13 апреля 2025 года, в Неделю 6-ю ваий (цветоносная, Вербное воскресенье), праздник Входа Господня в Иерусалим, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В слове Божием, которое мы сегодня слышали, содержатся такие слова: «Радуйтесь, и всегда говорю вам: радуйтесь» (см. Флп. 4:4). Вот удивительно: Господь призывает нас к радости. А ведь у многих людей слово «радость» ассоциируется с весельем: радостно — значит весело. Но это совсем не так. Веселье — очень поверхностная эмоция, которая нередко выливается в конце концов не просто в грусть, а в очень тяжелое душевное состояние. Недаром русская пословица говорит, что радость без причины есть очень плохой признак, признак болезненного состояния человеческой психики. Поэтому существует принципиальная разница между весельем и радостью.
Это не значит, что веселье греховно — совсем нет! Ведь если человеку весело, значит, какие-то обстоятельства помогли ему обрести такое состояние души. Но веселье не может быть долгим, не может быть постоянной эмоцией, если речь не идет о некой проблеме с человеческой психикой. А радость — это то, к чему Господь нас призывает. Радость — это не эмоция, а состояние души; это некое постоянное состояние, если это настоящая радость.
Преподобный Серафим Саровский, который тысячу дней и ночей молился на камне в лесу, являл эту радость, почему и говорил каждому, кто к нему приходил: «Радость моя». Если бы не было у него в душе этой радости, разве он обращался бы так к людям? В каком-то смысле радость — это свидетельство об очень правильном, я бы сказал, почти святом состоянии нашей души. А поскольку мы пребываем не только в радости, но и в скорбях, в разного рода тяжелых греховных состояниях, испытывая такие эмоции, как зависть, злоба и все подобное, то наша радость, конечно, не является свидетельством нашей святости, но свидетельствует о милости Божией к нам. Вот почему нужно помнить: когда радость по-настоящему касается сердца человека, значит, это Господь прикасается, это Он дает некий сигнал свыше. И ведь мы испытываем такое состояние после причастия Святых Христовых Таин или когда делаем что-то доброе людям, особенно если сделанное нами добро действительно помогает.
Поэтому слово о радости следует воспринимать очень серьезно. Если у человека не бывает на сердце радости, это очень опасный симптом. Либо это психическое заболевание, депрессия, которая лечится медикаментозно, но не о нем мы сейчас говорим. Если же у человека психически здорового никогда не бывает радости, если он неспособен переживать это чувство, даже когда молится, когда причащается Святых Христовых Таин, когда входит в общение с Господом, — значит, есть какая-то опасная внутренняя болезнь, которая требует исцеления.
А как говорит слово Божие? «Сей же дух изгоняется только молитвой и постом» (см. Мф.17:21). Молитвой, которая соединяет нас с Богом, и постом, который воспитывает в нас способность исполнять Божию волю.
Поэтому нужно помнить, что радость — это великое благодеяние Божие. Это милость, которая нас посещает и действительно возвышает душу, освобождая от тягот, которые нередко накладываются на нас жизненными обстоятельствами. Это чувство всегда сильное, продолжительное, способное реально изменить состояние человека — но в том только случае, если радость есть проявление Божией благодати, если это состояние мы обретаем через молитву, через совершение добрых дел, а не от просмотра юмористических телепередач. Там смех, там удовольствие, а радость, еще раз скажу, — это важнейшее состояние нашей души.
Поэтому неслучаен призыв апостола «Радуйтесь, и снова скажу вам: радуйтесь». Апостол словно спрашивает каждого: «А ты радуешься? У тебя возникает радостное состояние, когда ты приходишь в храм, когда причащаешься Святых Христовых Таин, когда оказываешь милость, когда помогаешь слабым, обремененным, несчастным людям?» Если все эти добрые дела сопровождаются радостью, значит, Господь в ответ на наши добрые дела или в ответ на нашу молитву, в том числе в храме, прикасается к нам Своей благодатью и дарует нам некий знак, свидетельствующий о том, что Он рядом с нами и что Он поддерживает нас в нашей жизни. А для того чтобы эта радость о Господе, радость о Христе Иисусе стала важным фактором, формирующим наше мировоззрение, наше душевное состояние, мы должны быть готовы к принятию этой радости.
«В злохудожную душу не внидет премудрость и не обитает в теле повиннем греху» (см. Прем. 1:4). Если душа злохудожная, если человек исполнен греха, то подлинной радости он никогда не испытает, пока не покается и не изменит свою жизнь. Веселья может быть сколько угодно, особенно под воздействием алкоголя, а подлинной радости — нет. А радость — это синоним счастья.
Не может быть счастья без подлинной радости. Так, счастье матери — в радости, в переживании любви, так же, как и счастливый брак, как крепкая дружба, как солидарность людей, которые, рискуя жизнью, борются за свой народ, за свою страну. Ведь и там бывает радость от победы, и еще какая радость! И все это — та высокая радость, о которой мы сейчас говорим.
И да помогает нам Господь, чтобы радость, посетившая апостолов, радость присутствия Сына Человеческого на земле, через нашу веру, через участие в богослужении и в святых таинствах не просто прикасалась к нам время от времени, но присутствовала в наших сердцах и наших умах. Сердечно всех вас поздравляю с праздником! Храни вас Господь, и Покров Царицы Небесной да пребывает над страной нашей, над народом нашим, над Президентом нашим православным, над воинством и над всеми теми, кто сегодня трудится и молится, дабы милость Божия приклонилась к стране нашей и к каждому из нас. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси