В праздник Тихвинской иконы Божией Матери и обретения мощей свт. Варлаама Махрищского в Стефано-Махрищском монастыре состоялись торжественные богослужения и традиционный крестный ход на Тихвинский источник.
9 июля 1998 года, в день празднования Тихвинского образа Пресвятой Богородицы, особо чтимого в Стефано-Махрищском монастыре, при раскопках фундамента Троицкого храма, были обретены честные мощи святителя Суздальского и Тарусского Варлаама. История почитания Тихвинской иконы в Махрищской обители восходит к житию святителя.
В 80-е гг. XVI в. святитель Варлаам, епископ Суздальский и Тарусский, покидая архиерейскую кафедру и отправляясь на покой в Махрищский монастырь, где он принял монашество и был ранее игуменом, привез с собой список Тихвинской иконы – свою келейную святыню. По преставлении святителя братия обители становятся свидетелями чудесных исцелений от образа. В последующие столетия икона остается одной из самых чтимых святынь монастыря. В XIX в. были летописно зафиксированы многочисленные исцеления от смертоносного недуга холеры, происходившие по молитвам перед Тихвинским списком из Махрищской обители.
Чудотворный образ пребывал в монастыре до его закрытия в 1923 г., после чего его местонахождение неизвестно.
|
|
2005 г. Святейший Патриарх Алексий II передает в дар обители список с Тихвинской иконы Богородицы |
Список с Тихвинской иконы Божией Матери, находящийся в часовне Стефано-Махрищского монастыря |
В 2005 г. Святейший Патриарх Алексий II, посетивший обитель, передал в дар монастырю новый список с Тихвинского образа Божией Матери.
В 2013 г. в юго-восточной башне монастырской ограды, напротив храма Пресвятой Троицы, для образа была устроена часовня в честь Тихвинской иконы Богородицы.
В 2014 г. часовня была расписана московскими иконописцами Алексеем Серняевым и Надеждой Степановой. Сюжеты фресок – чудотворения от утерянного ныне списка Тихвинской иконы: исцеление от холеры, спасение от пожара города Киржача и другие.
|
|
Часовня Тихвинской иконы Божией Матери
|
Роспись купола Тихвинской часовни
|
Знаменательно, что в день празднования Тихвинской иконы, 9 июля, в 1998 г. при раскопках, проводившихся в Стефано-Махрищском монастыре, были обретены честные мощи святителя Суздальского и Тарусского Варлаама.
Святитель Варлаам почил в Махрищском монастыре около 1585 года. Честное тело святителя по его завещанию было погребено в особой палатке, примыкавшей к северо-западной стороне Троицкого монастырского соборного храма.
В 1906 г., при расширении храма, стенки, отделявшие палатку от храма, были уничтожены, и место упокоения святителя Варлаама стало находиться внутри церкви. Над могилой святителя (очевидно, в нач. XIX в.) было поставлено надгробие из серого мрамора со следующими надписями:
1. «В Бозе зде почивающий преосвященный Варлаам из игуменов сея обители, в 1570 г. посвящен во епископа Суздальской епархии. Во время своего здесь настоятельства обитель сию, после пожара пришедшую в запустение, собственными и других доброхотных вкладами возобновил. Оставя же престол святительский, в сей обители окончил дни свои в царствование Иоанна Васильевича»;
2. «Святый Варлаам здесь телом почивает, но духом в небесах он с Богом обитает. Благий рабе и верный, вниди в радость Господа твоего».
Это надгробие сохранилось до наших дней, находится оно за алтарем храма преподобного Стефана Махрищского.
|
Надгробная плита, сохранившаяся до наших дней
|
Могила свт. Варлаама до 1906 г.
|
В конце июня 1998 года в монастыре начались церковно-археологические изыскания с целью обретения честных останков святителя Варлаама. Был полностью раскрыт фундамент древнего Троицкого храма.
8 июля 1998 года, в канун празднования Тихвинской иконы Божией Матери, под колокольный звон к праздничному вечернему богослужению, в крипте северо-западной части храма был обнаружен белокаменный саркофаг XVI века, в котором покоились честные останки святителя Варлаама.
Троекратное благоухание предварило обретение гробницы с мощами угодника Божия. Так Царица Небесная явила святость Своего верного служителя всем собравшимся тогда в обители преподобного Стефана.
Через неделю, 15 июля 1998 года, на праздник Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, в присутствии архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия, при пении монастырского хора и большом стечении богомольцев, состоялось открытие гробницы с мощами святителя.
