отцу и Сыну, и так же прославлять Его. Верую и в то, что Святой Дух говорил через пророков и апостолов и по Его вдохновению написаны все книги Священного Писания.
  9. Верую в Церковь – единую (одну, только Христову), святую, соборную (вселенскую, составляющую единство верующих с Главой ее – Иисусом Христом) и апостольскую (неизменно сохраняющую полученные через апостолов учение и дары Святого Духа).
  10. Я открыто объявляю, что для прощения грехов и спасения нужно один раз принять Таинство Крещения.
  11. Я с надеждой и уверенностью ожидаю, что души умерших людей опять соединятся со своими телами и все умершие оживут; воскресшие тела будут бессмертны.
  12. Я ожидаю также, что, когда воскреснут мертвые и совершится над всеми суд Христов, для праведников начнется вечная блаженная жизнь, бесконечная радость близости к Богу. Истинно, да будет так.

Молитва «Отче наш»

Отче наш, Иже еси на небесе́х! Да святится имя Твое, да прии́дет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси́ и на земли́. Хлеб наш насущный да́ждь нам дне́сь; и оста́ви нам до́лги наша, якоже и мы оставляем должнико́м нашим; и не введи нас во искушение, но изба́ви нас от лукаваго.

Объяснение молитвы Господней «Отче наш»

Молитва Господня является самой важной молитвой для всех христиан.Христос дал её Своим ученикам после того, как один из них обратился к Нему с просьбой: «Господи! Научи нас молиться!» (Лк. 11:1).Богу Отцу эти слова мог сказать лишь Его Единородный Сын (Иисус Христос), но теперь их произносят христиане, ведь они во Христе нашли путь к своему Небесному Отцу и стали чадами Божьими. Каждое прошение этой молитвы показывает духовный уровень, к которому мы призваны стремиться.

ОТЧЕ НАШ

Называя Бога Отцом, мы обращаемся к Нему с верой, надеждой и любовью. Мы видим в Нем источник нашей жизни, но не как абстрактное добро,а как Личного и Живого Бога, Которой нас воспитывает и защищает. Он любит нас, как настоящий отец любит своих детей. Бог желает, чтобы и мы любили друг друга, как братья и сёстры, и чего мы просим в молитве себе, того просили и другим.

ИЖЕ ЕСИ НА НЕБЕСЕХ

Богородица и все святые пребывают в единстве с Богом и в любви к Нему. К этой небесной цели призваны и все мы. Это духовное призвание наполняет нашу жизнь смыслом и придает ей верное направление.

ДА СВЯТИТСЯ ИМЯ ТВОЕ

Имя Божие святится, когда люди говорят о Боге с благоговением, и почитают Его имя как высшую ценность и святыню, совершают ради Бога добрые дела. Мы просим Господа помочь всем нам достойно служить Ему, не оскверняя своего отношения к Святому Богу грехами.

ДА ПРИИДЕТ ЦАРСТВИЕ ТВОЕ

Мы желаем, чтобы наш земной мир стал Царством добра и радости. Пусть исполнится Божий замысел, чтобы вся наша жизнь, наши дела и слова были наполнены Божественным смыслом и любовью.

ДА БУДЕТ ВОЛЯ ТВОЯ

Помоги нам, Господи, понять и желать того, чего хочешь Ты. Пусть наша воля станет созвучна Твоей воле, чтобы этой благой волей мы мерили и судили свою жизнь и преодолевали наше своеволие и наш эгоизм.

ЯКО НА НЕБЕСИ И НА ЗЕМЛИ

Мы просим Господа, чтобы Он помог нам исполнять Его волю смиренно, преданно и с любовью, как ее всегда исполняют обитающие на Небе ангелы и святые. Чтобы истребилось на земле всякое заблуждение, и насаждена была истина.

ХЛЕБ НАШ НАСУЩНЫЙ ДАЖДЬ НАМ ДНЕСЬ

Это прошение не о богатстве и роскоши, а о том, что необходимо нам для жизни: от обыкновенной пищи до Небесного Хлеба – Таинства Причащения, в котором Господь соединяет нас с Собой и друг с другом. Прося самого необходимого в настоящий день (днесь), мы выражаем нашу надежду на Бога, помня, что Он, как Отец, всегда заботится о нас.

И ОСТАВИ НАМ ДОЛГИ НАША, ЯКОЖЕ И МЫ ОСТАВЛЯЕМ ДОЛЖНИКОМ НАШИМ

В этом прошении выражается наша готовность и намерение прощать людям все их погрешности и причиняемые нам обиды. Тогда и все недостатки, все долги (грехи) нашей жизни будут покрываться светлым прощением Божиим. Мы просим Бога простить не только нас, но и всех людей: «научи нас любить и прощать друг друга, как Ты любишь и прощаешь нас».

И НЕ ВВЕДИ НАС ВО ИСКУШЕНИЕ

Мы просим Бога о том, чтобы Он не дал нам поддаться искушению, не допустил нас отпасть от Него. Чтобы во зле, страдании и искушении не поколебалась наша вера, не ослабела надежда, не иссякла любовь, чтобы не оказались мы во власти греха и не воцарилась тьма в нашей душе.

НО ИЗБАВИ НАС ОТ ЛУКАВАГО

Зло раскрывается в этом прошении не как некая безликая сущность, а как трагедия личного выбора, личного решения дьявола и людей. Мы просим Бога оградить нас от зла, идущего извне и от нас самих.

ЯКО ТВОЕ ЕСТЬ ЦАРСТВО И СИЛА И СЛАВА ВО ВЕКИ ВЕКОВ

Прославлением Бога и благодарностью Ему заканчивается молитва Господня. И пока мы повторяем ее, наша жизнь устремлена в Его Царство,исполнена силы, и против этого бессильны тьма, ненависть и зло.

АМИНЬ

Аминь – да будет так!

Заповеди Божии

Не менее важно для крещаемого или восприемников знать Заповеди Господни. Заповеди Божии – внешний закон, данный Богом в дополнение к ослабевшему (вследствие греховной жизни) у человека внутреннему ориентиру – совести.

Десять ветхозаветных заповедей Бог дал народу на горе Синай через пророка Моисея на двух каменных досках (или скрижалях). Первые четыре заповеди содержат в себе обязанности любви к Богу, последние шесть заключают в себе обязанности любви к ближнему (т.е. ко всем людям).

Десять заповедей Божиих
(Исх. 20:2-17, Втор. 5:6-21)

  1. Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
  2. Не делай себе кумира и ни какого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.
  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.
  4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему.(«Суббота» означает «день покоя», свободный от житейских забот. Для православных такой день – воскресенье).
  5. Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле.
  6. Не убивай.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не кради.
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.

Заповеди блаженства

Заповеди блаженства (Матф. 5:2-12) — это заповеди Иисуса Христа, произнесённые им во время Нагорной проповеди. Следование этим заповедям в земной жизни ведёт к вечному блаженству в вечной жизни, поэтому заповеди Христа носят название заповедей блаженства. Десять заповедей даны были в ветхозаветные времена, чтобы удерживать людей от зла. Заповеди блаженства даны христианам, чтобы показать им, какие душевные расположения должны они иметь, дабы приближаться к Богу и обретать святость. Все заповеди блаженства говорят о наградах, которые те, кто верен Христу, получат в Царстве будущего века. Но уже сейчас, исполняя заповеди Христовы, человек получает утешение и радость в преддверии полноты бытия – наступления Царства Божьего.

И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:

  1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
  2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
  3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
  4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
  5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
  6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
  7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
  8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
  9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.

Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах …

«Иисус сказал…: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих» (Ин. 14:23-24).

Содержание всех заповедей как Ветхого, так и Нового Завета можно изложить в двух заповедях любви, данных Христом: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всем разумением твоим… Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет» (Мк.12:30-31).

И еще Господь дал нам верное руководство, как поступать: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф.7:12).

Что необходимо взять с собой на Крещение?

Необходимо взять крестик, крестильную рубашку, полотенце, паспорт или свидетельство о рождении, свидетельство об оглашении с подписью священника и печатью монастыря.

Женщинам необходимо быть в одежде, закрывающей плечи и колени, не в брюках, с покрытой головой.