Доклад митрополита Псковского и Порховского Матфея на XXXIII Международных образовательных чтениях «80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений»; направление «Древние монашеские традиции в условиях современности», секция «“За други свояˮ – подвиг монашествующих во время Великой Отечественной войны» (Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь Москвы, 29 января 2025 года)
В преддверии празднования 80-летия Победы нашего народа в тяжелой войне с фашистской Германией очень важно напомнить молодому поколению, какой дорогой ценой были возвращены нашей Родине свобода, независимость, мирное небо над головой. В течение долгих, мучительных четырех лет, наполненных страданиями, слезами, кровью, наш народ трудился не покладая рук, приближая долгожданную великую Победу. Все от мала до велика встали на защиту Родины с готовностью «положить душу за други своя», проявляя тем самым высокое чувство любви не только к Родине, но и к ближнему.
Церковь всегда поддерживала русский народ, разделяла его судьбу, даже в годы самых тяжелых испытаний и потрясений. Не осталась она в стороне и во время страшных военных дней.
Псково-Печерская обитель также оказалась в центре военных событий. Войска фашистского режима быстро продвигались по Прибалтике, и уже в 1941 году в Печоры вошли немцы и заняли город. Все советские организации срочно эвакуировались из города Печоры в тыл.
Монастырь продолжал подчиняться как митрополиту Таллинскому Александру (Паулусу), так и экзарху Прибалтики митрополиту Сергию (Воскресенскому).
В 1941 году в святой обители произошли некоторые перемены: архимандрит Парфений (Шатинин), человек широкой души и замечательный хозяйственник, любимым выражением которого было: «Слава Богу за всё!», – ушел на покой по старости лет, тем не менее, продолжая нести послушание эконома. А настоятелем в первый же год страшной войны был назначен игумен Павел (Горшков). В этот момент все тяготы, связанные с оккупацией, легли на плечи одного отца Павла, бывшего уже также в преклонных летах, однако очень деятельного человека и сострадательного к людям.
Военные годы были очень трудными для обители. Ее насельники стойко переносили тяготы, лишения и тяжелое бремя оккупационного времени, возлагая особую надежду на защиту и покровительство Пресвятой Богородицы. Не оставляя ни на минуту горячей молитвы к Царице Небесной, монахи несли труды по сохранению монастыря.
В военное время игумен Павел продолжал совершать богослужения и проповедовать, убеждая потерпеть, уверяя, что лучшие времена непременно настанут. Около 100 школ и деревень посетил он, поддерживая взрослых и детей. Вспоминая это страшное время, отец Павел говорил: «Мне было до слез больно, я боялся и считал, что детей без Бога оставить нельзя».
Но не только миссионерскую работу проводил настоятель, он также трудился по хозяйству монастыря, помогал престарелым в богадельне, больным и, конечно, военнопленным.
Так, в августе 1941 года, в Псковскую больницу, Дом инвалидов и госпиталь лагерного пункта № 134 из Псково-Печерского монастыря было отправлено 153 пуда продуктов: хлеба, муки, крупы, сухарей, овощей, картофеля, мяса, яиц, часть из которых во время благотворительной поездки отец Павел сопровождал лично. Такую помощь нуждающимся монастырь оказывал неоднократно, несмотря на многочисленные трудности и препятствия, которые чинила в то время Печорская комендатура. Милосердие, отзывчивость, доброта настоятеля и братии воистину не знали границ.
С 1941 по 1944 год на оккупированной территории Псковской области по благословению экзарха Прибалтики митрополита Сергия (Воскресенского) начала свою деятельность Псковская миссия, которую возглавил протоиерей Кирилл Зайц из Риги.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в своей книге «Православие в Эстонии» пишет: «Необходимость Псковской миссии была очевидной. К началу Великой Отечественной войны на всей территории Псковской области действовали только два храма — в Пскове и Гдове. Верующие встречали миссионеров с исключительным воодушевлением. Повсеместно открывались новые и, где возможно, восстанавливались сохранившиеся храмы. К исповеди и Святому Причастию приступали тысячи людей, крестили детей, создавали катехизические курсы для взрослых, пастырские и богословские курсы, во всех школах преподавали Закон Божий».
Псковская миссия издавала информационный бюллетень, окормляла много приходов, а ее деятельность осуществлялась на добровольные пожертвования. За три года работы миссии было создано около 200 приходов, было зарегистрировано 175 священнослужителей. Рижская духовная семинария занималась подготовкой пресвитеров для приходов.
Духовная атмосфера этого периода на Псковщине лучше всего описывается словами архимандрита Кирилла (Начиса), в то время – еще псаломщика в Псковской миссии. Он говорил, что «народ жаждал молиться, жаждал покаяния».
Но вернемся к монастырской жизни в военные годы.
Наступил решающий для Псковщины 1944 год. 25 февраля 1944 года гебитскомиссар Бекинг распорядился упаковать наиболее ценные предметы ризницы с целью их последующей эвакуации. Об этом подробно написано в неопубликованной статье архимандрита Алипия (Воронова) «По следам монастырских сокровищ». Монахи очень настороженно отнеслись к этому распоряжению и не торопились выполнять приказ. Почти пятьсот лет сокровища хранились в ризнице, их не выносили из стен монастыря несмотря ни на какие войны и осады крепости. Однако на дальнейшую судьбу ценностей повлиял воздушный налет 6 марта 1944 года. Одна из бомб упала напротив Успенского собора, повредив железную лестницу и «сделав воронку в аршин глубиной». От воронки бомбы до ризницы с монастырскими сокровищами оставалось всего лишь несколько метров. После этого насельники приступили к работе по упаковке ценностей.
17 марта 1944 года, по приезде в монастырь референта окружного комиссара Шиффера, игумену Павлу с братией были представлены две бумаги с распоряжением Прибалтийского экзарха Сергия и гебитскомиссара Бекинга об эвакуации ризницы.
18 марта 1944 года представитель немецкого командования Берг отправил четыре ящика с драгоценными предметами в Ригу.
Игумен Павел (Горшков) очень переживал о судьбе ризницы и обращался в разные инстанции с просьбой гарантировать возврат ценностей в монастырь после изменения обстоятельств военного времени к лучшему.
Тем временем линия фронта приближалась к городу Печоры. В ночь с 31‑го марта на 1‑е апреля 1944 года был совершен авиационный налет на город и монастырь. Чудесным заступлением Царицы Небесной не было ни одного прямого попадания бомб ни в одно из зданий обители. Городские жители укрывались от бомбежки в пещерах для овощей. В городе осколками бомб было убито несколько человек, а в монастыре от осколка бомбы погиб схиепископ Макарий (Васильев): «Молитвенник и Евангелие на аналое были залиты кровью. Остановившиеся часы показывали 9:47 вечера». Так, в один момент, духовный воин, вознося непрестанные молитвы за русский народ, вымаливая Победу, перешел в Небесное Царство и был погребен в Богом зданных пещерах, в которых покоится большое количество монахов-воинов, в том числе и тех, кто самоотверженно защищал нашу землю во время Великой Отечественной войны.
Впоследствии, уже после великой Победы, архимандрит Нафанаил (Поспелов), насельник Псково-Печерского монастыря, рассказывал о посещении обители одним из летчиков, участвовавших в бомбардировке города и монастыря, и как тот был удивлен, что после их авианалета монастырь остался целым.
Один из фронтовиков, в 90-х годах работник министерства связи – Сергей Яковлевич Новиков поделился тем, как в 1944 году он с группой разведчиков, на протяжении нескольких дней после выполнения задания скрывался от немецких захватчиков в пещерах святой обители, а монах втайне приносил им для поддержания сил хлеб и воду. Однажды на экскурсии в монастыре он узнал на фотографиях этого человека, им оказался ныне почитаемый нами преподобный Симеон, в то время – иеросхимонах.
Вернемся к обстановке в монастыре весной 1944 года. В то сложное время мнения братии в обители разделились: кто-то хотел выехать со всеми святынями в Эстонию, боясь репрессий, другие склонялись к тому, чтобы, предавшись воле Божией, остаться в монастыре. После обстоятельного обсуждения братия во главе с настоятелем приняли решение не предавать обитель, но остаться в монастыре и сохранить достояние Пресвятой Богородицы, полагаясь во всем на волю Божию.
В августе 1944 года игумен Павел ходатайствовал о принятии Псково‑Печерского монастыря в каноническое общение с Московской Патриархией, на что 4 сентября 1944 года была наложена резолюция временно управляющим Ленинградской епархией Высокопреосвященнейшим Григорием, архиепископом Псковским и Порховским, с благословением предоставить дополнительные сведения.
Весь сентябрь отец Павел старался наладить канонические отношения с епархией и деловые – с местными властями. В октябре, совершая торжественное богослужение на престольный праздник обители, Покрова Божией Матери, он возносил молитву ко Господу и Пречистой Его Матери о том, чтобы в монастыре не оскудела братия, о помощи не только в деле ремонта разрушенной войной обители, но и больным, инвалидам, сиротам и вдовицам. А 17 октября 1944 года последовал неожиданный его арест со страшными обвинениями по статьям УК РСФСР об измене Родине, антисоветской агитации и пропаганде, организационной контрреволюционной деятельности. Было заведено следственное дело № 1178‑44 г. Вместе с ним были арестованы еще три человека. В то время настоятелю было 77 лет, и он был приговорен к 15 годам лишения свободы.
18 июня 1990 года в оперативно‑справочный отдел МВД ССР поступило сообщение, что Горшков Павел Михайлович умер 6 июля 1950 года в местах лишения свободы Кемеровской области (Сиблаг).
В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в 1997 году Псково‑Печерский монастырь получил радостное известие о реабилитации игумена Павла.
Медленно залечивались раны войны. В послевоенное время в число братии входили тридцать три человека: два архимандрита, игумен, девять иеромонахов, один старец, четверо иеродиаконов, шестеро иноков и десять послушников.
Молитвы братии о победе русского воинства и народа в годы Великой Отечественной войны были услышаны Богом через предстательство Царицы Небесной. Даже, казалось бы, неверующие офицеры сердцем чувствовали и ценили молитвы братии Псково‑Печерского монастыря.