В декабре 1999 года епископ Суздальский и Тарусский Варлаам был причислен к лику местночтимых святых Владимирской епархии.
В настоящее время мощи святителя Варлаама, епископа Суздальского и Тарусского, открыто почивают в Троицком храме Свято-Троицкого Стефано-Махрищского ставропигиального женского монастыря.
О чудотворном списке Тихвинской иконы, пребывавшем в Махрищском монастыре, из книги А. Воскресенского «Святыни Стефано-Махрищского монастыря» (Издание 1914 г.)
|
Тихвинская икона из местного ряда иконостаса храма прп. Cтефана Махрищского |
До закрытия монастыря (1923 г.) в обители пребывала чтимая чудотворная икона – список с Тихвинской иконы Божией Матери.
Эта икона, по преданию, была келейной святителя Варлаама, пред которой в молитвах он изливал святую свою душу. Оставив архиерейский престол (примерно 1583-85гг.), святитель отправился на покой в Махрищский монастырь, взяв с собой святой образ. По преставлении святителя Варлаама (около 1585 г.), святая икона осталась благодатным залогом любви и благословения свято почившего святителя к Махрищской обители. Она всегда была благоговейно чтима здешними иноками, украсившими ее от своего усердия сребропозлащенной ризой. Не без оснований, конечно, святая икона Богоматери была почитаема преимущественно пред другими иконами, как причастная благодати, но мы, к сожалению, не можем точно определить времени, с которого началось ее почитание. Вероятнее всего, что тотчас же по блаженной кончине святителя Варлаама. Чудотворения, совершавшиеся от нее, проявились воочию в 1848 году исцелением от холеры крепостной девицы гражданина П.Угримова Вассы.
В делах Махрищского монастыря находится собственноручное показание Павла Угримова, которое мы и приводим ниже:
1. «В 1848 году Владимирской губернии в Александровском уезде была холерная эпидемия, не исключая сел и деревень, находящихся в окрестностях близь Махрищской обители, в коей почивают св. мощи Преподобнаго Стефана и находится издревле чтимая св. Тихвинская икона Божией Матери. Не в дальнем разстоянии, а именно в 9 верстах от помянутой обители, находится и сельцо Таратино, в котором также находились больные холерою; в это время сельцо это было поместьем, принадлежавшим мне, Угримову. В этом поместье находилась тогда у меня в числе дворовых взятая в услужение из крестьянок с юнаго возраста девица Васса Васильева Морозова, которая, как известно мне, и в настоящее время еще жива и находится в том же сельце Таратине. Упомянутая Морозова сделалась тогда больна холерою и была напутствована для жизни вечной душеспасительными таинствами Покаяния и Св. Причащения страшных Христовых Тайн, и как болезнь ея усиливалась, то и св. Елеосвящения, и была в совершенно безнадежном положении на выздоровление. В то время был общий панический страх, а посему я и обратился к заступлению Божией Матери, для чего и отправился в Махрищский монастырь к бывшему тогда там строителю почтеннейшему отцу Георгию, и усерднейше просил его прибыть ко мне в дом со святыми иконами: Тихвинской Божией Матери и преподобнаго Стефана, каковое мое желание, ныне уже умерший, отец Георгий с полною готовностию исполнил и, совершив молебствие, по просьбе моей, перенесли св. икону Божией Матери над болящею, а потом отправились для молебствия по всем домам крестьян сельца Таратина. По окончании всего молебствия, проводя свв. иконы до монастыря, я, Угримов, возвратился домой в сельцо Таратино уже на разсвете и ожидал найти упомянутую больную Морозову уже покойницею; но вместо этого я увидал Морозову живою и сидящею. На вопрос мой: «что с нею делается», она ответила: «со мною ничего; я крепко спала, теперь только слаба; а что со мною было и что меня соборовали я ничего не помню». Жители ближайших селений к Таратину, как могу припомнить, деревень: Гидеевой, Новопоселенной слободки, села Алексина и других прибегли ко мне с просьбою, чтоб я походатайствовал у строителя отпустить и к ним те же иконы, которыя были у меня в Таратине, и получив удовлетворение, они с готовностию, по предложению моему, разумеется, и по собственному желанию дали обещание - каждогодно молебствовать, и таким образом и доселе испытывать на себе покров и заступление Божией Матери. Генваря 25 дня 1890 г. Потомственный дворянин Титулярный Советник Павел, Михайлов сын, Угримов».
