• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения
13 апреля 2023 года

"Не бо врагом Твоим тайну повем..."

Слово в Страстную седмицу. Великий Четверг


С Великим Четвергом! Какие сегодня замечательные и вместе с тем страшные слова мы с вами услышали: Не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда. И обратим внимание, воспоминание о Тайной Вечере сопряжено с воспоминанием о предательстве Иуды.

Горе нам, если мы считаем, что в Церкви мы воспоминаем только некогда бывшее событие. Распятие, страдания и предание даже до смерти по воле Отца Небесного – это постоянно происходящее событие в надмирной истории. Христос до сих пор проливает Свою Пречистую Кровь на кресте ради спасения каждого из нас. И каждый раз, когда проливается Кровь ради спасения человека, многие не только отказываются от этой Крови спасительной, не только отказываются от спасительного подвига Христа Спасителя, но еще и совершают надругательство над Христом, страдающим на кресте, совершают надругательство над Его Пречистой Плотью и Кровью. Одни причащаются в жизнь вечную, другие причащаются в вечное осуждение. И как справедливо сказал святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский: «Погибают не потому, что хотят погибнуть, а потому, что не хотят спастись».

Что же такое предательство и почему оно происходит? От недостатка доверия, от неверия Христу Спасителю, от неверия в Его спасительный подвиг, от неверия в то, что вот такое умаление Сына Божия – страдания на кресте, заушения – принимает Творец ради Своего создания. Для чего? Что это за любовь? Так вот, предательство – это есть недостаток любви.

Нам было показано два примера Евангельской истории. Один из них – это предательство Иуды, отчаяние. За тридцать сребреников предал он Христа. Он ничем не был умалён от святых апостолов. Он был так же прозорлив и так же был чудотворцем. Но зависть снедала его и корысть, он решил заработать и целованием предал своего Учителя. Ведь он-то хотел увидеть своего Учителя земным царем и приобрести некое достойное место рядом с этим царем, и хотел богатеть, но не в Бога. Вот он и решил продать своего Учителя, естественно, от недостатка любви к Богу, но и от большой любви к земной жизни, к её удовольствиям. Он понимал жизнь так, как ему это нравилось. И совсем не принимал той жизни, которую принёс Христос Спаситель. Царство Моё не от мира сего (Ин. 18, 36), – это не было понятно для Иуды. Он хотел здешнего царства, он хотел здесь иметь много денег, поэтому и предавал постоянно в мыслях своего Божественного Учителя.

Другое дело – апостол Пётр. Некоторые полагают, что он отрёкся только внешне, внутренне же не предавал Христа. Но допустим даже, что он внутренне не отказался от Христа, что это внешнее отречение. «Не знаю я Сего Человека» (Лк. 22, 57), – это было уже отречение от своего апостольского служения, от той благодати и даров, которых он был сподоблен. И он нуждался уже в восстановлении своего апостольского звания, служения после явления Воскресшего Христа Спасителя. Оказывается, даже и внешнее отречение от своего Учителя не проходит бесследно для человеческого сердца. И даже тогда, когда я руководствуюсь мирскими обычаями и традициями и боюсь обидеть человека, я до сих пор не боюсь обидеть Бога и предаю Его. А это опять-таки происходит от недостатка любви. Апостол Пётр всю жизнь свою плакал, когда слышал пение петухов, которое напоминало ему об этом страшном для него отречении. Но он сподобился любви, восстановления своего апостольского звания, и плакал он, скорее, не столько от раскаяния, сколько от той Божественной любви, которую он почувствовал в себе.

Достаточно только попросить у Бога прощения и сказать: «Господи, Ты знаешь, как я люблю Тебя. Да, я немощен, да, я слаб, но Ты знаешь, как я люблю Тебя. Помоги мне, Господи, моему неверию». И Господь сподобляет такой милости – Он открывает всего Себя человеку, и человек истаивает от Божественной любви. Он страдает, что никак не может восполнить своей жизнью, своей любовью ту любовь, которой любит Бог Своё создание. Ведь ради любви к человеческому роду Господь и отдал Себя на крестные страдания. Он был послушен Своему Отцу даже до смерти – смерти крестной.

Плоть и Кровь, которых мы теперь приобщаемся, дорогие братья и сёстры, это есть плод любви. Любовь даже до смерти, даже до крови – вот это и есть любовь. Тот, кто любит Христа, подвизается также до крови. Когда мы причащаемся Тела и Крови Христовых, дорогие, и об этом слишком много можно говорить, мы не только приобщаемся Самого Господа, приобщаемся к Его жизни, мы становимся с Ним едины. То, чем является Бог по существу, человек после приобщения становится таковым по благодати: «Бог – в моем сердце, и я в Нём пребываю».

