Есть три добродетели, которые всегда доставляют свет уму: неведение лукавства ни в каком человеке, благотворение делающим тебе зло и перенесение всего находящего на тебя без смущения. Эти три добродетели рождают другие три, которые больше их: неведение лукавства в человеке рождает любовь; благотворение делающим тебе зло дает мир; перенесение случающегося с тобой без смущения приносит кротость.
Авва Исаия. Слова подвижнические
Какой прекрасный анализ души! Вот это поистине психоанализ!
Итак, три добродетели доставляют свет нашему уму, открывают нам путь к духовной жизни. Первая – неведение лукавства ни в каком человеке. Не нужно вникать в личную жизнь ближнего, потому что, где ни копнешь, ты обнаружишь землю, грязь, грех. Мы же в этом согрешаем, поступая так или из любопытства, или якобы из любви: «А может быть, Бог предназначил мне спасти эту несчастную душу?», или из опасения за себя: «Что он за человек? А может, он непорядочный? Вот это он зачем сказал?»
Познание лукавства человека – это познание, которое тебе не помогает. Прежде всего, нарушается здравомыслие, потому что ты задаешься вопросом: «Неужели все люди такие? Неужели нет ни одного порядочного?» Как будто бы естественный вывод, но в действительности – нелепый, потому что разве можно сомневаться, что «Тот, Кто в нас, больше того, кто в мире»? Если Христос больше, значит, у Христа больше людей и Христос побеждает. Но, если врата кажутся нам тесными, это означает, что мы видим всех этих людей грешниками.
Но сила Божия заключается именно в том, что тех, кто кажется или является грешниками, Христос делает людьми рая. Одного – через покаяние, другого – через любовь, третьего – через болезнь, четвертого – через потерю семьи, всех Он делает Своими. А я остаюсь при своем нелепом убеждении, что все они грешники. Если все люди грешные, кто тогда наполняет Царство Небесное? Они и наполняют. Лукавый нас обманул, исказил наше существо, но приходит сила Божия, изменяет нас, дает нам «сердце новое и дух новый» и, вот, делает все новым. Бог «небо новое творит» – так неужели не сможет сделать новой мою жизнь?
Итак, познание человеческого лукавства, то есть зла, которое делают ближние, малого или большого, меняет наш разум, ослабляет наши силы, потому что входит в противоречие с Богом. Наконец, мы постоянно сталкиваемся с какими-нибудь искушениями.
Ты узнаёшь, что некий монах ушел со Святой горы и купил квартиру, и говоришь: «Да монах ли он вообще?» Спустя шесть месяцев, год, спустя двадцать, даже сорок лет, когда вдруг у тебя появится какое- то затруднение в отношениях со старцем или ты ощутишь муки совести, переживешь падение, заунываешь, столкнешься с каким-то событием в монастыре, ты скажешь: «Видишь? А если бы у меня был сейчас какой-нибудь домик, то я избавился бы от всей этой суматохи». Однако ты бы об этом не подумал, если бы не знал, что когда-то тот монах купил квартиру. И хотя ты его осудил, сейчас ты сам решаешь сделать то, что сделал он сорок лет назад. И ты уходишь из своего монастыря, чтобы купить домик, опасаясь, как бы тебя не прогнал игумен. Вот как влияет на нашу душу поведение ближнего!
Неведение лукавства в человеке помогает нам хранить ум собранным, а сердце – непоколебимым. Ибо монашеская жизнь предполагает сосредоточение ума: все перспективы мы сводим в одну точку, сужаем горизонт наших интересов, так что остается открытым только горизонт небесный.
Итак, духовная жизнь – это отстранение от всякого мысленного представления и зрительного образа, от всякой мысли и переживания.
Неведение лукавства в человеке рождает любовь к людям.
Ведь как только ближний скажет тебе что-то плохое, тут же его авторитет падает в твоих глазах и твоя любовь иссякает, хотя бы ты и думал, что ему помогаешь. Таковы уж мы, люди. Но прежде всего авва имеет в виду любовь к Богу. Наша любовь к Богу и людям совершенно пропадает, как только мы начинаем вмешиваться в их личную жизнь. Этим должен заниматься тот, кто несет соответствующее служение, но никак не я, монах.
Благотворение делающим тебе зло дает мир.
Если я буду делать добро тем, кто причиняет мне зло, то это приведет меня в мирное состояние. Ибо в конечном счете все люди чинят нам препятствия. Со своим словом, взглядом, походкой, радостью, печалью они встают на нашем пути. Потому необходимо быть в страхе и трепете, чтобы случайно не начать бороться с теми препятствиями, которые они перед нами ставят, и чтобы не поколебался мир нашего ума и сердца, то есть чтобы нам не разлучиться с Богом. Необходимо быть в страхе и трепете, чтобы случайно не презреть брата, чтобы случайно не подумать, что это он виновник моих бед, потому что в этом – мое отпадение от Бога.
Святой Исаак Сирин подчеркивает: ни в каком прегрешении никогда не виноват ближний, всегда виноват ты. Не виноват перед тобой ближний в том, что ты устал, согрешил, впал в неверие, изменился к худшему. Ты видишь, что кто-то ест руками, и возмущаешься такой невоспитанностью. Это ясно показывает, что ты даже не начинал еще духовную жизнь. Твой подвиг еще в самом начале.
Для того чтобы миновать все эти рифы, нужно делать добро тем, кто тебе досаждает. Сколько можешь, расточай добро. Ты в миру? Можешь найти человеку работу. Живешь на келии? Можешь подать милостыню. В монастыре? Милостыню ты подавать не можешь. Но ты можешь, когда тебя проклинают, благословлять, когда бьют в правую щеку, сказать: «Ударь и в другую». Прояви свою любовь соответственно тому, какой путь указывает тебе Сам Господь.
Перенесение случающегося с тобой без смущения приносит кротость.
Перед этим мы говорили о мужестве. Однако в нашей жизни постоянно происходит что-то неожиданное. Ты приходишь в монастырь в поисках духовной жизни и встречаешь непорядочных людей – неожиданность! Просишь келью с той стороны монастыря, где нет сырости, получаешь ее, но оказывается, что море вызывает у тебя аллергию, так что ты не можешь найти покоя ни днем, ни ночью. Помысел тут же тебе говорит: «Вставай и беги отсюда». Неожиданность! Я сближаюсь с тобой, полагая, что ты хороший человек, но обнаруживаю, что у тебя тяжелый характер, – неожиданность!
Все время мы встречаемся с чем-то неожиданным, потому что у нас есть стремления и желания. Неожиданности противоположны нашему стремлению и желанию, поэтому и кажутся нам неожиданностями, а не потому, что таковы по существу. Ведь человек, любящий Бога, всего ожидает и всегда говорит: «Да будет воля Твоя». Разразится ливень, буря, град, гроза? «Да будет имя Господне благословенно». То, что больно задевает нашу плоть, мы и считаем неожиданным.
Для того чтобы всякий раз не волноваться и не огорчаться, для того чтобы не быть в непрестанной борьбе и тревоге, ожидай всего, тогда ты сможешь терпеть все находящее. Всегда говори: «Добро пожаловать, болезнь; добро пожаловать, негодяй – нет, добрый человек Божий, ангел Божий; добро пожаловать, неудача; добро пожаловать, мучение». Это приносит кротость, без которой никакой духовной жизни быть не может.
схиархимандрит Эмилиан (Вафидис)
Толкование на подвижнические слова Аввы Исаии
azbyka.ru
фотографии протоиерея Игоря Пчелинцева