С того времени, по предварительному разрешению Владимирского Епархиального Начальства, святая Тихвинская икона Богоматери была износима в селения этой епархии, проявляя свою чудодействующую силу милостью Матери рода христианского, избавляя от различных бед и зол. В монастырских записках мы читаем об этом следующее:
2. «Крестьяне села Алексина и деревень Никулиной, и Новожилова, отстоящих от Махрищскаго монастыря в 13 верстах, ежегодно приходят в Махрищский монастырь и износят в свои селения Тихвинскую икону Богоматери и Преподобнаго Стефана. Однажды, быв спрошены о причине этого благочестиваго обычая, они отвечали: «в 1848 г. множество людей умирало от холеры. Было несколько смертных случаев и в нашем приходе. Тогда мы решились обратиться всем приходом с усердною молитвою к Царице Небесной об избавлении от бедственной смерти, для чего подняли в свои селения Ея св. икону. И благодарение Господу: после совершеннаго пред нею молебствия у нас уже не было ни одного случая не только смерти, но и заболевания кого-либо. Поэтому-то мы ежегодно и поднимаем к себе Тихвинскую икону Царицы Небесной и Преподобнаго Стефана».
3. «В 1871 г. в с. Ивановском, Владимирской губ., Александровскаго уезда, Ботовской волости, отстоящем от монастыря в 12 верстах, от свирепствовавшей холеры ежедневно умирало по 4-5 человек. Жители этого села пришли в Махрищский монастырь и просили бывшаго в то время строителем о. Савву отпустить чудотворную икону в их село, для совершения пред нею молебствия об избавлении от смерти. Строитель исполнил благочестивое желание их и 27 июля Тихвинская икона Богоматери и Преподобнаго Стефана с подобающею честию были изнесены в Ивановское. Здесь местным священником о. Василием святыня встречена была с крестным ходом и внесена в храм, где пред нею совершено было всенощное бдение. На другой день, 28 июля, после литургии совершен был крестный ход кругом всего селения, а затем началось совершение молебствий по домам обывателей. И дивное дело Божия милосердия: после сего не только никто уже не умирал, но даже и заболевшие получили здравие».
4. В мае 1893 г. от неизвестной причины случился пожар в заштатном г. Киржаче Владимирской губернии. Был сильный ветер и пожар угрожал истребить весь город. В это время здесь находились из Махрищского монастыря Тихвинская икона Богоматери и икона Преподобного Стефана. Устрашенные граждане просили сопровождавшего их иеромонаха Сергия
обнести святыню окрест горевших зданий. Желание их было исполнено. И что же? Ветер затих, сила огня стала ослабевать, и пожар не распространялся далее черты, где пронесены были святыни. И чудо милосердия Царицы Небесной стало для всех очевидным и не подлежащим ни малейшему сомнению.
Но если, с одной стороны, Матерь Бога Вышнего ускоряла на помощь благочестно покланяющимся и чтущим святую икону Ее, то, с другой - грозно карала тех, кто поступал противоположно этому. В монастырских записках изложены три следующих случая:
5. «В продолжение девяти лет граждане г. Киржача неизменно благоговейно принимали к себе св. икону Богоматери, но в 1903 г. представители их решили, что ими исполнен уже долг благодарения к Матери Божией за Ея милосердие, явленное в 1893 г. Когда иноки, сопутствовавшие святыне по окрестным селениям, приблизились к городу, лучшие и наиболее состоятельные люди его уклонились не только от приема святыни, но даже и от простой встречи ея, и св. Тихвинская икона Божией Матери должна была ночевать в частном доме на городской окраине. Рано утром следующаго дня она оставила отринувший ея город. Но гнев Божий за неуважение к честной иконе Пречистыя Его Матери уже висел над ним. Чрез два-три после того дня в центре города вспыхнул пожар, одновременно начавшиеся в трех-четырех местах, до тла испепеливший лучшую городскую часть. Еще не успели киржачане опомниться от постигшаго их бедствия, как на той же неделе пожар повторился, усиливая смятение граждан и заставив их уразуметь в этих событиях карающую их десницу Господню. В чувствах глубочайшаго раскаяния поспешили они в обитель Махрищскую, где, разсказав все строителю, иеромонаху Олимпию, всеусердно просили его - отпустить к ним святыню, обещая неотменно и ежегодно принимать ее к себе. О. Олимпий удовлетворил желание просителей, но дал им совет - ходатайствовать пред высшим духовным начальством о разрешении ежегоднаго изношения к ним св. иконы. Граждане вняли его совету и, обратившись своим прошением в св. Синод, указом его от 25 апреля 1905 г., за № 4125-м, получили просимое разрешение».
