Мысли святых отцов и подвижников благочестия о времени и вечности.
~ Что же такое время? Если никто меня об этом не спрашивает, я знаю, что такое время; если бы я захотел объяснить спрашивающему – нет, не знаю. Блаженный Августин Аврелий (354–430)
~ Один только Бог всегда будет пребывать вечным и нетленным, и с Ним будут те, которые сейчас нашли Его, и Его одного вместо всего возлюбили. Преподобный Симеон Новый Богослов (949–1022)
~ Творец времени бережет время, а мы его расточаем. Он спешит делать наше спасение, а мы откладываем. Утром говорим: начну в полдень. В полдень – отложу до вечера. Вечером – «это еще не последний час». В юности отлагаем спасение свое до зрелого возраста, в зрелом возрасте отлагаем до старости; в старости – до последней болезни. После этого нет ничего невероятного, что нощь смертная, когда никто не может делать, застанет нас совершенно не готовыми стать на суд. Епископ Лаврентий (Некрасов, 1836–1908)
~ Голос вечности один – неизменяем, непреложен. В ней нет непостоянства, переменчивости: в ней день – один, сердце – одно, мысль – одна. Соединяющий все воедино – Христос. Святитель Игнатий (Брянчанинов, 1807–1867)
~ Стоит только попристальнее вглядеться в настоящее, будущее вдруг выступит само собой. Николай Васильевич Гоголь (1809–1852)
~ Ни о чем так не заботятся в свете, как о провождении времени, и ничем так не злоупотребляют, как провождением времени. …Что есть время? В некотором смысле оно есть откровение вечного Бога. Где начало и конец времени? В вечности. Время есть как бы поток, изливающийся из вечности и опять погружающийся в вечность. Архиепископ Димитрий (Муретов, 1811–1883)
~ Время есть отношение бытия к небытию. Федор Михайлович Достоевский (1821–1881)
~ Свет вечности сияет для меня не в знании, а в совести. Вильгельм Виндельбанд (1848–1915)
~ Для чего существует время? Каков смысл времени? Воплотить вечность воплощением Бога в человеке и через Богочеловека совершить обо́жение человека, а через человека – обожение времени и пространства – мира. Преподобный Иустин (Попович, 1894–1979)
~ У Бога всё бывает вовремя, особенно для тех, кто умеет ждать. Архимандрит Иоанн Крестьянкин (1910–2006)
~ Богу можно молиться, только если мы утвердились в состоянии устойчивости и внутреннего мира, внутренней примиренности перед лицом Божиим; это освобождает нас от чувства времени: не объективного времени, за которым мы следим, но субъективного ощущения, что время мчится и что у нас времени не остается. Мы все находимся во власти времени, но по своей вине, время тут ни при чем. То, что время течет, и то, что мы куда-то спешим, – две совсем разные вещи. Спешить – это внутреннее состояние; действовать точно, метко, быстро – это дело совсем другое. Митрополит Антоний Сурожский (Блум, 1914–2003)
~ Вечность – не уничтожение времени, а его абсолютная собранность, цельность, восстановление. Вечная жизнь – это не то, что начинается после временной жизни, а вечное присутствие всего в целостности… Все христианство – это благодатная память, реально побеждающая раздробленность времени, опыт вечности сейчас и здесь. Поэтому все религии, всякая духовность, направленные на уничтожение времени, суть лжерелигии и лжедуховность. «Будьте, как дети» – это и означает «будьте открыты вечности». Вся трагедия, вся скука, все уродство жизни в том, что нужно быть «взрослым», от необходимости попирать «детство» в себе. Протоиерей Александр Шмеман (1921–1983)
~ Для верующего христианина будущая жизнь есть радость непостижимая, радость, превосходящая ту радость богообщения, которая дается ему еще в этой жизни – в молитве, Литургии, приобщении Святых Христовых Таин, потому что тогда Бог будет всё во всём и не будет никакого отпадения от этой радости, она будет лишь бесконечно возрастать. У истинно верующего всегда есть утешение – предвкушение вечной жизни. В обывательском мнении будущая жизнь превратилась в некий призрачный подмир, место «заслуженного отдыха» после трудов настоящей жизни. Это скорее некая эмоциональная проекция, утешение для тех, кто не желает взглянуть прямо в лицо тому, что стоит за их безверием. Их неспособность поверить в вечную жизнь коренится в одном и том же обстоятельстве: они верят только в этот мир, у них нет ни опыта, ни знания, ни веры в мир иной, и главное: они верят в такого бога, который не способен воскрешать мертвых. Иеромонах Серафим (Роуз, 1934–1982)
Духовный, литературно-исторический журнал Восток Свыше