Сегодня мы чествуем самую совершенную и самую возвышенную Воспитательницу человеческого рода, Пресвятую Богородицу – Богоматерь. Она самим Своим существованием, а теперь на Небе – Своими молитвами, предстательствует за всех нас.
Преподобный Иустин (Попович)
Разве солнце – не огромное паникадило, которое Господь возжег в этом мире, который Он сотворил как храм? А звезды – разве это не свечки, которые Господь зажег, чтобы, глядя на них с земли, мы, люди, помыслили: каков наш долг в этом мире? Славить Господа!
Посмотри, звезды горят, как свечи, чтобы я, и ты, и все люди непрестанно молились Господу. Как прекрасен мир! Месяц и все, что на небе, – посмотри, какой дивный иконостас! Все это для того, чтобы напомнить нам, маленьким людям на земле, о Боге, чтобы побудить нас к молитве и чтобы мы ощутили, что Господь создал этот мир как храм и жизнь в нем как богослужение и что люди в этом мире, в этом храме – богослужители.
Вот ради чего, брат, Бог сотворил этот мир: чтобы наша жизнь была непрестанным богослужением и чтобы мы были ревностными, пламенными богослужителями. Земля – сколько великолепия и богатства на ней! Какие птицы, животные, какие растения – все в этом храме Божием призвано напомнить нам, что наша жизнь должна быть – чем? – хвалением Богу! Это все от Бога, это все Божие, ничего нет нашего в этом мире. Он – главный Хозяин этого дома. Он – главный Господин! Если даже немного стянется небо над землей, а засуха будет жечь и палить нас и мы будем стонать. Но Он сотворил все это, чтобы напомнить нам о Себе, и этот мир создан, чтобы быть храмом Славы Его. А мы, люди, что сделали с этим миром? Превратили его в идольское капище, в место обитания дьявола. Чем? Как? Грехом. Ведь грех служит только дьяволу, а не Богу. Грехом мы превратили этот храм Божий в нехрам. Мы бедные, несчастные люди: вместо того чтобы служить Богу, мы грехами своими стали служить дьяволу и таким образом превратили свою жизнь, которая должна быть богослужением, в дьяволослужение. И вместо того чтобы быть богослужителями, стали дьяволослужителями. Какой кошмар, какой ужас! Для чего Бог сотворил нас и что мы сделали с этим миром и с самими собой?
Вот почему, брат, Господь пришел в мир. Вот почему Сын Божий стал человеком. Вот почему родился – чтобы освятить этот мир, очистить его от греха, от тьмы, от мрака, от смрада, от грязи; чтобы этот мир засиял как храм Божий и чтобы люди проснулись; и чтобы освятить людей и просветить их; чтобы показать людям, что они были призваны стать богослужителями, а не дьяволослужителями; и что люди созданы, чтобы вся их жизнь на земле была богослужением, а не дьяволослужением. Как же Господь все это сделал? Своей Церковью, основав Церковь в этом мире. Ведь Церковь – посмотри, брат! – это огромный Храм, который охватывает все миры Божии, и Ангелов, и людей, – наичудеснейший и наисветлейший Храм. А жизнь по Евангелию вся есть богослужение. Господь дал Ей, Своей Церкви, Святое Евангелие.
Вот Господь дал нам все средства, все силы, которые необходимы человеку, чтобы мы свою жизнь превратили из дьяволослужения в богослужение; чтобы мы не служили дьяволу вместо Бога и чтобы каждый из нас был стремительным, огненным, пламенным богослужителем, вместо того чтобы быть бедным и несчастным дьяволослужителем.
Какой же чудесный пример того, что вся жизнь человеческая может быть непрестанным служением, мы имеем в жизни Пресвятой Матери, Пресвятой Богородицы, Которая родила нам Господа Христа. Как она удостоилась родить Его? Потому что Она вся жила в Храме, вся жила в Церкви Божией, вся жизнь Ее была богослужением. В трехлетнем возрасте она была приведена в храм и оставалась в храме девять лет, чтобы воспитываться, расти, жить там. И вся жизнь Ее протекала в великом Иерусалимском храме, который включал в себя огромное количество зданий, домов, среди которых были и дома для детей, для девочек – там Она подвизалась день и ночь, проводила время в посте, молитве, бдении, в смирении, кротости и всех святых добродетелях. Так Она очистила свою душу, всю душу и явилась как Единая Безгрешная и удостоилась родить Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
И вот сегодня, сегодня великий и светлый праздник Введения, то есть великий праздник вхождения Пресвятой Богоматери в храм, где Она пребывала девять лет, чтобы воспитываться и служить Богу.
Для чего живет человек? Что есть воспитание? Какова цель воспитания? Чтобы человек служил Богу и жил для Бога – вот это есть цель человеческого существования в мире. А мы? Где мы сегодня с нашими школами и нашим воспитанием? Чему учат ваших детей в школах? А на улицах? Чему, чему? Служению дьяволу! Чтобы растоптать все Божие, растоптать все Христово! Воспитание, образование в сегодняшних школах: не смей упоминать Христа, «Христос – выдумка»! Дьявол того и хочет, чтобы в сердце человеческом не было Бога, чтобы этот мир был не храмом Божиим, а дьявольским дурдомом. И он стал им.
Разве вы не видите, не наблюдаете, как народ за народом сходит с ума, как все налетают, грабят, ищут, воруют, и все им мало! «Ох, – кричат и кричат бедные люди, – отдайте мне… Ох, нет – это мое! Нет, это мое место; нет, это мое поле, не твое!» Во что превратился этот мир? В обитель дьявола! Правда же, чему он нас учит? Чему учит Европа? Что эта жизнь должна быть без Христа, без Бога. Да! Но во что тогда превращается жизнь? В дурдом! В дурдом! Восстали все на каждого и все на всех! Всем мало, всего им мало, а этот богатый великолепный мир Божий, этот храм Божий как величествен, как богата всякая душа всеми Божественными силами! Только открой душу свою Богу, а не диаволу, изгони из себя грех, изгони уважение к дьяволу, изгони из себя самолюбие.
Все задыхаются, все, думая только о земных богатствах, о благосостоянии, о рудниках, о заводах… А душа, а души – что с ними? Где душа европейского человека? Где их души? Все растаяло в удовольствиях и страстях этого мира, в наслаждениях этого мира. Души заблудились, потерялись, устремились к удовольствию. Мало удовольствия, мало наслаждения людям, дайте как можно больше! И все делается, все направляется, все тратится на то, чтобы доставить людям как можно больше удовольствия; но ведь это истребление, резня душ! Души умирают и погибают. Тысячи и тысячи, миллионы душ умирают в удовольствиях, в дьявольских наслаждениях, в страстях и сластях этого мира. А Господь Бог пришел в этот мир, чтобы дать нам Божественные силы, чтобы мы могли победить всякий грех, всякую страсть, всякое зло, всякого диавола и чтобы наполнили свои души Божественными силами, наполнили свои души Божественными радостями, наполнили свои души Вечной Божественной Истиной, Вечной Божественной Правдой, Вечными Дарами Божиими, Вечной Божественной Любовью, чтобы мы наполнили свои души всеми богатствами неба, потому что Бог пришел в этот мир и принес нам все Небесные богатства. А мы, люди? О, трусливые слепцы! Мы гонимся только за удовольствиями и страстями этого мира.
Что дает сегодня христианская эпоха? Мы христиане, я и ты, – как же нам превратить свою жизнь в непрестанное служение Богу? Как мне и тебе выполнить главную задачу, главную и единственную задачу, которую поставил перед нами Господь, сотворив нас людьми? Он создал меня человеком, для чего? Чтобы служить Ему, чтобы моя жизнь была непрестанным богослужением; чтобы я, человек, превратившись в Ангела, служил Господу день и ночь. Чем, как? Молитвой, постом, бдением, всяким добрым делом, всякой доброй мыслью, всяким честным взглядом, всяким добрым словом, потому что Господь, придя в этот мир, научил нас, как превратить нашу жизнь в непрестанное служение Богу.
Что есть Святое Крещение, посредством которого я и ты становимся членами Церкви Христовой, становимся христианами? По учению Святого Евангелия Христова, Крещение – это облечение во Христа (см.: Гал. 3: 27). Крещаясь, ты облекаешься в Господа Христа, ты даешь обещание жить в этом мире по Богу и в Боге, служить непрестанно Богу. Как? Через Святые Таинства и святые добродетели: верой, молитвой, постом, бдением и всеми другими святыми добродетелями ты служишь Богу. Но, брат мой и сестра моя, ведь ты таким образом служишь не Богу! Служа Богу, на самом деле ты служишь самому себе – вот чего хочет Господь. Ему не нужны благодарения и славословия от меня и от тебя, червей и клопов. Что я могу добавить к славе Божией? Что ты можешь добавить к славе Божией? Сколько бы ты ни хвалил Бога, ты не добавишь ничего к Его славе, но ты помогаешь этим себе, ты спасаешь себя от греха, спасаешь от зла, спасаешь от дьявола. Служа Богу, ты заслуживаешь себе Царство Небесное, обеспечиваешь себе Рай и Вечную Жизнь. Вот что значит богослужение: выходит, что на самом деле это есть истинное человекослужение.
