Неделя Страшного суда – третья из недель, подготовляющих нас к Великому посту, подготовляющих нас к покаянию, к тому делу, важнее которого нет для христианина. Вне покаяния нет жизни, нет жизни вечной.
В первую неделю Господь притчей о мытаре и фарисее нас научает, как надо молиться, как надо быть смиренными.
Во вторую неделю научает нас притчей о блудном сыне, чтобы мы никогда не отчаивались; научает, как надо поступать всякому грешному, как надо всегда помнить о милосердии Божием, помнить, что если обратимся к Богу с искренним покаянием, получим разрешение грехов наших.
В третью неделю Господь ставит пред нами страшную картину Суда, нас ожидающего. Но Господь Иисус Христос сказал, что пришел не судить, а спасти мир. Так было при первом пришествии Его, когда пришел Он на землю, чтобы Кровью Своею спасти мир – тогда не было Суда. Во второе пришествие Его будет страшный, справедливый суд – Суд всему миру.
Откуда знаем мы об этом, откуда знаем о том, что ждет нас Страшный суд? Знаем от Самого Господа Иисуса Христа и от Его святых апостолов Петра, Иоанна, Павла – все они говорят о Страшном суде.
Есть в Евангелии слова Самого Господа, не оставляющие ни малейшего сомнения, что надо ждать Страшного суда: Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут (Ин. 5, 25).
Дал Ему Отец силу всех воскресить, дал власть произвести Суд, потому что Сын Человеческий искупил мир Кровью Своею безценной. Ему дан Суд над всеми нами. Настанет время – когда, не знаем, может быть очень скоро – когда во второй раз придет Господь, придет судить мир, судить Страшным судом, о котором святой апостол Петр говорит во Втором соборном послании: Если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания, и если не пощадил первого мира… когда навел потоп на мир нечестивых…. то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания (2 Петр. 2, 4–5, 9).
Все добрые, все милосердные, все любящие Христа, идущие по указанному Им пути, с радостью, с нетерпением ждут избавления от всех ужасов, от зловония жизни земной – ждут с упованием. Но огромное большинство людей вовсе не ждут Страшного суда и не верят в то, что он будет. А придет время – поверят, когда услышат глас трубы Архангела и, трепеща, предстанут пред Вечным Судией. Таких неверующих, которые отрицают существование духовного мира, отрицают безсмертие души, было во все времена и во времена древние, и немало.
Много, безконечно много среди нас теперь, как было и тысячу лет назад, людей, говорящих то, что записано в Книге Премудрости Сына Сирахова: Случайно мы рождаемся и потом будем как небывшие, и дух наш разольется, как воздух (Сир. 5, 7).
Вообразили себе, что смертью все кончается, а не кончается – будет Суд. Говорят, как говорили древние: «Где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения все остается так же». И они не ждут, совсем не ждут второго пришествия Господа Иисуса Христа. Как ни страшно это, как ни жаль погибающих, но что же делать? Пусть не ждут – и погибнут. А мы ждем, ждем того Страшного суда, о котором Господь Иисус Христос говорил в таких словах: Соберутся пред Ним все народы – и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов. И поставит овец по правую сторону, а козлов по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира. Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня. Вот что будет, вот как это страшно!
Какой трепет, какой ужас услышать страшные слова: Идите от Меня в огонь вечный, идите от Меня в муку вечную. Какой это ужас!
А есть множество людей, которых не ужасает возможность услышать эти слова, ибо говорят они: что за огонь вечный? что за сказка такая? неужели будем гореть вечным огнем? Конечно, это не тот огонь, который видим, когда горят дрова или уголь – это огонь иной, уготованный диаволу и ангелам его. А ведь они духи безплотные, им страшен не огонь материальный, а какой-то нам неизвестный, другой огонь. Уготована им вечная мука в этом огне, а вместе с ними и тем, кого поставил Господь по левую сторону от Себя. «Как же это, – говорят дерзкие люди, – разве будет справедливо, чтобы люди, которые нагрешили за короткую жизнь, были осуждены на вечные мучения?»
Многие возмущаются словами Христа о вечных муках. А есть ли основание возмущаться? Кто глубоко понимает, в чем будут состоять вечные мучения, не находят в вечности их ничего несправедливого. Посмотрим, за что будут праведники Богом прославлены, а грешники осуждены.
Слышали вы из Евангелия, что Господь будет говорить только о делах милосердия, которые праведники совершили, а грешники совершить не хотели. Почему говорится о делах милосердия? Святой апостол Павел говорит другое: что в муку пойдут все лжецы, клятвопреступники, прелюбодеи, блудники, злоязычные.
Господь об этом не говорит, говорит только о делах милосердия и немилосердия. Почему так? Потому, что милосердие – первое, самое необходимое, самое яркое свидетельство о том, что в сердце человека живет любовь, святая любовь, которой учит Господь Иисус Христос, та любовь, о которой Он говорит так много, которая проявлялась во всех святых делах Его и чудесах.
Святой апостол Иоанн говорит, что Бог есть Любовь, и, следовательно, Бог требует от всех нас любви, ибо Господь Иисус Христос сказал: Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный. И, конечно, прежде всего, надо быть совершенным в любви. Жить так, чтобы вся жизнь, все дела наши были проникнуты одной любовью; во всех поступках, во всех делах руководиться великой святой любовью.Если так, постараемся, прежде всего, возлюбить всем сердцем, и всем помышлением, и всей крепостью Бога нашего, а вслед за Ним возлюбим, как самих себя, ближних наших.
Только тогда исполним мы волю Христову; так мы начнем приближаться к Божественному совершенству. Любовь, которой будем руководствоваться на пути нашем, в сердцах наших будет возрастать и возрастать. Благодать Божия будет укреплять ее в сердце нашем. Будем проникаться святой любовью и святым милосердием.Будем творить дела милосердия ближним нашим, которые Господь Иисус Христос принимает как дела милосердия, сказанные Ему Самому, дела, за которые получат праведники радость безмерную и нескончаемую – услышат глас Сына Божия: Приидите, благословенные Отца Моего.
Если мы шли путем святым, путем Христовым, и Господь уже в этой жизни умножил нашу любовь и сердца наши стали полными любви, то будет нам место у Престола Божия, и узрим Самого Бога, и будем иметь вечное общение с Ним. Будем безпрестанно возрастать в любви и познании Бога. В этом будет состоять вечное блаженство праведников.
Что сказано о людях, никогда не творивших дел любви, никогда никого не одевших, не накормивших, не приютивших, не посетивших в болезни и темнице? Если так поступали, то были чужды любви, это значит, были чужды Богу-Любви. Если нет в сердце человека любви, то чужд он Богу. Что же будет с несчастным человеком, который отверг путь любви и предпочел путь зла? С ним будет невыразимо ужасное, тяжкое: он попадет в общение и власть тех, кто в самые древние времена отверг Бога-Любовь, Его власть над собой, кто захотел жить своим разумом, идти своим путем. Это диавол и ангелы его, которые восстали против Бога и стали врагами Его.
Когда человек отвергнет путь Христов, презрит Его, то будет жить, творя волю свою, на самом деле волю того, в чью власть попал – волю отца зла, ненависти и нечистоты.
Встречали вы в жизни, видели людей, которых со страхом и трепетом можно назвать осатанелыми, людей потерявших образ Божий, ненавидящих Бога, отвергающих Его власть над собой, идущих по пути зла, а не по пути добра и милосердия.
Если их дух при жизни укрепился во зле, в нечистоте, в отвержении Христа и заповедей Его, то что же сделать с ними Богу? Господь Иисус Христос пришел, чтобы всех спасти, но насильно Он никого не спасает, Он дал все возможности, все средства, Он всем помогает идти по пути добра. Если, избирая свой путь, отвергаем Его и предпочитаем путь, указанный врагом рода человеческого, то Господь оставляет нас, совсем оставляет, и попадаем мы всецело во власть диавола.
Что же может быть другое для этого несчастного человека, кроме общения с диаволом, которого избрал своим вождем? Будет он жить в вечном, постоянном общении с диаволом и ангелами его, которые тоже осуждены будут. А жить вечно в общении с диаволом и бесами – это и есть мука вечная.
Скажите, что же здесь несправедливого? Этот путь грешники избрали сами, отвергли путь Божий, пошли за диаволом: отвергли любовь и милосердие, служили плоти, страстям и похотям своим, укрепились во зле и нечестии. Не Бог осудил их на вечную муку – они сами себя осудили. Да не дерзнет же никто говорить, что Бог несправедлив, если осуждает их на муку вечную! Сами, сами осудили себя на вечные мучения, не хотели идти праведным, узким путем, не хотели тесными вратами войти в Царство Небесное.
Есть и среди христиан люди чрезвычайно безпечные, уповающие на милость Божию, говорящие: «Я слаб, а Господь милостив, помилует меня». Они продолжают грешить, забывая, что не только милосерд Господь, но и всеправеден, требует воздаяния за добро, воздаяния за зло.
Пусть никто не утешает себя надеждой, что Страшный суд не будет страшен. Пусть вспоминает о всех святых, которые, не имея тяжких грехов, считали себя великими грешниками и трепетали пред мыслью о Страшном Суде. Знаем великого преподобного Ефрема Сирина по его удивительной великопостной молитве "Господи и Владыко живота моего". Он был великим святым и праведным человеком. И он пишет: "Вспомнил о Страшном Суде и вострепетал…"
Аминь.
~ святитель Лука (Войно-Ясенецкий)