В Стефано-Махрищском монастыре состоялись торжественные богослужения двунадесятого праздника Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. В обитель был принесена особая святыня - крест с частицей Древа Креста Господня, частицей шипа от Тернового Венца Спасителя и частицами мощей святых: преподобных Антония Великого, Герасима Иорданского, Павла Фивейского, Иоанна Лествичника, Саввы Освященного, Пахомия Великого, Зосимы Палестинского, святителя Нектария Эгинского. Крест выполнен из дерева, использованного при строительстве храма рубежа 14-15 вв., обнаруженного в результате археологических раскопок в Московском Кремле на глубине 8 метров.
На утрени праздника по окончании великого славословия было совершено поклонение Кресту и все молящиеся приложились в благодатной святыне.
Происхождение праздника, его смысл и значение
Изначально, в IV веке, праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня был установлен Церковью в воспоминание Обрéтения Креста Господня. По описанию древних христианских историков, событие это представляется в следующем виде.
Император Константин Великий, испытывая чувства благоговения ко Кресту Господню, с помощью благодатной силы которого он одержал многие победы, и благодарности Богу за согласие Церкви, установленное на I Вселенском Соборе, возымел желание отыскать Честное Древо Креста Господня и соорудить храм на Голгофе. Его мать, святая равноапостольная царица Елена, желая содействовать столь благочестивому намерению своего сына, – отправилась в 326 г. в Иерусалим на поиски Креста Господня.
При его поисках руководствовались тем, что по древнему иудейскому обычаю орудия казни закапывались вблизи места ее совершения. По преданию, записанному Григорием Турским, место обретения Креста Господня указал под развалинами языческого капища престарелый иудей по имени Иуда, впоследствии принявший христианство с именем Кириак. Вблизи Лобного места нашли гвозди, дощечку с надписью на трех языках, которая была прибита над Главою распятого Христа, и три креста. Для того чтобы узнать, какой из трех крестов является Крестом Господним, нужно было высшее свидетельство о нем. И это свидетельство было явлено в чудодейственной силе Креста: по свидетельству многих историков, прикосновением Креста Господня исцелилась находившаяся при смерти женщина.
В благоговейной радости равноапостольная царица Елена и все бывшие с ней воздали поклонение Кресту. Но людей собралось очень много, и, естественно, не все могли поклониться Честному Древу Креста Господня и даже не все могли увидеть его. Тогда Патриарх Иерусалимский Макарий, став на высоком месте, начал поднимать – воздвигать – Святой Крест, показывая его народу. Народ поклонялся Кресту, восклицая: «Господи, помилуй».
Отсюда получил свое начало праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, который был установлен в год обретения Святого Древа. Поскольку Крест был обретен в дни празднования Пасхи, то первоначально праздник совершался на второй день Пасхи.
С 335 года, когда было совершено освящение храма Воскресения Христова (13 сентября), праздник Воздвижения был перенесен на 14 сентября. Это освящение совершал собор епископов, прибывших со всех концов Римской империи, что послужило к распространению празднования в этот день Воздвижения Креста Господня и за пределами Иерусалима, во всем христианском мире.
В VII веке с воспоминанием обретения Креста Господня было соединено и другое воспоминание – возвращения Древа Животворящего Креста Господня из Персидского плена. В 614 г. Персидский шах Хозрой во время войны с Византийским императором Фокой овладел Иерусалимом и разграбил его сокровища. Он увез из Иерусалима в Персию и Древо Животворящего Креста Господня. В Персии Честной Крест пребывал 14 лет. В 628 г. святое Древо Креста Господня после победы императора Ираклия над персами и заключения мира было отобрано у персов и возвращено в Иерусалим. Император, в смиренной одежде и босой, торжественно встретил Крест Господень в Иерусалиме, внес его в храм, откуда он и был ранее похищен персами. Это событие совершилось 14 сентября. Таким образом, в празднике этого дня соединились два воспоминания – обретение Креста Господня и возвращение его из персидского плена в Иерусалим.
Слово на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня
Возлюбленные отцы, братия и сестры, над темным и скорбным нашим миром воздвизается Крест Господень. Сегодня древо крестное процветает в церкви и изливает мир живоносный, благоухание жизни вечной. "Видеша вси концы земли спасение Бога нашего и поют: радуйся, Живоносный Кресте".
Но как же так, ведь крест – это самое страшное, позорное орудие пытки. Но вот силою и жертвою Христовой, крест стал всепобедным, дивным знамением Любви Божией, к миру, и к человеку, и ко всей твари. Потому что через смерть рождается жизнь, через страшную тьму Великого Пятка воссиявает дивный свет Воскресения. В отвержении совершается примирение, через проклятие получаем благословение, в бесславии и позоре восстанавливается слава первозданного образа Божия.
Дорогие братия, без Голгофы нет Воскресения, некоторые нехристианские учения утверждают обратное и пытаются достичь полноты ведения и божественных состояний помимо крестного подвига, но это ведет только во тьму небытия. И обратно: нет Голгофы без Воскресения, – такова наша вера Православная. И поэтому лик распятого Христа на наших иконах чужд всякого ужаса, как это мы видим в некоторых католических изображениях.
Лик распятого Христа исполнен мира, божественной прекрасной тишины, преданности воле Божией. И, таким образом, даже самая густая тьма Великой Пятницы, прорезывается уже златым блистанием Воскресения и надежды. Потому что Христос на Голгофе возопил: "Боже, Боже мой, вскую оставил Мя еси", но вслед за тем, почти одновременно: "В руце Твои предаю дух Мой", и, наконец: "Совершишася". Совершилось великое дело спасения мира, спасения рода человеческого.
Так пережил Христос Свое божественное, крестное истощание, в преданности, в послушании воле Отца Небесного, так пережила Пречистая Богородица Свою богородичную Голгофу. И хотя по всем законам человеческим Она должна была умереть от скорби при кресте, но именно потому, что Она всю Себя предала на волю Божию, в величайшей Своей любви к Богу, Дух Божий укрепил Ее, и через эту победу крестную Она стала для всех родов Радостию радостей и Утешением в страданиях.
|
И так и мы, дорогие братия, должны помнить о том, что только полная преданность воле Божией поможет нам безропотно, с разумом Божественным, нести наш собственный крест, хотя по-человечески порой мы изнемогаем под его бременем. Но и Сам Христос трижды падал под крестом. И нам, как тогда Христу, Бог посылает Симонов Киринейских на жизненном пути, которые помогают нам нести крест. И если мы, подобно Христу, подобно Матери Божией и подобно всем нашим великим отцам, которые шли крестным путем, – если мы тоже предадим себя и друг друга на волю Божию, благую и всесовершенную, если мы добровольно предадим себя на распятие ради стяжания любви Христовой, тогда никакой крест, никакое страдание, никакая скорбь не смогут сокрушить нас, и мы избежим отчаяния. И не только избежим отчаяния, но в нашем сердце возродится, как некий дивный цвет благовонный, тайна крестной и жертвенной любви, которая будет вдохновлять нас на всякое страдание ради Христа.
Помните, как в Ветхом Завете Моисей в пустыне ударил жезлом, крестообразным жезлом, и потекли воды для жаждущего Израильского народа. Так и Господь крестом, крестными страданиями, бьет в наши сердца, чтобы из них потекли воды, воды слезные, потому что без слез нельзя спастись. Потому в этот дивный день Церковь внешне облачается в темные ризы воздержания и поста, почитая крестные страдания Христа. Но она тоже призывает всех нас радоваться и торжествовать, ибо "тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единородного дал ясть, да всяк, веруяй в Него, не погибнет, но имать живот вечный".
И мы помолимся, братия, сегодня, чтобы Господь, распятый и воскресший, вложил в сердце каждого из нас крестную силу Божественной Любви. Что бы мы, подобно мученикам и преподобным отцам нашим, с вдохновением, с мужеством доблественно шли за Христом, туда, на Голгофскую гору, и что бы мы через это крестное восхождение познали радость Креста – отдать свою жизнь, чтобы жили другие. И тогда, дорогие мои братия и сестры, тогда воистину будет вечная Пасха у нас на душе, ибо Христос воскресе!
~ Схиигумен Серафим (Барадель - Покровский)
valaam.ru