|
Кто служит Богу, тот на самом деле служит самому себе и своей вечности, служит вечному человеку в себе самом, служит своему бессмертному человеку. Таким образом, все усилия, которые мы прилагаем для служения Богу в этом мире, мы, христиане, на самом деле прилагаем для служения себе, своему вечному спасению в этом мире. Не кому-то другому, а самому себе. Когда ты служишь своему ближнему, когда подаешь милостыню, когда помогаешь нищим, ты на самом деле служишь себе, обеспечиваешь себе Царство Небесное.
Когда ты наполнишь свою душу молитвой, когда ты почувствуешь, что этот мир есть храм Божий, когда ты смиришься перед Господом, когда ты ощутишь и осознаешь: «О, этот мир настолько таинственен, настолько чудесен, настолько дивен, и он весь Божий…» Не мы сотворили его. Это то, что Господь дал мне и тебе. О, душа моя, о, ум мой! Смирись перед Господом и скажи: «Господи, Ты – все, а я – ничто!» И взгляни, когда ты начнешь так жить в этом мире, то почувствуешь бескрайнюю благодать в своей душе. Ты почувствуешь умиление в своей душе. Радость быть человеком, радость быть христианином. И по-настоящему почувствуешь, что Царство Небесное – твое и что весь этот видимый мир – твой Божий храм.
Именно поэтому Спаситель дал евангельскую заповедь и выразил ее в Своей первой чудесной заповеди на Горе Блаженств: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5: 3). Да, их. Ты на земле, христианин. Ты смирен. Ты день и ночь благодаришь Бога за то, что он создал тебя человеком, что ты можешь служить Ему, что Он создал для тебя Царство Небесное и дал тебе все необходимое. Ты наполняешь душу этим смирением, и вот, смотри, – ты становишься величайшим богачом в этом мире, ведь тебе принадлежит Небесное Царство. Это изрекли неложные, всеистинные уста Всемилостивого Господа Христа: «Блаженны нищие духом, блаженны смиренные, ибо их есть Царство Небесное». Вот, брат, вот, сестра, в каком мире Божием мы живем – в мире, который предлагает все богатства Неба.
Господь пришел в этот мир, как в храм, пришел к нам, чтобы сделать нас вечно богатыми, обогатить нас вечными сокровищами. А мы, а мы? Часто и, увы, очень часто мы все это отвергаем и забываем о самом величайшем в этом мире, о самом необходимом человеку. Забываем, что во всем мире человек больше всего нуждается в Боге. А что у человека самое драгоценное? Душа, душа! Именно поэтому Спаситель объявил всем нам, всем людям всех времен: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей навредит» (Мф. 16: 26). Чем душу выкупить, исправить, восстановить? Ты зря стал господином и царем всех миров, не только земли, но и Неба, если в твою душу вселился грех, если твоя душа живет в нераскаянных грехах. Чем ты спасешь себя? Нет тебе спасения, пока ты не прибегнешь к Богу, пока не покажешь Ему свои раны, пока Он не исцелит тебя и не введет в Свое великолепное Царство! Да! Мы через нераскаянные грехи служим дьяволу, а значит осуждаем себя самих на вечные муки, на ад. Как, служа Богу, ты на самом деле служишь своему бессмертному спасению, так же, служа дьяволу, ты служишь своей вечной погибели, ты созидаешь и устрояешь сам себе вечный ад. Вот что такое нераскаянные грехи. И этот мир тогда становится для тебя обителью дьявола, а ты становишься дьяволослужителем, вместо того чтобы быть богослужителем.
Да, великая свобода предоставлена тебе и мне, брат и сестра! Ты можешь быть в этом мире и богослужителем, и дьяволослужителем. Выбирай, выбирай! Будет ли твоя жизнь богослужением или дьяволослужением? Но знай, что если через грехи ты служишь дьяволу, то ты готовишь себе вечный ад; если же служишь Господу Христу, исполняя Его святые заповеди, ты сооружаешь лестницу, которая возводит тебя в Царство Небесное.
Не говори: «Если я проклинаю кого-то – это мелочь». Каждым проклятием ты служишь дьяволу. Бог создал язык для того, чтобы с его помощью ты говорил добрые слова, чтобы служил Богу, чтобы молился, чтобы утешал и учил своего ближнего. А ты, ты употребляешь язык для проклятий! Какое служение дьяволу! Или ты крадешь и думаешь: «Ничего, ведь никто не видит». Это служение дьяволу. Ты прокладываешь себе дорогу в ад. Или если ты сребролюбец, для тебя все и вся в этом мире – собственность: твоя нива, твое хозяйство, твоя земля – это для тебя самое важное. Ничего другого не видишь, Бога не помнишь; а если и вспоминаешь Его, то только один, два, три раза в год приходишь в храм и говоришь: «Готово!» Эй! Разве это служение Богу?! Разве для того Бог стал человеком, чтобы ты вспоминал о Нем раз в неделю, или раз в месяц, или два-три раза в год? Берегись, брат! Ты не служишь ни Ему, ни себе. Если ты редко вспоминаешь о Нем, ты на самом деле о себе редко вспоминаешь, о своем Царстве Небесном редко вспоминаешь. Куда пойдет твоя душа, когда выйдет из тела? Куда? Увы! Таков каждый из нас, пока не покается, пока не возненавидит свой грех, пока не изгонит его из своей души, пока не искоренит его, пока не возложит упование на Господа, чтобы Он очистил кающуюся душу. Если мы, христиане, останемся в своих грехах, в своих страстях – горе нам! Тогда мы проживем эту жизнь как непрестанное служение дьяволу через грехи, через саморазрушение.
|
Вот вы сегодня пришли причаститься, принять в себя Господа Христа, Который оставил Святое Причастие как свидетельство того, что Он воистину пришел в этот мир. Через Святое Причастие хлеб претворяется в Тело Господа Христа, а вино – в Кровь Его, чтобы мы жили, вечно причащаясь, потому что Господь дает Вечную Жизнь во Святом Причащении. Но вот ты в Святом Причащении принимаешь Господа Христа, принимаешь Бога – зачем? Чтобы твоя жизнь стала сегодня, прямо с этого дня, богослужением; чтобы ты возненавидел свой грех, чтобы потрудился изгнать всякий грех, чтобы покаялся перед священником и перед Богом и чтобы служил Господу Христу, исполняя Его святые заповеди, живя по Его Святому Евангелию. Ради этого Он и пришел в этот мир. Знай: и с меня, и с тебя Он спросит в день Суда исполнил ли ты Евангелие? Христос принес его в этот мир для тебя и для меня, чтобы спасти от ада и греха. А мы живем по своим желаниями, настроениям, по своим удовольствиям, фантазиям, мечтам… Не помним Божией мудрости, отвергаем заповеди Божии. Благословляем ли мы, когда нас проклинают, как заповедовал Спаситель? Творим ли добро тем, кто причиняет нам зло? Молимся ли мы за врагов (см.: Мф. 5: 44)? Служим ли братьям, исполняем ли слова Божии?
Послушай, наша душа – с Неба. Ей необходима небесная пища, ей необходим небесный воздух, ей необходимо небесное питие, и все это дает Господь Христос, все это Он дает через Святые Таинства и святые заповеди. И мы, христиане, – богачи. Если мы настоящие христиане, то мы обладаем неоскудевающим богатством. У нас такие богатые и блестящие учителя и воспитатели, что они ведут нас верным путем к Богу и к Царству Небесному.
Итак, сегодня мы чествуем самую совершенную и самую возвышенную Воспитательницу человеческого рода, Пресвятую Богородицу – Богоматерь. Она самим Своим существованием, а теперь на Небе – Своими молитвами, предстательствует за всех нас. Она нас ведет и руководит к Царству Небесному. Она непрестанно учит нас претворять свою жизнь в непрестанное служение Богу, в непрестанное богослужение, потому что этим мы служим сами себе и своему спасению.
О, да будет Она, Пресвятая, Преблагословенная, Славная Владычица наша Богородица Мария со всеми святыми, непрестанной Учительницей и Воспитательницей всем нам, всякому человеку, всему роду людскому, чтобы мы могли ощутить, что отдаем всю свою жизнь Господу Христу, Ему – Единому Человеколюбивому Богу, Ему – Вечной Истине, Вечной Правде, Вечной Жизни нашей и в этом, и в другом мире. Ему, через Пресвятую Богородицу, Владычицу нашу Богоматерь, Пресвятую Деву Марию, да будет честь и слава, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Преподобный Иустин (Попович)
Сайт Светославье, monastery.ru