Люди всегда испытывали и испытывают сильное потрясение, когда человек уходит в монастырь. Общество относится к этому либо со страхом, либо с противлением, либо с тайным уважением и одновременно с недоумением: «Что же это такое?»
Ни родители, ни родственники, ни знакомые никогда не могут понять, что за сила увлекает эту девушку или юношу в монастырь. Ведь по большей части эта сила увлекает за собой наиболее мужественных, добрых и всеми любимых молодых людей, именно тех, на которых возлагали наибольшие надежды, от которых ожидали мирского преуспеяния. В этом и состоит таинство! Все кругом сопротивляются, делают все, чтобы удержать человека от поступления в монастырь, чтобы не дать ему погрести себя в черной одежде. Но почти всегда тот, кто решил стать монахом, в итоге им становится! Никто не может выхватить его из тех крепких объятий, которые влекут его и которые в конечном итоге являются невидимой энергией, исходящей из иного мира и уловляющей человека.
Когда в душе зазвучит призыв к монашеству, он проникает до самых ее глубин, и душа обретает путь к общению с Богом, к жизни в Боге. В этом призыве, исходящем от Бога и Церкви Христовой, исполняются и воплощаются все самые сокровенные желания души человека. И когда он наперекор всем тем, кто пытается удержать его в миру, приходит в монастырь, то чувствует, что его душа обрела то, что искала.
В истории Церкви известны такие случаи, когда люди, ничего не знавшие о монашестве, жившие во грехах или с головой погруженные в мирскую суету, привязанные ко всему преходящему, тем не менее в какой-то момент своей жизни избирали для себя монашество, причем в самых строгих его формах. Они чувствовали, что в этом жительстве исполняется все, чего искала их сердце, что в монашестве есть нечто сокровенное, о существовании чего их душа догадывалась, но нигде не могла найти. Предощущая эту сокровенную тайну, человек глубоко верил, что когда-нибудь встретится с ней.
Что же это за сокровенная тайна, которую можно обрести в монашестве? Я назову ее «преселением в иную жизнь». Однако «иная жизнь» - это не та жизнь, в которую уходят умершие, и не какая-то фантазия, к которой мы никак не можем прикоснуться. Это жизнь, которую наша душа познала и возлюбила еще в раю, к которой она стремится и недоумевает, почему не находит ее вокруг себя.
Монахи больше говорят о невидимом, чем о видимом. Они воспевают Бога и признают, что их Бог – это Бог истинный. Они также воспевают святых, поклоняются их иконам и чувствуют их живое присутствие. Невидимый мир открывается монахам, он сопросутствует им везде, словно шествуя повсюду вместе с ними.
Монах смотрит на этот материальный мир как на слабую тень духовного мира. Происходит чудо: мы, духовно мертвые, приходя в монастырь, соприкасаемся с истинной жизнью и, в конце концов, становимся ее причастниками. Постоянно укрепляя и совершенствуя свой дух в подвигах и добродетелях, монахи отрываются от земного и воспаряют к небесному, обретая радость и наслаждение в реалиях духовного, невидимого мира.
Связь с иным, невидимым миром особенно сильна у простых людей. Когда рассказываешь простому, не имеющему каких-то особых знаний человеку о святых и ангелах, он со всей простотой верит в это, принимает твои рассказы всей душой. Реальность иного мира близка ему, это его родина, она наполняет его сердце и сознание.
Монашеское жительство, как мы уже говорили, - это вкушение благ иного мира, благ невидимых, но знаемых нами извечно. Вообще, могут ли сами монахи вполне объяснить это таинство: почему они ушли в монастырь? Человек уходит в монастырь по внутреннему призыву, не особенно задумываясь над тем, почему он это делает. Если его спросят о причине, то он или скажет что-то невразумительное, или, если и назовет конкретную причину, это не будет причина истинная.
Архимандрит Эмилиан (Вафидис)
|
Истина же в том, что он соприкоснулся душой с невидимой духовной реальностью, почувствовал всем сердцем, насколько она близка, - и именно это привело его в монастырь.
Когда нас спрашивают, почему мы стали монахами, мы не можем ответить. И когда у монахов берут интервью, один говорит одно, другой – другое, а в результате журналисты объясняют все несчастной любовью.
Монашество человек избирает не ради стяжания добродетелей, не ради послушания или безбрачия, ведь и брак благословлен Богом. Монашество избирают именно потому, что это иная жизнь, о чем я уже столько раз говорил. И потому будем знать: когда мы что-то делаем в монастыре, мы делаем это с одной единственной целью – ощутить в своей душе жизнь иную.
Отдай свое сердце монастырю без всякого страха, и ты увидишь, что здесь все ведет тебя в Царство Божие. Все здесь приближает нас к небу, даже если мы сами этого не чувствуем и не замечаем. «Глубина и высота, широта и долгота» (Еф.3.18), болезнь и здоровье, падение и восстание, молитва в келье и Литургия в храме, и даже сами стены – все, от самого духовного до самого приземленного – здесь, в монастыре, возводит нас на Небо.
Недавно на меня произвело большое впечатление поведение родителей, которые не хотели отпускать своего сына в монастырь. Они плакали и кричали, чего только не наговорили своему сыну, убеждая его остаться с ними. Они привлекли даже священника из своей деревни, который до сих пор пишет мне письма, уговаривая не постригать этого послушника в монахи! Но что меня поразило? Хотя отец его плакал и кричал, он, тем не менее, сказал ему: «Несчастный, если уж ты решился стать монахом, то будь хорошим, истинным монахом. Ты не будешь писать нам писем, не будешь о нас вспоминать, ты станешь настоящим монахом!» И я могу сказать, что эти родители, вполне возможно, когда-нибудь сами уйдут в монастырь. Их безмерная любовь к сыну может обернуться в другую сторону, обратиться на Бога. И это было бы вполне естественно, ведь то самое, что влечет их сына в монастырь, живет и в их душах. Вот тайна человеческой души!
Чада мои, будем поклоняться Богу всем свои сердцем и всем помышлением! Каждый из нас является обладателем всех небесных благ, так не будем же чувствовать себя несчастными и нищими. Сколько потрудился Бог над нашими душами, чтобы привести нас в монастырь! Сколько Ему пришлось постараться, чтобы сокрушить жестокость нашего сердца и преодолеть дебелость духа! Ради нас Он ходил по пустыням, искал нас в далеком Иерихоне. Если бы понадобилось, Он даже Сам взобрался бы на смоковницу.
Он преклонился к человеческой природе, обнял ее и принял на Себя. Как на многих иконах Пресвятая Богородица склоняется над Богомладенцем, так и Христос с любовью склонился над человеком. Так и мы преклонимся пред Ним!
Архимандрит Эмилиан (Вафидис)
Из книги «Дом Божий – врата небесная», издательство Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря