В наше время часто бывает так, что человек ощущает скорбь, безнадежность, вялость, лень, уныние и остальные сатанинские чувства. Он бывает подавленным, плачет, тоскует, не придает значения своей семье, тратит кучу денег на психоаналитиков, чтобы получать лекарства. Люди называют это чувством незащищенности. Наша религия расценивает это как явления, источником которых является искуситель.
Боль – это такая душевная сила, которую вложил в нас Бог, чтобы она содействовала нашему благу, нашей любви, радости, молитве. Вместо этого диаволу удается взять эту душевную силу из энергии нашей души и использовать ее во зло, превращать ее в подавленность и обращать душу к инертности и унынию.
Она мучает человека, делает его своим пленником и душевнобольным человеком.
Существует некое таинство, – однажды сказал Порфирий. – Точнее – тайна.
Заключается оно в том, чтобы преобразить сатанинское действие в доброе. Это трудно. Требуется некоторая подготовка. Подготовка – это смирение. Смирением вы привлекаете благодать Божию, отдаетесь любви Божией, служению Ему, молитве. Но если вы не стяжали смирения, то ничего не достигнете, что бы вы ни делали.
Все злые чувства – чувство незащищенности, безнадежности, разочарования, – которые стремятся господствовать в душе, уходят благодаря смирению. Тот, у кого нет смирения, эгоист, не желает, чтобы отсекали его воли, чтобы его трогали и указывали ему. Он огорчается, нервничает, сопротивляется, протестует, в нем господствует уныние.
Это состояние исцеляется благодатью. Душа должна обратиться к любви Божией. Исцеление произойдет тогда, когда душа с горячим желанием возлюбит Бога. Многие наши святые обращали скорбь в радость благодаря любви ко Христу. То есть они брали эту душевную силу, которую хотел сокрушить диавол, отдавали ее Богу и превращали ее в радость и веселие. Молитва, служение Богу постепенно преображают скорбь и обращают ее в радость, потому что действует благодать Божия.
Здесь необходимо иметь силу, чтобы привлечь благодать Божию, которая помогает тебе соединиться с Ним. Необходимо искусство. Когда предашь себя Богу и станешь с Ним едино, тогда забудешь о злом духе, который дергает тебя сзади. Тогда он, увидев презрение к себе, уйдет. Впоследствии, насколько будешь предан Духу Божию, настолько уже не будешь оглядываться назад, чтобы увидеть того, кто дергает тебя.
Когда тебя привлекает благодать, ты соединяешься с Богом. А когда соединишься с Богом и предашь Ему себя, все остальное уходит, ты забываешь о нем и спасаешься. Итак, это великое искусство, великое таинство – освобождаться от скорби, от всего отрицательного и предаваться любви Божией.
Очень унывающему может помочь еще одно средство – труд, интерес к жизни. Сад, растения, цветы, деревья, выезд за город, прогулка на природе, ходьба – все это выводит человека из бездействия и создает новые интересы. Они действуют как лекарство. Занятие искусством, музыкой и подобным приносит большую пользу.
Но наибольшее значение я придаю интересу к Церкви, к изучению Священного Писания, службам.
Читая слова Божий, человек исцеляется незаметно для себя…
Я расскажу вам об одной девушке, которая пришла ко мне, смиренному. Она страдала от страшной депрессии. Лекарства не помогали. Она забросила все: работу, дом, свои занятия…
Я рассказал ей о том, что знаю. Я рассказал ей о любви Христовой, которая пленяет душу, потому что благодать Божия наполняет душу и изменяет ее. Я объяснил, что это демоническая сила пленяет душу и душевную силу превращает в сильную скорбь, низвергает душу, мучает ее и делает не способной ни к чему. Я посоветовал ей заняться различными предметами, например музыкой, которая раньше нравилась ей, и тому подобным.
Но особый акцент я сделал на обращении и любви ко Христу. Еще я ей сказал, что в нашей Церкви происходит исцеление при помощи любви к Богу и молитвы, которая, однако, должна быть с жаждой.
Это и есть – таинство исцеления – закончил Старец Порфирий. – Вот что принимает наша Церковь.
Почти все болезни происходят от недостатка доверия Богу
Если возлюбим Христа, тогда все становится легким!!! – заметил Старец. – Я еще не достиг этого….
Сейчас стараюсь полюбить Его. Во Христе – всё. Всё прекрасное, здоровое. Здоровая душа живет дарованиями Святого Духа, которыми являются «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22–23).
Человек Божий живет любовью, о которой пишет апостол Павел в гимне любви: «Любовь долготерпит, милосердствует… не мыслит зла… все покрывает, всему верит… любовь никогда не перестает» (1 Кор, 13, 4–8).
Вы обладаете этим? Тогда вы обладаете счастьем, Христом, раем. Даже телесный организм функционирует чудесно, без аномалий. Благодать Божия изменяет человека, преображает его и душевно, и телесно. Тогда уходят все болезни. Ни колита тебе, ни щитовидной железы, ни желудка, ничего. Все функционирует правильно. Это прекрасно – ходить, трудиться, двигаться и иметь здоровье. Но прежде всего имей душевное здоровье.
Основание – это душевное здоровье. За ним следует и телесное. Почти все болезни происходят из недостатка доверия Богу, и поэтому возникает стресс. А стресс приводит к потере религиозного чувства.
Если у вас нет любви ко Христу, если вас не занимают святые вещи, то наверняка наполнитесь тоскою и злом. Но что происходит в мире? Послушайте, я расскажу вам один пример.
