• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения

XX век

ело благоукрашения Махрищского монастыря продолжил иеромонах Олимпий (с 1903 г. – игумен), бывший благочинный Лавры, подвизавшийся в обители преподобного Сергия 31 год. При игумен Олимпии (1898-1906) было устроено водяное отопление в холодном Троицком храме, где теперь стали возможны праздничные службы в зимнее время. В 1900 году стараниями строителя в монастыре был организован приют для сирот и детей бедного крестьянского населения, а также церковно-приходская школа, после окончания которой многие дети имели возможность остаться в монастыре для обучения разным ремеслам в монастырских мастерских [1]. В эти же годы была открыта библиотека, постоянно пополнявшаяся книгами и периодическими изданиями: "Русский паломник", "Кормчий", "Церковные душеполезные чтения".

По случаю предстоящего празднования 500-летия со дня блаженной кончины преподобного Стефана был значительно перестроен Стефановский храм. Первоначально, еще в 1903 году, старую церковь предполагалось полностью разобрать, однако, Императорское Московское Археологическое общество под председательством графини П.С.Уваровой выразило согласие лишь на частичную перестройку храма, причем с сохранением древней колокольни, как представляющей "археологический и художественный интерес". В обращении к автору проекта реконструкции архитектору Ивану Фелициановичу Мейснеру (в ноябре 1905 года) гр. Уварова подчеркивала, что "общество не находит возможным разрешить пристройку с западной стороны к колокольне Стефановской церкви и считает необходимым оставить паперть открытой" [2].

Графиня П.С.Уварова Проект реконструкции храма преподобного Стефана в 1904-06 гг.

В результате реконструкции была возвышена средняя часть храма с устройством свода и шатра с перекладкою части существующих стен и подводкою местами нового фундамента, устроен новый алтарь взамен ветхого прежнего, с юго-запада вместо каменного сарая была сделана каменная пристройка со сводами для расширения храма. В самом храме был установлен новый дубовый иконостас, сделаны вновь престол и жертвенник, два клироса и киоты. Столярные работы производились известным александровским мастером Чистяковым, живописные – Ф.Д.Лавровским.

Освящение перестроенного храма совершил 5 июня 1906 года наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрит Товия в сослужении Махрищского строителя Мелхиседека с братией.

14 июля 1906 года Махрищская обитель торжественно праздновала 500-летие со дня преставления преподобного Стефана. 12 июля после поздней Литургии в 9 часов утра из Успенского собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры вышел крестный ход с хоругвями и освященными на мощах преподобного Сергия иконами чудотворцев Стефана и Сергия. "Чудное зрелище представляло это море голов с развивающимися над ними золотыми хоругвями, с длинным рядом икон в золоченных ризах, драгоценные камни которых блестели под лучами солнца. Прежде чем отправиться в путь, у раки святого Сергия был отслужен напутственный молебен. Неумолкаемый звон лаврских колоколов сопровождал крестный ход; громадный народный хор, не переставая, пел канон прп. Сергию. Богомольцев, следовавших в Махрищенскую обитель, нужно было считать десятками тысяч. Дорога лежала мимо Гефсиманского скита, откуда недалеко находится граница Московской и Владимирской губернии. Миновали села: Минково, Дерюзино, Воронино… Везде крестный ход встречали колокольным звоном, местное духовенство с иконами и хоругвями выходило навстречу и присоединялось, увеличивая все больше и больше число паломников, - толпы крестьян из сел тоже вливались в эту чудовищную человеческую струю..." [3]

13 июля в полдень крестный ход достиг обители, которая с раннего утра была переполнена богомольцами. Прибывший в это же время в обитель Московский митрополит Владимир с архиереями и архимандритами, духовенством и монастырской братией под непрестанный перезвон колоколов вышел навстречу приближающемуся крестному ходу, издалека волнующему пением огромного народного хора. После молебна с акафистом преподобному Стефану заблаговестили к малой вечерне, а в половине седьмого ко всенощной. "Обновленный храм был переполнен народом, но больше половины паломников не могли попасть в него; для удобства остальной массы служили еще другую всенощную в большой палатке, причем все богомольцы стояли на открытом воздухе. Во время литии был совершен вокруг храма крестный ход при колокольном звоне; по окончании службы, в продолжение всей ночи у раки преподобного совершались молебны". Наутро были отслужены четыре литургии (две ранние – в Троицком соборе, вверху, и в Петропавловской церкви и две поздние – в храме прп. Стефана и в Троицком соборе). Закончилось тожество крестным ходом вокруг всего монастыря.

Последнее десятилетие перед закрытием Махрищской обители тесно связано с судьбами Зосимовой пустыни и Гефсиманского скита.

1909 году строителем в Махрищский монастырь был назначен игумен Зосимовой пустыни Герман (Гомзин) [4]. Ученик и сподвижник великих Гефсиманских старцев Александра († 1878 г.) и Варнавы († 1906), прекрасно организовавший монашескую жизнь в Зосимовой пустыни игумен Герман был оклеветан одним из своих ближайших учеников и по распоряжению лаврского начальства переведен в Махрищский монастырь, нуждавшийся после увольнения игумена Олимпия в хорошем настоятеле. С пятью учениками Зосимовский подвижник прибыл в Махру 14 сентября – в день памяти свт. Иоанна Златоуста (некогда также изгнанного из Константинополя). Однако  уже 4 ноября благодаря ходатайствам и молитвам многочисленных духовных чад  (в том числе  Великой княгини Елисаветы Феодоровны) старец получил повеление вернуться обратно.

Схиигумен Герман (Гомзин)

Вместо него на должность строителя назначается его келейник, зосимовский иеромонах Корнилий (1909-1915). Происходивший из крестьян Харьковской губернии, строитель Корнилий (в миру Константин Зоря) начал свой монашеский путь в Троице-Сергиевой Лавре, а через пять лет был перемещен в Зосимову пустынь, где в 1895 году был пострижен в монашество, а в 1897 году рукоположен в иеромонаха. Еще в Зосимовой пустыни проходивший послушания ризничего, библиотекаря, духовника богомольцев отец Корнилий приобрел достаточный опыт и старался управлять Махрищской братией в духе, воспринятом от старца Германа. При нем в монастыре (в 1910 году) была устроена богадельня для престарелой братии (до того времени достигшие преклонного возраста монахи помещались в лаврскую богадельню) и введено больничное послушание. Стараниями строителя вновь украшается Стефановский храм, в котором в 1911 году на средства благотворителя арендатора Семеновской фабрики Алексея Ганшина был установлен металлический вызолоченный иконостас басменной и чеканной работы с эмалированными ажурными украшениями. В 1915 году иеромонах Корнилий по собственному прошению был уволен от должности строителя, но до самого закрытия монастыря оставался ризничим и духовником братии.

ва последних настоятеля Махрищского монастыря были пострижены в монашество в Гефсиманском скиту Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Иеромонах Израиль (р.1870 г., в миру – Андреев Иван Андреевич) был ближайшим учеником и келейником старца Даниила. В должности Махрищского строителя он пробыл всего год, а после смерти Гефсиманского скитоначальника игумена Мефодия (в 1916 году) был переведен на его место. Совсем молодому еще игумену пришлось отстаивать родной скит в страшные годы разорения Лавры. Гефсиманский скит, превращенный в 1919 году в сельскохозяйственную артель, долгое время оставался духовным центром и крупнейшей монашеской обителью в окрестностях Сергиева Посада [5]. Прекрасно налаженную жизнь обители, благодатные по-монашески строгие богослужения, возглавляемые музыкальным игуменом Израилем, привлекали сюда многих богомольцев.

В 1831 году игумен Израиль был осужден на 9 лет ссылки в Казахстан, но в 1937 году снова арестован и 29 декабря расстрелян в Семипалатинске.

Должно быть, не менее трагичны и судьбы последних Махрищских насельников во главе с игуменом Евгением встретивших страшный 1918 год.

Последний настоятель Махрищской обители игумен Евгений (в миру Ефрем Лукьянов) положил начало иноческой жизни в Гефсиманском скиту, где подвизался почти тридцать лет, проходя послушания пономаря, ризничего, чредного священнослужителя. 6 апреля 1916 года иеромонах Евгений был назначен строителем Махрищского монастыря, а 8 мая (нового стиля) 1918 года  Святейшим Патриархом Тихоном был возведен в сан игумена в Троицком соборе Лавры.

еками складывавшейся красоте и мерному строю монашеской жизни, внешнему благолепию и той духовной высоте, на которую поднялась обитель в начале XX века, оставалось цвести совсем недолго. Шесть тревожных лет до закрытия обители не прекращается монашеская жизнь, совершаются постриги, не угасает монашеская молитва. Но сухие строки архивных документов доносят до нас  отголоски страшных революционных событий: обыски, погромы, арест монахов, сопровождавших во время крестного хода чудотворную Тихвинскую икону, изъятие церковных ценностей. По последним послужным спискам перед закрытием монастыря в обители оставалось не более тридцати насельников, из них больше половины уже немолодые монахи. Все они встретили 1923 год и стали свидетелями закрытия и разорения родной обители.

Законодательно монастырь был закрыт 5 января 1923 года. В 1922-24 годах в стенах монастыря размещалась сельскохозяйственная школа, в 1924 храм преподобного Стефана был передан в ведение Главмузея, а остальные постройки – Александровского уездного исполкома, часть построек сдавалась в аренду Карабановской ткацкой фабрике, часть – была отдана детскому дому беспризорных детей. В 1925 году были сняты и переданы в распоряжение Госпромцветметалла древние монастырские колокола. До войны в монастыре была устроена больница, в закрытых храмах – склады.

В 1942 году взорвали Стефановскую и Троицкую церкви, колокольню, щебень от которых был использован на сооружение аэродрома в д. Слободка Киржачского района. В послевоенные годы в уцелевших зданиях размещались детский дом, дом отдыха Академии наук, а с 1989 года – пионерский лагерь Мурманского отдела народного образования. Монастырь все больше терял свой вид, перестраивался, ветшал и разрушался. И уже не верилось, что когда-нибудь здесь вновь возродится иноческое служение. Но нет невозможного у Бога.

1993 году архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием на оскверненной территории монастыря был водружен памятный крест в честь 600-летия со дня преставления преподобного Сергия, не раз бывавшего в этой обители. Вслед за этим  в полуразрушенном корпусе, примыкавшем к храму Святых апостолов Петра и Павла, поселились и первые насельницы со старшей сестрой монахиней Елисаветой, ставшей вскоре их настоятельницей. Немало трудностей пришлось перенести, прежде чем наладилась жизнь и начались первые богослужения в Петропавловскои храме.

Чудом нашлись и благотворители. В 1995 году сестры обратились за помощью к Президенту концерна «Росэнергоатом» Поздышеву Эрасту Николаевичу. С тех пор  и по сей день Эраст Николаевич со своими сотрудниками делают все возможное для возрождения этой древней обители. Они не только восстанавливают монастырь, но и участвуют в церковной жизни обители, в богослужениях, приезжают на праздники.

Постепенно восставали из руин жилые корпуса, старинная трапезная. Котельная была выстроена заново. Проложены коммуникации. Организовано подсобное хозяйство. Построена новая общеобразовательная школа в селе.

Но в монастыре не было главной святыни: храма над мощами преподобного Стефана. Летом 1996 года начались изыскательные и археологические работы по исследованию остатков Стефановского храма. К всеобщей радости, фундамент его, состоявший из больших валунов, оказался в хорошем состоянии. И вот 14 ноября 1996 года состоялась торжественная закладка первого камня. Храм рос буквально на глазах. Наиболее сложным этапом оказалась сборка шатра на земле, а затем подъем всей конструкции и установка ее на восьмерике. Привезли колокола. Впервые после 75-летнего безмолвия  окрестности огласились полнозвучным звоном. 14 ноября 1997 года, ровно через год после закладки первого камня, над храмом был поднят крест.

Здание было еще в лесах, еще шли штукатурные работы под куполом и в алтаре, еще не были настланы полы, а на 25 ноября уже было назначено освящение храма.

Из летописи монастыря, датированной 25 ноября 1997 года:

«… Около десяти часов утра прибыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. С пением тропаря Святой Троице Предстоятеля Русской Православной Церкви проводили в новый храм.

Сей храм, построенный над обретенными мощами преподобного Стефана Махрищского и считавшийся ранее северным приделом Троицкого собора, первоначально был освящен в 1558 году в присутствии царя Иоанна Грозного. И вот теперь, спустя почти 440 лет, престол во имя преподобного Стефана Махрищского освятил Святейший Патриарх. Впервые после стольких лет запустения  Его Святейшеством была принесена Бескровная Жертва над местом погребения Махрищского чудотворца. В начале богослужения, к великой радости сестер и прихожан, настоятельница монахиня Елисавета была возведена Святейшим Патриархом в сан Игумении.

Служба прошла на одном дыхании. Собравшийся народ не сводил глаз со своего Первосвятителя. Прекрасно пел хор. За многолюдством многие не смогли войти в храм и молились на монастырской площади.

На молитвенную память о пребывании в Махрищском монастыре Матушка Игумения преподнесла Его Святейшеству вышитую сестрами обители Тихвинскую икону Божией Матери с предстоящими преподобными Сергием и Стефаном.

Святейший Патриарх разделил праздничную трапезу, посетил церковь святых апостолов Петра и Павла, осмотрел территорию монастыря, с участием вникая в проблемы и нужды сестер. С благодарностью и грустью провожали сестры Святейшего Патриарха. Сей знаменательный день навсегда останется в памяти. Пусть впереди еще много забот, полностью работы в храме будут закончены не ранее чем через год. Но верим, что и далее не отымет Господь милости своей, но вознесет, ущедрит и прославит место сие молитвами всею жизнью прославившего Его преподобного Стефана Махрищского»

В следующем  1998 году начались сложнейшие реставрационные работы в надвратной церкви преподобного Сергия, находившейся на грани полного разрушения. Работы завершились за восемь месяцев, и в октябре 1998 года в канун празднования памяти преподобного Сергия храм был освящен.

В том же году начались раскопки на месте Троицкого собора. Удалось полностью раскрыть его фундаменты. В белокаменном саркофаге ХVI века были обретены мощи святителя Варлаама. В день памяти преподобного Стефана Махрищского 27 июля 2000 года святитель Божий Варлаам был прославлен в лике местночтимых святых Владимирской епархии. Обитель обрела еще одного небесного предстателя и покровителя.

Торжественное богослужение в день праздника возглавил Его Высокопреосвященство архиепископ Тверской и Кашинский Виктор, ему сослужили Его Высокопреосвященство архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий, Его Высокопреосвященство Иосиф, викарий Рязанский. После Божественной Литургии состоялся крестный ход внутри монастыря с мощами новопрославленного святителя.

Самый большой праздник обители – 27 июля, день памяти ее основателя, преподобного Стефана, Махрищского чудотворца. День этот почитается издавна. Когда-то на этот праздник ежегодно из Троице-Сергиевой Лавры сюда ходили крестным ходом. Священство и тысячи паломников шли целый день, и к вечеру под открытым небом совершали всенощное бдение, а ночевать располагались прямо под стенами обители, на лугу. До трех тысяч человек собиралось, чтобы почтить память преподобного Стефана. И в наше время в этот день сюда стекается множество людей – духовенство, гости, паломники. После службы всем богомольцам раздают монастырский квас и булки, и трогательно видеть, с каким благоговением принимают люди эти хлебы, как благословение самого преподобного Стефана.


[1] Школа просуществовала до 1908 года, т.к. в округе за это время открылись училище при фабрике Барановых, земская начальная школа на 250 человек, несколько церковно-приходских школ в соседних деревнях. В самой Махре земская начальная школа была увеличена от 100 до 200 детей.

[2] Каменная паперть была все-таки пристроена к колокольне в 1912 году. В рапорте строителя Корнилия говорилось, что "из-за маловместимости храма богомольцам иногда приходится стоять на воле, в плохую погоду это бывает неудобно".

[3] Выдержки из журнала "Нива" (1906 г., №31).

[4] В 2000 году схиигумен Герман канонизирован как местночтимый святой Владимирской епархии.

[5] В 1919 году скит принял братию, изгнанную из Троице-Сергиевой Лавры и некоторых других монастырей.

< XIX век XXI век >