Доклад архимандрита Варлаама (Максакова), наместника Свято-Георгиевского мужского монастыря Уфимской епархии на XXXIII Международных образовательных чтениях «80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений»; направление «Древние монашеские традиции в условиях современности», тематическая дискуссия «“Венец без победы, победа без подвига, подвиг без брани, брань без врагов не бываетˮ (свт. Тихон Задонский). Духовный подвиг монашествующих как путь к победе» (Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь Москвы, 29 января 2025 года)
Монашество, несомненно, имеет самое большое влияние не только на Церковь, но и на все общество: Страдает ли один член – страдают с ним все члены; славится ли один член – с ним радуются все члены (1 Кор. 12:26). Посему духовный подвиг каждого монашествующего в отдельности и всех монашествующих в целом влияет на ход событий всей мировой истории.
Но что представляет собой духовный подвиг монашествующих? Суть монашеского подвига состоит в усвоении монахом навыков добродетели. Духовное делание заключается в том, чтобы дать уму и сердцу занятие богоугодное. Подвиг этот весьма труден, но без него невозможно достигнуть совершенства.
Где был подвиг, там рождались преподобные Сергий, Серафим Саровский, Амвросий Оптинский, святитель Феофан Затворник. Там, где не было подвига, не было и святых. Те, кто избрали путь служения Богу, этим самым служат и ближним, исполняют долг своей любви к ним. Святые обители подвижников – это и школы, и проявление истинной любви к людям, и носители духовного спасения для мира. Именно святые показали свое служение народу примером молитвы, молитвы неустанной, бодрой, неунывающей, высокой и одухотворенной. Через них люди смогли приблизиться к Богу, очиститься от грехов, получить отраду сердца, радость души в страданиях, бодрость и веру.
Чем мы можем подражать святым сейчас? Мы можем показать народу ту величавую, умилительную, несказанную красоту нашей церковности и богослужения, чтобы затрепетали души от дивных молитв и песнопений Церкви, чтобы чувствовали они себя во время богослужения в райском блаженстве, в общении с ангелами, чтобы незаметно пролетали для них часы продолжительных молений. Чтобы подобно древним послам святого князя Владимира мог говорить народ: «За вашими службами, бдениями, молениями, славословиями, среди этой красоты церковной в общении со всей братией – мы не знаем, где находимся, на земле или на небе». Если мир так ценит всякую красоту: красоту слова, архитектуры, художества, искусства, то как же лишить общество безмерно высшей красоты – церковной?
И все же, к сожалению, на протяжении нескольких столетий происходит повсеместный общий упадок духовности как среди простых верующих, так и среди монашествующих. Уже святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил: «Ныне ослабевшее христианство приготовляет и доставляет, соответственно своему состоянию, слабых монахов». Со дня написания этих слов прошло более полутора столетий, Русская Церковь преодолела десятилетия гонений, в течение которых монашество было фактически уничтожено, а монашеский опыт утрачен, поэтому соблюдение древних иноческих правил даже в их легчайшей форме сегодня уже можно назвать подвигом. Когда монашество теряет свои достоинства, простой народ начинает терять веру в Бога. В результате чего Господь попускает людям страдания, болезни, различные бедствия.
По какой причине произошел Всемирный потоп, почему погибли Содом и Гоморра? Гибель людей в этих событиях произошла не от войны, а от жизни без Бога. Ибо Я отнял у этого народа мир Мой, говорит Господь (Иер. 16:5). Господь истребил нечестивых людей, потому что они утратили всякое духовное начало, стали плотскими и все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время (Быт. 6:5).
После выхода евреев из Египта, всякий раз, когда во главе иудейского народа вставал правитель, совершавший нечестивые поступки, то грешить начинал и народ. Желая их исправить, Бог посылал на израильтян иноплеменников, которые мечем и войной покоряли их. Когда же иудеи начинали раскаиваться в греховной жизни, Господь посылал им спасение и освобождение. В периоды покаяния и богоугодной жизни иудеи были непобедимы, даже с самым малым числом воинов. Не численность войск решала исход войны, а Бог; побеждала та сторона, которой отдавала победу воля Божия. И все же иудеи закончили свою историю самым страшным грехом, который когда-либо знало человечество, – распятием Иисуса Христа. После этого Господь окончательно отверг ветхий Израиль и избрал Новый.
Но разве Бог не бичевал новый Израиль, разве не сокрушал их мором и войной? Когда их постигали бедствия, они взывали к Богу и Он, прощая, посылал им мир. Потом они грешили опять, и Он, наказывая, попускал войну.
Бог знает, что в беде человек обращается к Истине. В мире и изобилии люди становятся безбожными и эгоистичными. Отсюда пословица: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Византия погибла от того, что исповедовавшие Бога византийцы жили не так, как повелевал жить Божий Закон, знанием которого они похвалялись. Их постигло то, о чем сказано в Евангелии: Раб же тот, который знал волю господина своего и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал и сделал достойное наказания, бит будет меньше (Лк. 12:47–48).
Христос не утверждал, что не будет войны, он лишь учил, чтó надо делать, чтобы не допустить ее. Услышите о войнах и о военных слухах <…>, ибо восстанет народ на народ и царство на царство (Мф. 24:6–7). Предсказав войны – вплоть до последних времен, Христос упомянул также о причине их: Ибо восстанут лжехристы, лжепророки и по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь (Мф. 24:12). Лжехристы будут указывать людям ложные цели жизни; лжепророки будут ложно предсказывать события; беззакония и охладевшая любовь поведут людей ложными путями. Одни не будут знать ни цели, ни пути жизни. Другие, зная цель жизни, по слабости характера пойдут по ложному пути.
Кто не ведет войну против самого себя, против своих страстей, пороков, грехов, – то, что и называется «духовным подвигом», – тот неминуемо ведет войну против Бога и своих ближних.
Если земля наша стала Россией, лишь приняв Православие, то точно так же она перестанет быть ею, как только откажется от веры своих отцов.
Когда наш народ начинал отходить от христианских ценностей, во все периоды истории России, начиная со времени крещения славян в Киеве, Господь попускал войны и скорби. В каждой войне, которая создавала угрозу порабощения нашего государства, был сокрыт божественный призыв на покаяние, обращенный ко всему русскому народу. Наибольший упадок нравственности как монашествующих, так и мирян произошел в XIX – начале XX века. Результатом этого была революция, переросшая в гражданскую войну. Люди не успели заметить, как произошел столь быстрый переворот в их сознании, и они под лозунгом «Власть народу, земля крестьянам» крушили всё на своем пути, предавая христианские идеалы, разрушая Божьи храмы, монастыри, уничтожая лучших людей России: врачей, учителей, инженеров, купечество, казачество. Святые отцы, жившие незадолго до этого времени, предрекали и оплакивали грядущую участь Церкви и Отечества.
Господь попустил безбожной власти возглавить наше государство, чтобы Русская Церковь испытала гонения и очистилась от греховной примеси. А чтобы привести в Церковь новых людей, Бог попустил начаться Великой Отечественной войне – самой кровопролитной за всю историю нашего государства. Именно тогда народ пробудился от сна неверия и обратился к Богу. Оказываясь в условиях войны, видя перед собой смерть, всякий человек задумывался о вечности, а некоторые давали обещания изменить свою жизнь и посвятить ее служению Богу. Победа в Великой Отечественной войне досталась нам не вследствие военной удачи или силы, а благодаря духовному подвигу как монашествующих, так и простого народа, который в трудные моменты нашей истории начинал обращаться к Богу с молитвой. И сегодня современная сложная политическая ситуация в мире, возникновение других конфликтов, несущих опасность для всего рода человеческого, порождается и сопровождается отпадением от всего Божественного.
Когда страна уклоняется или полностью отпадает от чистоты православной веры, тогда она враждебно начинает смотреть на другие государства и разделяется изнутри, а меньшинство, имеющее своей идеологией безбожие, начинает управлять страной. Такой «Народ, отпавший от Единого Живого Бога, становится, в сущности, мертвым народом. Душа его, как тень, колеблется в мире. Нужны землетрясения, потоп, мор или война, чтобы сдуть эту тень», – говорит святитель Николай Сербский.
Каждый человек, исправив свою жизнь, исправляет частичку этого враждующего мира. Установив мир в своих помыслах, он приобретет мир души и сердца, это и будет самый главный вклад в дело установления мира во всем мире.
На основании всего сказанного можно сделать вывод, что причины всех войн заключаются в отступлении от Бога христианских народов и их правителей. Причины эти тождественны с причинами войн, от которых страдал и погиб Израиль, бывший некогда солью и светом мира. Эти причины должны быть быстро уничтожены покаянием и возвратом к Богу, потому что иначе целый ряд будущих войн, несомненно, приведет к гибели христианские народы. Победа в таких войнах обусловлена покаянием. Победит тот народ, который, будучи призван на войну Божиим Промыслом, покается раньше других и, воззвав к Богу, исправит свои грехи. Воля Божия дарует победу тому, у кого самая ясная и крепкая вера в Бога, кто исполняет Его Закон.