В этот день дается всем верным знамение в небе, как некогда святому Императору Константину: «Сим победиши». Хуже всего для христианина — уныние, особенно среди нынешних небывалых бед. Это значит, что мы не знаем Воскресения Христова, и это значит, что мы не знаем Его Креста.
Не потому ли, что в сознании многих христиан даже доныне идея земного царства Христова не упразднена? Перед этим искушением были ученики Христовы во время Крестных страданий Господа, об этом говорит Господь Пилату: «Царство Мое не от мира сего». Враги Христовы пытались убедить прокуратора, что этот человек — потенциальный соперник кесарю. Но Христос отвергает это обвинение. Вместо того чтобы призвать Свое воинство на защиту Себя, Он не противится взятию Его под стражу. Он предает Себя бичеванию, оскорблениям и заушениям. Пилат, будучи честным человеком, признает невиновность Христа именно в том, в чем Его обвиняют. И, вне сомнения, из насмешки над иудеями, Он повелевает прибить наверху Креста надпись: «Иисус Назорей, Царь иудейский». Хорошо же выглядит это царство в этот час! Кому не ясно, что Христос на Кресте — до конца побежденный.
Никто не поймет никогда, что значит Царство Христово, пока не откроется ему Христово Воскресение. Мы предстоим перед духовным Царством, то есть Царством, созидаемым Духом Божиим. Если этот Царь — освободитель, то — в глубоком значении — речь идет об освобождении сердец. Чего требует от Своих подданных Этот Царь? Только веры. То есть доверия Его Слову и возрастания в нем.
Это вовсе не значит, что земное не имеет значения. Воскресение не есть творение из ничего. Оно исходит из того, что есть в этом мире. Но Воскресение Христово — явление совершенно нового тела. Это новое Тело неразрывно связано с земною жизнью Христа. Воскресший Христос — Тот же Самый Христос истории. Но Тот же Самый Христос не может быть одновременно живым и мертвым, воскресшим и заключенным во гробе. Воскресение Христово не было просто возвращением к жизни мертвого человека, как это было с Лазарем. Оно есть возвышение Христа. И это то, что противостоит Его уничижению в смерти. В Своем Воскресении Бог соединил Христа с державой смерти и вверил Ему Свою силу и славу. Из смиренного Слуги Христос стал Господом и Судией народов. Он содержит в Своей руке судьбы истории и ведет мир к его завершению. Отныне «пред именем Иисусовым преклонится всякое колено небесных, земных и преисподних. И всякий язык исповедует, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Флп. 2, 10—11).
Князю мира сего, сатане, нанесен Крестом смертельный удар. И то небывалое торжество зла, которое мы наблюдаем сегодня, — его последняя агония. Он уготовляет вечную гибель для тех, кто не поклоняется Кресту Христову. Крест Христов — это место, где власть зла и смерти сокрушена навсегда. И Крестом Господь влечет к Себе всех людей, чьи сердца рано или поздно проходит оружие скорби, и они узнают о Его любви.
В этот день мы слышим на утрени голос Божий, который обращен ко всем нам: «И прославил, и паки прославлю» (Ин. 12, 28). Это Отец Небесный говорит о Христе, о Его Кресте и о Его Воскресении, и о всех, кто последует за Ним. Бог говорит сегодня со Своим Божественным Сыном, и в Его лице — со всеми людьми, которые поклоняются Кресту Его. Он говорил с Ним на Иордане в день Крещения, когда Господь наш вышел на служение человеческому роду (Мф. 3, 13—17). Он говорил с Ним на горе Преображения, когда Илия и Моисей возвещали Христу о Его крестном исходе в Иерусалиме (Мк. 9, 30—35). И Он сейчас говорит, когда Его человеческая плоть и кровь — наша человеческая немощь, которую Он берет на Себя до конца — нуждается в укреплении.
Бог говорит с людьми. Пусть иногда наступают такие тяжкие времена, когда кажется, что Бог молчит, что Ему не с кем уже говорить здесь, на земле, и единственное, что Он может сказать — это то, что Он сказал, когда наступила первая кончина мира: «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками, потому что они только плоть» (Быт. 6, 3).
Будем твердо знать, что Бог не молчит, Бог говорит с нами. Только мы должны слушать Его. Если мы будем слушать Его не только молитвой нашей, а всей жизнью нашей — через все, что Он нам дает, через все события, которые Он нам посылает, через скорби, которыми Он нас окружает, через наше противостояние сатанинскому растлению — если мы будем слушать Его, то мы услышим, как Он нам говорит о Своем Кресте и о нашем кресте. И мы узнаем, что значит «Бог есть Любовь» (1 Ин. 4, 8). Когда Бог дает нам Крест и мы принимаем его, Он дает нам Свое Воскресение.
Протоиерей Александр Шаргунов
источник: "Русская народная линия"