Но это ещё каждый раз, дорогие братья и сёстры, нам напоминает: если Бог полюбил человеческий род даже до смерти, отдал Свою Пречистую Кровь и Плоть для снедения, для того, чтобы мы теперь смогли приобщиться к Его вечной жизни и быть вместе с Ним, то неужели мы будем настолько неразумны, что не постараемся хоть немного подвизаться, отдать свою плоть и кровь, чтобы приобщиться к Духу. И если мы предаем Христа, то это – от недостатка любви. Однако любовь приобретается, дорогие мои, только жертвенным служением. Необходимо посягнуть на всё то, что мне дорого, на то, что является плотским мудрованием. Я должен отказаться от всего, чтобы жил во мне Христос, посягнуть на умерщвление плотской жизни, посягнуть на то, чтобы предать себя воле Отца даже до смерти.

Покажи, человек, насколько ты любишь Христа. Ведь каждый день проливается Его Пречистая Кровь и раздробляется Его Пречистое Тело для того, чтобы мы приобщались к Его жизни. Каждый день! И не забываем, Кто нам преподается в Таинстве Причастия! Но неужели мы не сможем посягнуть на отказ от ветхого человека ради любви к Богу, Который всё для нас сделал? Недостаток любви – это есть не только состояние человека, который бережёт лишь себя и эгоистически проявляет свою жизнь, который живёт только для себя, но и отказ от любви к ближнему. Он защищает себя, а отсюда недалеко и до предательства, дорогие братья и сёстры.

Всякий раз, когда мы не совершаем Божественной заповеди, не посягаем на умерщвление ветхого человека, мы предаем Христа. И не потому, что не хотим приобщиться к вечной жизни, а ради того, чтобы приобрести хотя бы один или два, а может быть, и полсребреника. Ибо всё это, если мы соблюдаем только лишь свои интересы, оставляет нас здесь, на земле, но не подымает горе. «Я приобретаю сребреники, ради чего и живу», – говорю я сам себе. Я утешаю себя тем, что люблю Бога, но в своём разуме, но не живу с Богом в своём сердце. Это и есть предательство. А предательство, дорогие братья и сёстры,  – это уже шаг к тому, чтобы отказаться от Христа в этой жизни, но тогда Христос не сможет нас принять и в вечную жизнь.

Апостол Павел справедливо говорит: «Подвизаться необходимо даже до смерти и до пролития крови» (Евр. 9, 22). Тот, кто любит Христа, тот жаждет пострадать за Бога. Где же взять столько любви, дорогие братья и сёстры, которой в нас и нет? Мы больше любим себя, мы боимся всякого утеснения нашей жизни, мы слишком прилеплены к этой жизни. И вот здесь-то Гефсиманская молитва нам и помогает: Отче, да мимоидет чаша сия (Мф. 26, 39). Признайся, человек, что очень трудно отказаться от себя. Признайся и не оправдывай себя, но самое главное, вспомни, что в Гефсиманской молитве сказал Христос: «Да мимоидет чаша сия». Ты – мой Отец, поэтому я к Тебе и обращаюсь, Отче. Я знаю, что без пролития крови нет прощения, но я хочу любить Тебя. Даруй мне, Господи, любовь Твою.

Он нам и показал путь, по которому необходимо пройти: Но, впрочем, не что Я, а что Ты, Отче, хочешь (Мф. 26, 39). И вот, когда мы так скажем, дорогие братья и сёстры, и когда услышим голос Божий, не ожесточите сердец ваших (Евр. 3, 15). Господь Своею любовью начинает спасать человека через испытания и малые скорби. Возблагодари, христианин, Бога, ибо ты как сын биен и принимаем только лишь тогда, когда наказываешься, но наказание это не принимай как желание Бога тебя обидеть, оскорбить и причинить тебе боль, а наказание это – как научение. Помни, человек, что ты сын Божий и ты рождён для вечности. И если Бог тебя возлюбил так, что пролил Свою Пречистую Кровь и отдал Своё Тело в снедь тебе, чтобы ты приобщён был к Его жизни, то и ты, христианин, – ты к этому и призван – подвизайся даже до крови! Заставь себя полюбить Бога и не предавай Его даже в малом.

C праздником!



Архиепископ Алексий (Фролов), "Проповеди"