Одна девушка сходила к врачу, и он дал ей гормоны…
Я ей говорю:
– Чадо, не бери их! Я не врач, я не хочу брать на себя ответственность, но я понимаю, что не нужно тебе их принимать. Хорошо бы тебе сходить хотя бы к эндокринологу. Твоя проблема – это дело по большей части эндокринолога. А причина тому – переживания…
– Да, действительно, были стрессы.
– В том – то и дело! Умирись, успокойся, поисповедуйся, причастись, и все станет на свои места.
Так вот, она пошла к эндокринологу, и он сказал, в чем у нее дело.
– О – го – го! – говорит ей врач. – Не принимай этих лекарств вовсе! Выбрось их! Они причинят тебе большой вред.
Потом она мне звонит:
– То же самое, что сказал ты, то же мне сказал и врач.
Видите, что происходит? Ведь благодаря исповеди и Божественному Причащению вылечилось много людей…
Когда в человеке нет Христа, тогда приходит иное множество и наполняет его: зависть, ненависть, скука, тоска, сопротивление, мирское мудрование, мирские радости. Постарайтесь наполнить свою душу Христом, чтобы она не была пуста.
Душа похожа на резервуар, полный воды. Если польешь водой цветы, то есть добродетели, путь добра, тогда будешь испытывать истинную радость, а зло и колючки будут засыхать. Но если польешь водой колючки, тогда они вырастут, задушат тебя и завянут все цветы.
Возвышайте всё! – сказал Порфирий. – Тогда по благодати Божией будете испытывать радость. «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4,13). Не говорите, что чего-то достигнете. Не мечтайте об этом никогда. Об этом сказал Господь: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5). По-другому не бывает. Человек никогда не должен доверять своим силам, но милости и благоутробию Божию.
Человек предпримет одно маленькое усилие, но Христос его увенчает. Это прелесть думать, что вы сами достигаете чего-то. Чем более преуспевает человек и приближается ко Христу, тем более чувствует свое несовершенство. А фарисей, который говорит: «Я! Я хороший, делаю то, другое…» – находится в прелести.
Никто не считает трудов ради того человека, которого любит
Телесная усталость приводит тело к недовольству, к жалобам, к противодействию, но не может сделать душу ленивой к молитве, – заметил Старец. – Просто включаешь радио погромче, слушаешь музыку, наслаждаешься ею и уже не слышишь нытья тела. Я имею в виду, что молитва, усиливаясь, нейтрализует усталость.
Прежде чем пожаловаться на телесную усталость, начни молитву, потому что, когда жалуешься, благодать уходит, и у тебя остаются лишь твои силы.
Если скажешь три раза: Господи Иисусе Христе, помилуй мя, – то потом продолжаешь с радостью. Бог видит тебя, протягивает к тебе руку и берет тебя. Отныне и впредь начнется истинное общение с Ним.
Когда телесный труд – поклоны, бдения, жертвы – бывает с любовью, с горячим желанием, тогда он не вредит телу. Когда он бывает свободным и с любовью к любимому, ко Христу, тогда показывает, насколько человек Его любит. Никто не считает трудов ради того человека, которого любит.
Например, поднимается человек в гору, трудится, старается изо всех сил, проливает пот. «Зачем ты это сделал?» – спрашивают его. «Ради того, кого люблю, – отвечает он, – потому что понял, что сделаю ему приятное».
Верующий человек на деле показывает свою любовь, свою преданность, свое служение Христу. Вот зачем телесный труд, вот зачем поклоны. Не для того, чтобы что-то получить, но потому, что любовь, Божественное вожделение ко Христу не позволяют тебе поступить иначе.
Возможно, кто-то скажет: «Любовь у меня в сердце». Да, но поклоны и все подвиги необходимы, потому что это внешнее проявление, через которое мы достигаем сути. Если не достигнем ее, то все это – ничто. Вот так. И что же, мне теперь делать сальто, чтобы угодить Богу? Но Богу это не угодно. Мы пожинаем плоды, нам это нужно.
Сейчас возникли тысячи ересей. Вы видели, какие истязания они устраивают? Доходят до гимнастических упражнений, когда ноги расположены прямо вверху, а голова – внизу. Доходят до страшных телесных упражнений, пытаясь с их помощью подчинить душу и воздействовать на нее. Мы так не говорим, но когда поклоны делаются ради Христа, тогда тотчас благодать действует на душу, приносит покаяние, тишину, мир и радость. Но это приходит от Божественной благодати, что благоприятно сказывается и на теле.
Когда-то были господа и рабы. Чтобы показать свое подчинение и уважение, рабы преклоняли колена пред своими господами. Так и мы поклонами показываем, что мы – смиренные рабы Божий. Показываем ничтожность нашу и уважение наше таким чувственным образом.
Благодаря поклонам нечто происходит. Христианин смиряется, и это помогает благодати Божией войти в него. Когда придет благодать, тогда сердце его становится огнем. Огонь любви совершает жертвы. Жертва и приношение – это поклоны. Жертва любви – поклонение Богу. И в поклонении участвует весь человек: и душа, и тело.
Не жалейте тело, утомляйте его! – воскликнул Старец Порфирий. – Вы не можете постигнуть, что такое огонь любви. Нужно приносить жертвы, совершать подвиг. Подвиг духовный и телесный. Без подвига не бывает ничего. Следуйте духовному распорядку, например правилу, службам и тому подобному, не пренебрегайте ими. Не откладывайте на завтра. Пусть не будет этому мешать даже болезнь. Исключение – предсмертное состояние.
источник: преподобный Порфирий Кавсокаливит, Поучения, "Азбука веры"