6. Крестьяне селения Малинова, в 3 верстах отстоящего от монастыря, в 1848 г. положили себе за правило ежегодно принимать к себе Тихвинскую икону Богоматери в 10-ю пятницу по Пасхе. В один год день этот пришелся среди горячего рабочего времени, когда крестьяне вывозили навоз на поля. По этому случаю решили отложить принятие святой иконы в текущем году, за что в особенности усердно ратовал некий крестьянин Бобыш, с которым были согласны и остальные односельчане. Только один житель названной деревни, Василий Мальков, не был согласен с общим решением: «Если вы не согласны на принятие святыни, то я один попрошу принести в дом свой св. икону Царицы Небесной», -сказал он. «Ты богат и можешь принять икону, а мы не желаем», - отвечали ему другие, расходясь по домам. Прошло после того не более часа, как над деревней нависла небольшая по виду темная туча. Раздался удар грома, блеснула молния, и первым загорелся дом Бобыша, а за ним дома и других крестьян. Деревня выгорела вся, за исключением трех домов, в числе которых был и дом Василия Ивановича Малькова, чудесно сохранившихся в пламени. Вразумленные небесным гневом малиновцы с того времени решаются лучше пожертвовать рабочим днем, нежели отложить принятие святой и честной иконы Богоматери.
7. «Подобное сему случилось и в д. Юрцовой, близ монастыря. Обыкновенно св. икона износилась сюда 16 июля, но в один год (1882), ради сенокоса, крестьяне решили не принимать ее. Так решили они на своем общественном сходе. Против такого решения возражали только два брата Иван и Прохор Григорьевичи Капрановы, но на их протест односельцы не обратили никакого внимания. На следующий день от неизвестной причины Юрцово вспыхнуло и выгорело все: остались только дома братьев Капрановых и три соседних с ними. Замечательно, что даже овин одного из Капрановых, окруженный морем огня, и тот избежал общей участи подобных ему. Урок был ясен и поразителен, и с тех пор жители Юрцова неопустительно в этот день приносят к себе св. икону Богоневестной, возсылая пред нею свои усердныя и смиренныя молитвы».
8. Не оскудевает благодать Пречистой изливаться от честной Ее иконы на людей страждущих, требуюших Ее помощи и заступления, и в наше время. Вот что читаем мы в одном духовном журнале : «1905 года на четвертой неделе Великаго поста крестьянская девица Московскаго уезда, Выхинской волости, сельца Владычина - Анна Николаева Никитина, она же Квартальнова, 15 с половиной лет, простудилась, последствием чего был сильнейший ревматизм, так что ноги больной совершенно не владели, и она принуждена была оставаться без движения в течение года. Обращались за медицинскою помощью в Шереметьевскую больницу в Москве, где пришлось больной пролежать 3 месяца, но улучшения в здоровье не замечалось. Выписавшись из больницы, больная продолжала лечиться дома, но безрезультатно: болезнь не поддавалась никаким лечениям. 1906 года на третьей неделе Великаго Поста сестра больной, Ольга Николаева, по мужу Прокофьева, будучи на богомолье в Махрищском монастыре, просила отслужить водосвятный молебен о здравии болящей Анны пред Тихвинскою иконою Божией Матери и Стефана Махрищскаго. Возвращаясь домой, Ольга Николаева взяла с собой священной воды, и больная, испив св. воды, крепко заснула, а проснувшись, почувствовала некоторое улучшение в своем здоровье. После этого больная положилась на милосердие Божие и решилась сама посетить обитель Махрищскую. И вот, в Вербное воскресенье 1906 года больная, в сопровождении матери своей Анны Евфимиевой, брата Василия Николаева и дяди Андрея Евфимиева Маркелова, по железной дороге отправилась в Махрищский монастырь. О своем пребывании в обители она сообщает следующее: «прибывши в обитель в Вербное воскресенье во время служения вечерни, я посетила храм и, сидя на лавочке, выслушала вечерню; по окончании службы исповедалась у монастырскаго духовника, и на другой день удостоилась причащения святых Христовых Тайн, при чем с большим трудом, цепляясь по стенке, я сама достигла Св. Чаши. После литургии по моей просьбе был отслужен молебен пред Тихвинскою иконою Божией Матери и св. Стефану Махрищскому, и я, поддерживаемая братом Василием, сама могла достигнуть монастырской гостиницы... Приехав домой, я с каждым днем стала чувствовать улучшение в своем здоровье и с Пасхи могла ходить без помощи посторонних, и в настоящее время (с лета 1906 г.) никакой болезни не чувствую».