После Великой Отечественной войны в Псково‑Печерскую обитель приехали старцы с Валаама, перед войной перевезенные со святого острова в Финляндию. Иеросхимонахи Михаил (Питкевич), Лука (3емсков) и другие старцы были как бы духовным мостом, соединяющим Старый Валаам и святую Печерскую обитель.
Среди насельников обители 1950–1980-х годов было много бывших фронтовиков. Некоторые из них пришли в монастырь уже после окончания войны, кто-то в поисках спасительного пути, кто-то по обету. Легендарный наместник Псково-Печерского монастыря с 1959 по 1975 год, талантливый художник, коллекционер русского и западноевропейского искусства, передавший в дар Русскому музею Ленинграда, Псковскому музею-заповеднику и Печорскому краеведческому музею свою коллекцию картин, выдающийся иконописец, прекрасный проповедник – архимандрит Алипий, а в военные годы – Иван Михайлович Воронов дал слово Богу, что если в этой страшной битве выживет, то обязательно уйдет в монастырь. Именно на войне он пришел к вере в Бога: «Представьте себе: идет жестокий бой, на нашу передовую лезут, сминая всё на своем пути, немецкие танки, и вот в этом кромешном аду я вдруг вижу, как наш батальонный комиссар сорвал с головы каску, рухнул на колени и стал… молиться Богу. Да-да, плача, он бормотал полузабытые с детства слова молитвы, прося у Всевышнего, Которого он еще вчера третировал, пощады и спасения. И понял я тогда: у каждого человека в душе Бог, к Которому он когда-нибудь да придет». Его однополчанин и непосредственный командир, Станислав Андреевич Меньшиков, вспоминал, что отец Алипий был тяжело ранен под Витебском, и когда лежал на поле, по которому проходили вырвавшиеся из окружения и прорвавшие линию фронта немцы, добивавшие всех раненых русских солдат, решил притвориться мертвым и произносил про себя: «Если я останусь жив, то я вечно буду с Богом, и вечно буду Ему молиться». И немцы прошли мимо него.
За годы Священной войны Иван Воронов сражался на разных фронтах: Центральном, Брянском, 1-м Украинском, участвовал во многих боях. Был награжден орденом Красной Звезды, медалями за боевые заслуги, за взятие Берлина, Праги и другими. Будущего наместника, как рядового солдата, выделяла хорошая физическая и военная подготовка, от других он отличался дисциплинированностью, упорством, внимательностью, решительностью и бесстрашием. Отец Алипий во время тех страшных дней не забывал и о своем таланте живописца, помогая реставрировать разрушенные храмы, когда он проходил по освобожденным землям.
Нельзя не сказать несколько слов и о других героях войны, которые приняли решение окончить свои земные дни воинами Христовыми Псково-Печерского монастыря.
Монах Феофилакт (Белянин Константин Николаевич) окончил медицинский факультет и в возрасте 24 лет был призван на фронт в августе 1941 года. Прошел всю войну, получив звание подполковника медицинской службы, и удостоен множества наград. В 1960 году Константин Николаевич был уволен в запас с правом ношения военной формы одежды. Вскоре он поступил в монастырь и принял монашеский постриг с именем Феофилакт.
Монах Анания (Лисовский Максим Иванович) родился в 1910 году. Воевал в составе 788 артиллерийского полка 262 стрелковой дивизии. Был награжден двумя медалями и тремя орденами. Двадцать три года своей жизни провел, подвизаясь в Псково-Печерской обители, скончался в возрасте 88 лет.
Игумен Киприан (Новиков Карп Родионович) родился в 1901 году в Смоленской области. В августе 1941 года был призван на фронт. Участвовал в боях за Сталинград и освобождение Югославии. Отец Киприан награжден двумя медалями «За боевые заслуги». После Победы над немецко-фашистскими захватчиками поступил в Псково-Печерский монастырь.
***
В ХХ веке Псково-Печерский монастырь разделил с Отечеством тяжелейшие испытания. Но те древние традиции, которые братия бережно хранили в монастыре, не были утрачены даже в самые страшные для русского монашества времена. Пресвятая Богородица является Покровительницей Псково-Печерской обители и всей Псковщины. Особенно ярко это проявилось в тот момент, когда молитвами Царицы Небесной Псково‑Печерская обитель Промыслом Божиим была по Тартусскому договору 1922 года отнесена к Эстонии и оставалась там вплоть до 1940 года, чем была спасена от всеобщего разорения и осквернения. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь – один из немногих в России, не прерывавших в XX веке своего молитвенного предстояния Богу, оставаясь рядом с народом и в радости, и в беде. Несмотря на то, что в конце Великой Отечественной войны он лежал практически в руинах, непрестанная молитва братии, постоянный труд помогли преодолеть разруху и привести обитель к благолепию.
Святая Псково-Печерская обитель и по сей день остается негасимым светильником православной веры, надежной опорой и нерушимой стеной, помогая выстоять в тяжелое для всей страны время.